Характеристика антрополого-правовой методологии
В конце XX в. сформировалась постклассическая эпистемология, которая не может не иметь самого прямого отношения к теории познания государства и права. Поэтому обратимся к рассмотрению особенностей тех изменений, которые привели к появлению постклассической эпистемологии[124]. Классическая теория познания исходит из наивного реализма и не менее наивного репрезентатизма: веры в объективность существования внешнего мира, естественного порядка (предустановленной гармонии) в нем и возможности полного и точного его воспроизведения в сознании. Такое субъект-объектное отношение, получив религиозное (позднее - мифоидеологическое) обоснование[125], трансформируется в одну из центральных универсалий западноевропейской культуры - активистский антропоцентризм. Суть последнего - возможность и необходимость контроля над природой, окружающим миром, а также над нерациональными аспектами человеческой психики[126]. Отсюда вытекает уверенность в существовании вечных и неизменных (универсальных) законов природы, которые отражаются сознанием и используются в практико-преобразоватсльной деятельности человеком. Эти постулаты классической теории познания экстраполируются в юридическую науку. При этом необходимо заметить, что современная теория и философия права уделяют непозволительно мало внимания юридико-эпистемологической проблематике[127]. Так, в работе В.С. Нерсесянца одна из глав посвящена правовой гносеологии. Однако ничего кроме утверждения, что концепция различения права и закона «выражает процесс познавательного перехода (как совершаемого? - Авт.) от простого мнения о праве ... к истинному знанию - к знанию истины о праве, к понятию права, т.е. к теоретическому (понятийному) знанию об объективных (независящих от воли и произвола властей) свойствах, природы, сущности права и формах (адекватных и неадекватных) ее проявления»[128], в ней, по сути, не содержится. В фундаментальной работе Д. А. Керимова «Методология права» гносеологическая проблематика раскрывается преимущественно сквозь призму анализа методологических функций философии права, раскрываемого через изложение основных противоречий правовой реальности (историческое и логическое, конкретное и абстрактное, явление и сущность и т.д.). Однако сам механизм научного познания, структура юридического знания, критерии научности юриспруденции, перспектива новых методов юридического исследования в ней не содержится. Этой проблематики нет, к сожалению, и в интересных работах В.П. Малахова и А.Ф. Закомлистова. При этом складывается впечатление, что оба философа не проводят различия между научным мышлением (и, соответственно, уровнем правосознания) и профессиональным, рассуждая, например, о логике правосознания, свойствах правовых понятий[129] или нормативном мышлении в юриспруденции (объявленном как «юридическая эпистемология»)[130]. В весьма нетривиальном сочинении В.А. Бачинина провозглашается философский (метафизический) подход к анализу права, противопоставляемый социологическому и, надо полагать, научному[131].
Исследование В.М. Сырых, подробно и обстоятельно раскрывающее эпистемологическую проблематику юриспруденции, построено на марксистско-ленинских постулатах (чего не скрывает сам автор). В нем с позиций диалектической логики провозглашается существование объективных законов правовой материи и их истинностное познание через знание юридической практики, выступающей критерием истины и основанием юридической науки (началом познания). О том, насколько такого рода заявления адекватны современной постклассической эпистемологии, будет сказано ниже.
Если суммировать многочисленные высказывания современных мыслителей о том, чем современная эпистемологическая ситуация отличается от классической, то можно выделить следующие ее характеристики[132]. Во-первых, наука уже не занимает того положения, которое ей приписывалось в «эпоху сциентизма». После работ постпозитивистов (прежде всего «методологического анархиста» П. Фейерабенда), социологов знания, социальной феноменологии и исследований Римского клуба стало очевидно, что наука не обладает привилегированным эпистемологическим статусом, не является основной формой знания, а наоборот, ответственна за многие (если не за все) глобальные проблемы современности. Во-вторых, «антропологический поворот»[133], произошедший во второй половине XX в., привел к важнейшему (и до конца не осознанному в науковедении) изменению основного эпистемологического отношения: от субъект-объектного к субъект-субъектному, включающему в себя субъект-объектное. Это говорит о том, что научное познание является социокультурно и исторически обусловленным, как сам процесс познания, так и использование знания (все элементы воспроизведения научного знания)[134]. Отсюда перенос интереса современных исследователей от знания как такового к процессу его воспроизводства и к научному сообществу - главному субъекту производства знания, а также опосредующим его социокультурным и историческим условиям (контексту).
