Организация работы внутрихозяйственного транспорта

 

 

Транспортные работы тесно связаны с организацией труда и производства, как в отраслях, так и в хозяйстве в целом. Своевремен­ная подвозка семян, перевозка убранного урожая и т. д. во многом предопределяют успех выполнения отдельных работ, результаты деятельности предприятий. Расходы на содержание и использова­ние транспортных средств составляют 20—30 % общей суммы зат­рат на производство продукции растениеводства и животноводства. Объем грузов, которые ежегодно необходимо перевозить на каждом предприятии, зависит от местных условий, специализации и сочетания отраслей, уровня интенсивности производства. В среднем по стране он составляет 35—40 т на 1 га угодий с колеба­нием от 20 до 55 т.

По характеру грузопотоков перевозки подразделяют на внутри­хозяйственные и межхозяйственные. На долю первых (в пределах бригад, отделений, животноводческих ферм) приходится более 80 % всех перевозок в тоннах и свыше 45 % грузооборота, измеряе­мого в тонно-километрах. Межхозяйственные перевозки (постав­ка продукции потребителям, транспортировка минеральных удоб­рений, осуществление других производственных связей) состав­ляют соответственно 20 и 55 %.

Для автомобильного транспорта в соответствии с принятой классификацией установлены следующие три группы дорог:

Þ с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонные, це-менто-бетонные, брусчатые, гудронированные);

Þ с твердым покрытием (булыжные, гравийные, щебенчатые) и грунтовые улучшенные; естественные грунтовые.

 

Все грузы по степени использования грузоподъемности транс­портных средств подразделяются на четыре класса: 1 — 100 %, 2 — 99—71, 3 — 70—51, 4 — до 50 %. К 1 классу относятся такие груп­пы, как зерно (при упаковке в мешках); ко 2 — сахарная свекла, картофель; к 3 — помидоры, арбузы; к 4 — сено, солома (не­прессованные). Масса кубического метра указанных грузов соот­ветственно составляет, кг: 750—800, 650-700, 500—600, 40—70.

Различия в удельном весе сельскохозяйственных грузов обус­ловливают большие колебания в издержках на их погрузку, транс­портировку, оказывают существенное влияние на уровень исполь­зования транспортных средств. При перевозке объемных грузов расходы в 2—3 раза выше, а уровень использования транспортных средств в 1,5—2 раза ниже, чем при транспортировке грузов с боль­шим удельным весом.

Для перевозки в сельском хозяйстве применяются автомобили, тракторы, живая тягловая сила, а на большие расстояния — реч­ной, воздушный и железнодорожный транспорт. На животновод­ческих фермах распространены разного рода наземные трубопро­воды, подвесные дороги и т. д. Для сравнительной экономической оценки транспортных средств используют следующие основные показатели: затраты труда на единицу работы, ее себестоимость, сумма приведенных затрат.

Исследования и опыт передовых предприятий показывают, что наибольший экономический эффект достигается при использова­нии автомобилей, особенно при транспортировке грузов на боль­шие расстояния, то есть на межхозяйственных перевозках. Это объясняется тем, что при перевозках на короткие расстояния ско­рость автомашин значительно снижается: при транспортировке грузов на 10 км — на 1 %, на 1,5 км — почти на 17 %.

На внутрихозяйственных перевозках экономически целесооб­разно использовать тракторы, особенно при отсутствии хороших дорог. С ростом парка машин доля гужевого транспорта в общем объеме выполняемых работ значительно снижается. Он необхо­дим при транспортировке внутрифермских грузов, на обслужива­нии машинно-тракторных агрегатов, а также при выполнении многих других хозяйственных работ. Расчеты показывают, что се­бестоимость тонно-километра при перевозке грузов тракторами в 3—4 раза, а лошадьми в 4—5 раз выше, чем автомобилями.

