Классификации технических средств обучения
Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Подходы к классификации технических средств могут быть самыми разными, в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. При этом одна и та же аппаратура может попадать в одну группу при классификации по одним признакам и в другую при классификации по другим параметрам.
Самым простым подходом к классификации техники можно считать функциональный. В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующие признаки группировки техники:
• степень универсальности, показывает возможность совмещения нескольких функций;
• возможность подготовки или предъявления информации;
• возможность работы с аудио или видео материалами;
• возможность работы со статическими или динамическими видео документами;
• возможность работы с макро или микро объектами.
По степени универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнять компьютер. Кроме традиционных для компьютера функций, таких как подготовка текстовой или графической информации; работа с базами данных или абонентами компьютерных сетей и других; все большее значение приобретает подготовка и демонстрация видеофильмов на различных носителях; создание, обработка и прослушивание музыкальных произведений; обращение к мировым источникам текстовой, видео или аудио информации, работа с телевизионным сигналом в цифровом формате.
Менее универсальными многофункциональными устройствами будем считать мультимедийный проектор, который обеспечивает работу практически с любым источником видео и аудио информации: компьютером, видеокамерой, видеомагнитофоном, в любом формате записи; музыкальный центр, который позволяет прослушивать и производить перезапись с различных носителей: кассет, дисков, радио входа; мультидисковый проигрыватель или музыкальный центр и многие другие, совмещающие в одном корпусе несколько устройств. Для непрофессионалов в подготовке и демонстрации видео и аудио материалов тенденции в развитии техники направлены именно в область совмещения разнообразных функций в одном устройстве.
Если подойти к классификации технических средств по признаку подготовки или демонстрации информации, то можно выделить три группы.
I. Устройства только для предъявления уже готовых данных. Для видеоинформации к таким устройствам следует отнести телевизоры, видеоплееры для CD или DVD дисков, слайд проекторы, оверхед или графопроекторы, Для аудиоматериалов — это проигрыватели (аудио плееры) аудио CD или DVD дисков или магнитофонных кассет.
II. Устройства только для подготовки данных. К ним можно отнести: фотоаппараты и цифровые фотокамеры, аналоговые и цифровые видеокамеры, звукозаписывающую аппаратуру.
III. Устройства, позволяющие и подготовить, и продемонстрировать уже имеющиеся материалы. Это, безусловно, компьютер, который выполняет практически все функции; видеомагнитофон, музыкальный центр, двухкассетный магнитофон.
По возможности работы с видеоиаудиоматериалами технические средства подразделяют на следующие группы.
Аудиотехника: звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства, например, кассетные магнитофоны, музыкальные центры, акустические системы, пульты аудио микширования, радиоузлы и другие.
Видеотехника, которая в свою очередь подразделяется на две группы устройств:
• для статических объектов (например, слайд-проектор, оверхед-проектор без жидкокристаллической панели, фотоаппараты и цифровые фотокамеры и т.п.),
• для динамических объектов, которые практически всегда имеют возможность совмещения предъявления видео информации и аудио сопровождения (например, видеомагнитофоны и видеокамеры, телевизоры, компьютеры, видеомикшеры и т.п.).
Возможность работы с микро и макрообъектами предоставляют различные модели видеокамер. Так, существуют модели видеокамер, снимающие объекты 9—10 мм, что очень полезно при демонстрации изображений, например, полученных с применением микроскопа.
Развитие современных технических средств и технологий отличается в зависимости от профессионализма пользователей. Для непрофессиональных пользователей оно основывается на совмещении множества функций и аппаратных средств в корпусе одного технического устройства, разработке и применении широкого спектра переходных устройств для преобразования видео и аудио сигналов в разные форматы (аналоговый или цифровой) хранения и передачи данных. Особое внимание уделяется созданию максимального числа советов, подсказок, рисунков, защитных приемов от случайной порчи информации.
Если рассматривать школу или вуз как потребителя технических устройств и аппаратуры, то с недавнего времени в качестве параметра для классификации технических средств можно предложить степень обязательности наличия данного технического средства или средств в школе. Средства, обязательность наличия которых регламентируется предметами, их использующими, должны нормироваться и становятся обязательными к приобретению.
Одним из самых существенных признаков классификации технических средств в настоящее время выступает форма представления данных. По данному признаку выделяют два больших класса устройств:
• с аналоговой записью данных,
• с цифровой записью данных.
Контрольные вопросы:
1. Сколько процентов всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения?
2. Дайте определение технических средств обучения.
3. Какие два понятия объединяют ТСО?
4. Перечислите дидактические особенности технических средств обучения.
5. В чём состоит суть рефлекса «Что такое?»?
6. Какие направления использования технического изобретения выделяются в XVII в.?
7. Какие направления предусматривает использование компьютеров в школе?