Для постклассической эпистемологии характерна также проблематизация познаваемости мира и шире — референтности (отношения знака и означаемого)[135]. Отсюда вытекает знаменитый тезис Ж.-Ф. Лиотара о том, что современность (постмодерн) - это недоверие к метанарративам[136], которые сегодня утратили свое легитимирующее значение. На вопрос о том, существует ли объективный мир, «природа вещей», с которой должно быть соотнесено научное знание, представители постклассической эпистемологии отвечают в большинстве своем отрицательно. Образ мира для них - это скорее конвенции, соглашения научного сообщества, хотя и не произвольные, а такие, которые демонстрируют большую познавательную эффективность.
Постклассическая эпистемология акцентирует внимание на росте знаний и предлагает некумулятивную концепцию его приращения. Одним из первых такую точку зрения высказал Т. Кун в знаменитой работе «Структура научных революций», в которой показал, что нет поступательного (кумулятивного) развития научного знания; оно растет (изменяется) «революционно», в силу неэксплицируемой наукой креативности. Между научными революциями осуществляется всего лишь «подгонка» новых фактов под парадигму - образец. К. Поппер, выдвинув принцип фаллибилизма (опровержимости) в качестве критерия научности, утверждал тем самым, что наука - это собрание заблуждений, так как каждое научное открытие неизбежно когда-нибудь будет опровергнуто. Это заставляет критически относиться к самым, казалось бы, очевидным истинам.
Постклассическая эпистемология также развенчала догму эмпиризма, то есть требование верификации (подтверждаемости теории опытом). Ни одна теория не является полностью верифицируемой, так и невозможна ее окончательная фальсификация, утверждает У. Куайн[137]. Активное развитие синергетики привело к тому, что современное науковедение отказалось от краеугольного принципа классической науки - принципа причинности. Все это имеет самое непосредственное отношение и к познанию государства и права.
И еще одно отличие постклассической эпистемологии от классической. Последняя основывалась на дихотомических антиномиях «индивидуализм - холизм», «идеализм - материализм (реализм)», «сущее - должное» и т.д. При этом все классические теории познания исходили из принятия в качестве основания какого-либо одного из двух полюсов антиномий, доказывая недостаточность противоположной точки зрения. Современная (постнеклассическая) теория познания в качестве своего основания берет не одну из двух противоположностей, а процесс их снятия, то, что, условно говоря, располагается между ними, демонстрируя их взаимообусловленность. Такая эпистемология может быть названа диалогической[138].
В общем и целом постмодернистская эпистемология предполагает «переоценку фундаментализма, признание многомерного образа реальности, а также неустранимой множественности описаний и точек зрения, отношения дополнительности и взаимодействия между ними. Преодоление тотального господства одной (любой) доктрины - это, по существу, не только идеологическое, но и методологическое требование для философии познания XXI в. Мы уже работаем в контексте многих постмодернистских принципов, не всегда это осознавая[139].
Одним из наиболее перспективных подходов в рамках антропологической методологии является генетическая и структурная деконструкция. Генетическая деконструкция направлена на выявление исходного «произвола», лежащего, по мнению П. Бурдье, в основе сякого института[140]. При этом необходимо соотнести этот исходный произвол» (креацию) с историческим и социокультурным контекстом, который обусловил творческую инновацию и за пределы которого она «переступила». Одновременно генетическая деконструкция предполагает помещение исследуемого события (действия) в историческую перспективу сегодняшнего дня, так как оценка любому историческому явлению дается с точки зрения современности, с позиций того, как это явление оценивается сегодня. Таким образом, генетическая деконструкция - это выявление диалектики (диалога) индивидуального творчества, которое всегда субъективно, и социальной структуры, выступающей предпосылкой и контекстом инновационной деятельности в историческом аспекте[141].