Однако это не означает, что тракторный парк и конный транс­порт не должны использоваться на перевозке сельскохозяйствен­ных грузов. Наоборот, в целях сокращения сроков выполнения ра­бот, особенно в наиболее напряженные периоды года (весенний сев, уборка урожая), следует в максимальной степени использовать все имеющиеся в хозяйстве транспортные средства, а в случае необ­ходимости и при наличии реальной возможности привлекать до­полнительно транспорт специализированных и других организаций. Наряду с прямым эффектом (экономией затрат труда и средств) не­обходимо учитывать совокупный эффект, получаемый хозяйством в результате проведения важнейших работ в лучшие агротехнические сроки и сокращения потерь выращенного урожая. Прибавка урожая в данном случае окупает дополнительные затраты.

Важная составная часть организации производства — опреде­ление потребности хозяйства в транспортных средствах. При оп­ределении необходимого числа грузовых автомашин для выполне­ния тех или иных работ следует иметь данные, характеризующие объем, расстояние перевозок, продолжительность рабочего пери­ода, фактическую грузоподъемность, состояние дорог.

Объем перевозок рассчитывают, исходя из валового сбора про­дукции сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, объемов перемещаемых минеральных и органи­ческих удобрений, строительных материалов, кормов, семян, неф­тепродуктов и т. д. При этом учитывают расстояние и повторность транспортировок, например поступление зерна с поля на зерно­очистительный ток, с тока в хранилище или на заготовительный пункт.

Общий объем грузоперевозок (с учетом экономической целесо­образности и реальных возможностей хозяйства) распределяют по видам транспортных средств — на грузовые автомашины, тракто­ры и живую тягловую силу.

Среднесписочную потребность хозяйства в автомобилях на расчетный период устанавливают на основе объема грузоперево­зок и средней производительности одной автомашины за период.

Потребность хозяйства в транспортных прицепах рассчитыва­ют, исходя из наличия колесных тракторов, используемых на транспортных и других хозяйственных работах. При этом на 1 трактор планируется иметь 1 прицеп.

Потребность в специальных автомашинах (автопередвижные ремонтные мастерские, механизированные заправочные агрегаты и т. д.) определяют на основе объема тех или иных работ и норм нагрузки, установленных в хозяйстве на 1 специальную машину (агрегат).

Важное значение имеет расчет потребности в транспортных средствах для выполнения отдельных работ в определенный отре­зок рабочего времени. Его можно произвести по схеме, предло­женной Н. И. Толкачевым.

Þ Время одного рейса (Тр)определяют по формуле, ч:

Тр=2L / Vср + Тп + Тр

где L - длина пути в один конец, км; Vcpсредняя скорость движения, км в 1 ч; Тпвремя на погрузку, ч; Трвремя на разгрузку, ч.

Þ Число рейсов одной автомашины (Nр) рассчитывают так:

Np = (N р.д. · Тн) / Тр

где N р.д. число рабочих дней за период; Тн— продолжительность работы машины в наряде, ч.

Þ Объем грузоперевозок одной автомашины за рабочий период (Qа) будет равен, т:

Qа =Np · Га

где Га — среднефактическая грузоподъемность одной автомашины, т.

Þ Число автомашин, необходимое для перевозки грузов (Nа), определяют по формуле:

Nа = Qп / Qa

где Qп — объем грузов, подлежащих перевозке за рабочий период, т.

Потребность в автомобилях на перевозке зерна от комбайнов на ток при средних условиях организации производства в значи­тельной мере зависит от числа комбайнов в уборочно-транспорт-ном подразделении. Эта потребность резко возрастает при умень­шении числа комбайнов в подразделении, так как соответственно возрастают простои автомобилей в ожидании погрузки. С другой стороны, излишняя численность комбайнов усложняет управле­ние работой подразделения и учет ее качества.

При невозможности своевременно выполнить расчетный объем грузоперевозок фактическим парком автомашин на транс­портных работах используют тракторы и грузовые автомобили, привлеченные со стороны.

