Система кооперации в России
Система сельскохозяйственной кооперации начала формироваться в России еще в дореволюционное время. Первые сельхозтоварищества, деятельность которых регулировалась статьями Гражданского уложения, появились в России после отмены крепостного права и успешно функционировали вплоть до Октябрьской революции.
В первые годы Советской власти государство поддерживало кооперативное движение, законодательно устанавливая различного рода льготы, прежде всего в сфере кредитования. Постановлением Наркомзема РСФСР от 22 февраля 1919г. был создан Комитет по делам сельскохозяйственной кооперации, оказывающий помощь в организации кооперативов и их деятельности.
22 августа 1924 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление «О сельскохозяйственной кооперации», в котором закреплялись различные ее формы — товарищества, артели, кооперативы, коммуны. При этом не предусматривалось никакого приоритета, преимущества для отдельных форм кооперации. Однако уже в 1927 г. (16 марта) принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», в котором колхозы признаются высшей формой кооперации. 1929 г. был объявлен годом великого перелома, а 1930 —годом ликвидации кулачества как класса. Насильственная коллективизация завершилась в 1934 г. По сути, колхозная система была полностью огосударствлена. И хотя 17 февраля 1935г. был принят новый («сталинский») Примерный устав сельскохозяйственной артели, он, по существу, только декларировал кооперативные принципы ведения хозяйства. На практике деятельность колхозов осуществлялась на основе административных принципов хозяйствования.
После февраля 1935 г. съезды колхозников не созывались более 34 лет. Лишь в ноябре 1969 г. состоялся III их съезд, принявший новый Примерный устав, демократический по форме, но не по содержанию. Съезд создал Советы колхозов — от районного до союзного. Но эти органы были представительными и никакой существенной роли в укреплении колхозов не играли. И вновь съезды колхозников не созывались около 20 лет. IV съезд колхозников был созван в феврале 1988 г., в период подготовки проекта Закона «О кооперации», принятого Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. В законе предусматривались различные направления кооперирования, не только колхозы.
После 1988 г. стали создаваться разнообразные кооперативы, в том числе и в сельском хозяйстве. Курс на рыночную экономику, проведение приватизации и реорганизации сельскохозяйственных предприятий, казалось, открыли широкие возможности для совершенствования кооперативной формы предпринимательства. Однако принятый 25 декабря 1990 г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вообще исключил производственный кооператив из перечня организационно-правовых форм предпринимательства. Колхозы были ориентированы на преобразование в другие организационно-правовые формы, прежде всего в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа.
В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий создалось положение, при котором организационно-правовые аспекты колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, сохранивших свою организационно-правовую форму, оказались неопределенными, что создавало значительные трудности в их деятельности.
Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1995 г., восстановил кооперативную форму предпринимательства, необоснованно отвергнутую ранее действовавшим законодательством. Дальнейшее развитие правовые и организационно-экономические основы деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов получили в Законе Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации», принятом Государственной Думой 15 ноября 1995 г.
Собственность кооперативов представляет собой разновидность частной собственности юридических лиц, а кооперативы являются одной из форм предпринимательской деятельности в различных отраслях народного хозяйства и единой системы не образуют, за исключением аграрной сферы, где им придается особое значение и где формируется система сельскохозяйственной кооперации.
Под сельскохозяйственной кооперациейпонимают систему различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.
Сельскохозяйственный кооператив— организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и других потребностей членов кооператива.
Сельскохозяйственный кооператив должен отвечать следующим требованиям.
Во-первых, кооператив создается только сельскохозяйственными товаропроизводителями, то есть сельскохозяйственными коммерческими организациями (государственными предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами, колхозами и др.) и гражданами, в том числе и индивидуальными предпринимателями (крестьянскими хозяйствами, лицами, ведущими индивидуальную предпринимательскую деятельность), занятыми в производстве сельскохозяйственной продукции. При этом по закону сельскохозяйственные товаропроизводители должны производить не менее 50 % сельскохозяйственной продукции в общем объеме товаров (работ, услуг).
Во-вторых, кооператив создается на основе добровольного членства. Это означает не только добровольность вступления в кооператив, но и беспрепятственный выход из него с возвратом пая. Все кооперативы являются организациями, открытыми для вступления, верхний предел членов не установлен. При этом членство должно быть доступным, без каких-либо искусственных ограничений для лиц, которые по закону могут пользоваться услугами кооператива и согласны нести ответственность, связанную с членством. Участники кооператива подразделяются на основных и ассоциированных членов.
Основные члены кооператива — физические и (или) юридические лица, внесшие паевой взнос в установленном уставом кооператива размере и порядке и принятые в кооператив с правом голоса.
Ассоциированные члены кооператива (своего рода вкладчики) — физические и (или) юридические лица, внесшие паевой взнос, по которому они получают дивиденды, но не имеют права голоса, за исключением случаев, предусмотренных законом и уставом кооператива, например, если они являются работниками кооператива или внесли в кооператив значительный паевой взнос.
В-третьих, кооператив основывается на объединении имущественных паевых взносов основных и ассоциированных членов в паевой фонд. Взносы могут быть деньгами, земельными участками, земельными долями и имущественными паями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос основного члена кооператива может быть обязательным и дополнительным.
Обязательный паевой взнос основного члена кооператива вносится им в обязательном порядке и дает право голоса и участия в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами и получение полагающихся кооперативных выплат (части прибыли кооператива), распределяемых между его членами пропорционально их личному трудовому участию (либо участию в хозяйственной деятельности кооператива). Размер обязательного пая определяется уставом кооператива.
Дополнительный паевой взнос основного члена кооператива вносится им по желанию сверх установленного обязательного пая и дает право на получение дивидендов в размере и порядке, установленных уставом кооператива.
Ассоциированные члены вносят паи в имущество кооператива в размерах и порядке, установленных уставом, и получают на свои паи, как и основные члены на дополнительные паи, только дивиденды.
В-четвертых, кооперативы всегда являются объединением лиц, а не капиталов; их цель — не извлечение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов. Отсюда вытекают два основных принципа их функционирования: приоритет интересов членов кооператива и демократизм управления. Первый проявляется в праве членов кооператива на первоочередное обслуживание и распределении прибыли с учетом трудового участия, второй — в независимости числа голосов от размера внесенного пая, выборности руководящих органов кооператива, принятии наиболее важных решений исключительно на общем собрании, установлении ответственности членов правления и др.