Для проведения такого - генетического - исследования требуется, с одной стороны, погружение в анализируемую эпоху. Безусловно, отказаться от стереотипов современности, коими «нагружен» любой историк, от категориальной сетки, в которую помещаются рассматриваемые исторические факты, полностью невозможно. Но все же относительное проникновение в своеобразие исторической эпохи возможно, что демонстрируется работами представителей антропологии истории, новой исторической науки, микроистории[142]. Представляется очевидным, что анализ исторического памятника права может считаться относительно полным и обстоятельным только в том случае, если анализируется не просто его текст, но его восприятие как правоприменителем, так и населением, то есть контекст-анализ с позиций эпохи, в которой этот памятник возник и существовал.
С другой стороны, генетическая деконструкция предполагает дополнение анализа эпохи выявлением роли и значения исследуемого исторического события или явления применительно к современности. Функциональная значимость исторического памятника права, как представляется, заключается как раз в том, насколько и как он повлиял на современную правовую систему. Поэтому необходимо проанализировать эволюцию данного памятника вплоть до сегодняшнего дня. Такая задача, безусловно, невыполнима в полном объеме (хотя бы в силу амбивалентности любого социального – и правового - явления), но это не означает, что за нее вообще не стоит браться.
Генетическая деконструкция должна быть дополнена деконструкцией структурной, то есть анализом современности. Здесь основное внимание должно быть направлено на то, какой смысл (замысел) придавал автор (законодатель или референтная группа относительно правовых обычаев) той или иной форме права и как она (форма права) воспринимается профессиональным, научным и обыденным правосознанием. Последний аспект представляется наиболее важным, так как право преломляется в действиях широких народных масс. От того, каков образ нормативно-правового акта у среднестатистического человека, зависит, будет ли он реально действующим актом или останется «неработающим» текстом. Одновременно анализ правовой реальности дол-лжен включать также выявление параллельной системы нормативного регулирования, «живого права», по терминологии Е. Эрлиха[143]. Только такой анализ в состоянии объяснить, почему Япония с формальной точки зрения является представителем романо-германской правовой системы, хотя фактически таковой не является, так как удельный вес норм-гири в правопорядке явно доминирует над нормативно-правовыми актами. В этой связи серьезными проблемами являются, с одной стороны, мультикультурность современного общества, ставящая под сомнение существование единого образа права у представителей разных социокультурных слоев населения, а с другой стороны, конфликт норм официального и «неофициального» права. Вышеизложенное дает основание заключить, что общим принципом современной постклассической эпистемологии вообще и юриспруденции в частности (последняя не может отличаться от основных характеристик теории познания, так как право суть социальное явление) является антропологизация, или гуманизация, науки. Он направлен на выявление человеческого содержания в процессе познания правовой реальности, обусловливающего как его предпосылки, так и результат. Это не отказ от субъект-объектных отношений, выражающих содержание гносеологии, но их помещение в субъект-субъектный контекст, предшествующий и завершающий научное познание.
2.2. Социологические методы антропологического исследования права
Формирование новой - антропологической - научно-исследовательской программы ознаменовано признанием осмысленности и означенности социальной, а значит и правовой, реальности. Социальный мир - это не мир предметов, явлений, событий, действий как таковых, но мир значений, интериоризируемых в смыслы, и смыслов, объективируемых в значения, которые придаются предметам, явлениям, событиям и действиям. Поэтому и изучать социальную (правовую) реальность можно и нужно методами, которые принципиально отличаются от методов, господствующих в естествознании. В общем и целом такие методы, получившие наименование «качественных», направлены не только на выявление ценностей, смыслов и значений, определяющих культурную составляющую, т.е. суть социальности (и права), но, прежде всего, на анализ соотнесения индивидуальной субъективной креации и общественных объективных институтов в процессе опредмечивания первой и распредмечивания вторых.