При оценке уровня организации использования грузовых авто­мобилей применяются следующие показатели.

Þ Коэффициент технической готовности автомобиля(Ктг):

Ктг = Тр / (Тр + Тп)

где Трвремя работы автомобиля за расчетный период, ч; Тпвремя простоев по техническим причинам, ч.

Þ Коэффициент использования грузоподъемности(Кг):

Кг = Гф / Гт

где Гф — грузоподъемность автомобиля фактическая, т; Гт — грузоподъемность тех­ническая, т.

Число отработанных дней на одну автомашину за расчетный пе­риод (год).

Þ Коэффициент использования запаса рабочего времени в расчетный период(Кт):

Кт = Nф.р.д. / Nз.р.д.

где Nф.р.д. — фактически отработанное число дней за период; Nз.р.д.— запас (фонд) ра­бочих дней.

Þ Коэффициент использования годового календарного времени(Кг.т.). Может определяться как по каждому автомобилю, так и в сред­нем по автопарку. В среднем по автопарку данный показатель ра­вен:

Кп = S Nр.д.а. / (SNa · 365)

где S Nр.д.а. — сумма отработанных за год машино-дней всеми автомобилями; SNa · 365— число машино-дней пребывания в году всех автомобилей.

Общий за расчетный период или среднесуточный пробег автомоби­ля (L), км.

Общий за расчетный период или среднесуточный пробег автомоби­ля с грузом (Lг), км.

Коэффициент использования пробега (Kпр),который в данном случае равен (Lг / L.)

Выработка на один автомобиль (за расчетный период, день), ткм.

Себестоимость 1 ткм автотранспортных работ, руб.

Эффективность использования грузовых автомобилей во мно­гом зависит от степени механизации погрузочных и разгрузочных работ. В структуре рабочего времени смены на их долю приходится 15—20% и более. Повышение уровня механизации трудоемких процессов значительно сократит простои транспортных средств, создаст необходимые предпосылки для увеличения их производи­тельности и снижения себестоимости выполняемых работ.

Большое значение имеют создание и внедрение эффективных транспортных средств, отвечающих особенностям сельскохозяй­ственного производства. Требуют решения такие проблемы, как повышение грузоподъемности машин, увеличение их проходимо­сти, скорости движения, объема кузова, расширение выпуска ав­томобилей специального назначения, а также прицепов и полу­прицепов, обеспечивающих механизированную разгрузку перево­зимых грузов, и т. д.

Крупный резерв повышения эффективности сельскохозяй­ственного производства — строительство благоустроенных дорог. В ряде районов страны они находятся в неудовлетворительном со­стоянии, что наносит большой ущерб предприятиям и государству в целом. Задерживается доставка продукции, увеличивается износ транспортных средств, возрастают издержки. Практика свиде­тельствует, что затраты на сооружение хороших дорог имеют вы­сокую отдачу, окупаются за сравнительно небольшой промежуток времени — два-три года (за счет сокращения потерь выращенного урожая и значительной экономии расходов, связанных с содержа­нием и использованием транспорта).

Весьма важен выбор формы организации внутрихозяйственно­го транспорта. Исследования и практика свидетельствуют, что наибольший эффект достигается, когда на базе автопарка пред­приятия создают автотранспортный кооператив, оказывающий услуги по перевозке грузов за плату, самостоятельно формирую­щий и распределяющий свои доходы и организующий работу с предприятием и обслуживаемыми подразделениями на договор­ной основе.

В условиях, позволяющих иметь грузовые автомобили в личной собственности, целесообразна организация их использования на индивидуальной договорной основе.

Предприятие имеет возможность использовать централизован­ный на внехозяйственном уровне автотранспорт, брать на прокат специализированные грузовые автомобили для осуществления случайных кратковременных перевозок грузов и др.

Широкие возможности применения различных форм органи­зации грузового автотранспорта создают условия для конкуренции и в конечном итоге для повышения эффективности его работы.