Особую эвристическую ценность в этом деле имеет методология социальной феноменологии, которую можно считать одним из направлений социально-антропологической научно-исследовательской программы. Она придает особое значение так называемой естественной установке, являющейся важнейшим содержанием жизненного мира, в котором преимущественно протекает бытие человека. Так, по справедливому заключению Ю. Хабермаса, социальная (а значит, и правовая) реальность состоит из формальных структур и жизненного мира[144]. Жизненный мир отличается тем, что в нем многие важные аспекты принимаются на веру, без критического к ним отношения. Это, с одной стороны, экономит мышление, а с другой - является основанием многих заблуждений здравого смысла. Поэтому методология научного познания, по мнению сторонников социальной феноменологии, должна быть направлена прежде всего на рефлексию относительно этих некритически воспринимаемых допущений. Д. Уолш по этому поводу пишет, что для феноменологии социальный мир не существует независимо от социальных значений, используемых членами мира для его описания, а, следовательно, конституирования. Поэтому необходимо выявление процедур здравосмысловых типизации, которыми индивиды в обыденной жизни опознают и истолковывают социально значимые для них ситуации[145].
Существенную помощь в этом, а также в выявлении социокультурной обусловленности права могут принести следующие методы. Во-первых, это метод включенного наблюдения. В отличие от обычного наблюдения, включенное наблюдение предполагает анализ изучаемой ситуации изнутри, с точки зрения действующего субъекта Такой анализ принципиально важен, так как внешний наблюдатель практически всегда лишен возможности обратить внимание на детали, которые укрываются от глаз непосвященного, но являются существенными для действующего субъекта или представителя иной (относительно наблюдателя) культуры. Для выявления мотивации поведения, обнаружения смысла юридически значимых действий, позволяющих объяснить и понять произошедшее, как раз требуется эмпатия (вчувствование), то есть описание этих действий на языке субъекта. Особо важна такая работа по экспликации неофициальных норм регулирования поведения в малых группах, например, в преступных сообществах для криминолога, в незападных обществах для сравнительно-правового исследования и т.д. Включенное наблюдение, по мнению В.А. Тишкова, является единственным отличием антропологического подхода к социокультурным явлениям от, например, политологического[146].
Другим достаточно интересным методом является саsе studу -монографический метод описания единичного случая (объекта) по возможности в максимальном количестве его взаимосвязей. Он рекомендуется для изучения такого явления, которое не поддается количественному обобщению[147], но может быть эвристически ценным для анализа практически любого явления, так как позволяет обратить внимание на то, что остается за скобками количественного обобщения. Так, И. Гофман на основе бесед с девушкой, родившейся без носа, сделал глубокий вывод о стигматизированности всех людей объективированными признаками (как минимум своим внешним видом) и сформулировал чрезвычайно важную для криминологии теорию стигмы[148].
Наиболее сложной проблемой в этой связи является переход от описания единичного случая к теоретическим обобщениям. Ее решение возможно с помощью использования методики «восхождения к теории», предложенной в конце 60-х гг. XX в. Б. Глсйзером и А. Страусом.[149] Эта методика сводится к анализу исследуемого события из нескольких источников с последующей группировкой разнородных данных в обобщенную категорию - абстрактный «теоретический случай». Тем самым выдвигается авторская версия относительно природы данного феномена. Эта методика также чрезвычайно полезна при проведении сравнительно-правового исследования - сопоставлении принципиально несхожих (контрарных) объектов.
К разряду «качественных» методов относится также биографический метод. Он представляет собой освещение интересующего исследователя события сквозь призму истории отдельной личности. При этом источником биографических данных, как правило, становятся личные документы (мемуары, дневники и т.п.) либо материалы интервью и бесед. Особо важен этот метод для выявления мотивов юридически значимых правомерных действий или поведения правонарушителей, позволяющий тем самым дать более убедительную трактовку механизму индивидуального правомерного или противоправного поведения. Этот метод позволяет увидеть, как воспринимается социальный институт (например, правовой институт, государственный орган) изнутри, какие неформальные нормы дополняют действующие в институте официальные правила поведения. Одновременно с помощью этого метода можно гораздо четче, чем с помощью количественных методов, изучить внутренний мир интересующего нас субъекта (например, представителя истории правовых учений), а также контекст эпохи.
Для анализа обычаев (обычного права) небезынтересна разработанная Г. Гарфинкелем этнометодологическая программа, позволяющая выявить рутинные, каждодневные практики рядовых людей, из которых складывается общественный (и правовой) порядок, в том числе тот редко осознаваемый смысл, который вкладывают люди в типичные ситуации своего жизненного мира. Для этого Г. Гарфинкель использовал провокационные стратегии, нарушающие нормальное течение «автоматического хода вещей в данном окружении». Дезорганизуя взаимодействия, по его мнению, можно узнать, как организованы и воспроизводятся структуры повседневной деятельности в обычном порядке[150].
Антрополого-социологические методы «качественного» анализа конкретизируются в методах социальной феноменологии, социальной когнитивной психологии, исторической антропологии и семиотики.
2.3. Феноменологические методы антропологического правового исследования
Антропологический подход к изучению правовой реальности, как уже отмечалось выше, ориентирован на изучение стереотипов обыденного мышления, типизирующего эмоционально-оценочные явления и вырабатывающего здравосмысловые стратегии поведения. В этой связи представляют значительный интерес идеи социальной феноменологии (в том числе социального конструктивизма), символического интеракционизма, теории стигматизации и фреймов И. Гофмана, этнометодологии или концепции «народной модели» А. Сикурела, позволяющие показать механизм формирования социального института (в нашем случае - преступления и преступности как массово повторяющихся общественных отношений), в котором первичная инновация - сущее - превращается в образ, представляющийся «естественно» сложившимся, необходимым и положительно оцениваемым, реализуемый в многократных отдельных действиях - должное.
Так, например, социальная феноменология и этнометодология предполагают анализ того, как в фактических взаимодействиях (сущее) формируется мир интерсубъективных значений, которые через механизмы фиксации, объективации, седиментации и хабитуализации трансформируются в само собой разумеющиеся массово воспроизводимые действия - социальный институт (должное)[151]. Складывающийся социальный порядок (институт) основан на интерсубъективности жизненного мира - восприятия внешней реальности (и себя в ней) единообразным с множеством «других» образом. По мнению А. Щюца, это становится возможным в силу двух свойственных обыденному сознанию идеализации: идеализации взаимозаменяемости точек зрения (другие на моем месте воспринимают мир так же, как и я) и идеализации совпадения систем релевантностей (различия в понимании мира, вытекающие из биографических особенностей индивидов, не считаются существенными). Эти идеализации конкретизируются в двух типизациях мира повседневности: типизации «и так далее» (я уверен, что мир и завтра останется таким, каким я его знаю) и типизации «я могу это снова» (допущение, что прошлые успешные действия снова приведут к желаемому результату)[152]. Английский социолог Д. Уолш настаивает на том, что «при изучении социального отклонения необходимо принимать во внимание свойственные обыденному мышлению процедуры типизации, посредством которых индивиды в повседневной жизни опознают и истолковывают социальные действия как отклоняющиеся»[153].
Таким образом, одной из важных задач современной антропологии права является исследование многообразного юридического мира как части мира социального - мира повседневных значений, который отличается от мира природы.
Мир природы не обладает внутренней смысловой структурой. «Значимость не присуща природе как таковой, она является результатом селективной и интерпретирующей деятельности человека в рамках природы или ее наблюдения. Факты, данные и события, с которыми имеет дело естествоиспытатель, - это факты, данные и события в поле его наблюдения, а это поле "ничего не значит" для молекул, атомов и электронов внутри него». В противоположность миру природы социальный мир - это мир, конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ внутренний смысл. Социальный мир - это повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми как структурированный мир значений, выступающих в форме типических представлений об объектах этого мира. Эти типические представления приобретают форму обыденных интерпретаций, конституирующих наличное знание, которое вместе с личным опытом действующего индивида являет собой принимаемую на веру совокупность средств ориентации в этом мире[154]. В частности, социальные феномены являются «реальными», поскольку мы организуем свою деятельность таким образом, что постоянно подтверждаем их реальное существование»[155]. «Социальный мир как объективно осмысленный мир предшествует своему конструированию индивидами; но без этого конструирования обыденная реальность существовать не может», - отмечает А. Натансон[156]. Социальный мир, в котором человек родился и в котором он должен найти свои ориентиры, воспринимается им как прочное переплетение социальных отношений, систем знаков и символов с особой смысловой структурой, институализированных форм социальной организации, систем статуса, престижа и т.д. Смысл этих элементов социального мира во всем его многообразии, а также сама его структура просто принимаются как данность теми, кто в нем живет. В результате относительно естественное восприятие формирует обычаи, «мы-группы», принятые как хорошие и правильные способы обращения с вещами и людьми. Они считаются само собой: разумеющимися, так как выдержали испытание временем, и, будучи социально одобренными, не требуют ни объяснения, ни обоснования[157].
Эти обычаи составляют наследие, которое передается детям, родившимся и растущим в группе. Посторонний человек, который хочет быть принят группой, должен получить в процессе аккультурации (подобно ребенку) знание не только о структуре и значении подлежащих интерпретации элементов, но и о схеме интерпретации, преобладающей в «мы-группе» и принятой ею как данность[158].
Это вызвано тем, что система обычаев устанавливает стандарт, на основе которого «мы-группа» «определяет свою ситуацию». Более того, схема интерпретации, которая успешно «работала» в прежних ситуациях, определенных группой, становится элементом настоящей ситуации. Восприятие мира как само собой разумеющегося и не вызывающего вопросов основывается на глубоко укорененном допущении, что до следующего наблюдения он субстанционально будет существовать таким же образом, как и до сих пор. Все, что было значимым ранее, таковым и остается, все то, что мы и подобные нам могли однажды успешно выполнить, может быть выполнено снова подобным же образом и приведет к субстанционально аналогичным же результатам[159].
Тем не менее, все то, что раньше было несомненным, всегда можно подвергнуть сомнению, т.е. вещи, которые считались само собой разумеющимися, станут, таким образом, проблематичными. Это всегда будет так, если, например, в индивидуальной или социальной жизни происходит событие или имеет место ситуация, с которой нельзя справиться, применяя традиционные или привычные образцы поведения или интерпретации. А. Шюц называет такую ситуацию кризисом — частичным, если он подвергает сомнению только некоторые элементы считающегося само собой разумеющимся мира, и полным, если он лишает значимости всю систему координат, саму схему интерпретаций[160].
Однако большинство людей, в обществе руководствуясь определенными правилами поведения, редко могут дать им оценку или же четко объяснить, почему они поступают так, а не иначе. Выявить вот это повседневное (само собой разумеющееся) право можно лишь путем эксперимента, воссоздающего типичные образцы правомерного и неправомерного поведения, дав участникам эксперимента примерить на себя те или иные роли: судьи и подсудимого, прокурора и адвоката, истца и ответчика. Наиболее успешным по полученным результатам стал опыт Ф. Зимбардо[161]. Ф. Зимбардо по результатам своих экспериментов сделал вывод о том, что индивидуальное поведение в большей степени зависит от внешних социальных условий и сил, нежели от таких расплывчатых понятий, как «Я», черты личности, сила воли. Именно такой
подход взял на вооружение ученик А. Шюца Г. Гарфинкель, который обозначил свое научное направление как этнометодологию.
Одно из определений этнометодологии указывает, что она направлена на исследование методов, с помощью которых человек конституирует реальность мира повседневности. В качестве одной из важнейших методик выступает документальный метод интерпретации. Так Гарфинкель обозначает поиск образца, для которого феномен является типичным примером. Документальный метод интерпретации
представляет собой «в сущности, ретроспективно-перспективное
истолкование в зависимости от современных событий»[162]. Ретроспективность означает поиск сходного опыта, который уплотняется до схемы ожиданий, а перспективность - ожидание действия, которое
наступит согласно логике наличных условий. Интерпретируя вещи, мы
упорядочиваем их согласно образцу, которому доверяем. С помощью
своих «кризисных экспериментов» Гарфинкель показал, как упорядочиваются предметы повседневного мира.
«Метод состоит в том, что, например, говорящееся рассматривается как "документ" или "нечто, что указывает" или "представляет" предполагаемую структуру, лежащую в основе. Эта лежащая в основе структура выводится из отдельных подтверждаемых документально высказываний. В то время как последние, в свою очередь, истолковываются, исходя из того, что известно о лежащей в основе структуре. И то и другое используются для построения друг друга»[163].
Гарфинкель делает акцент в своих исследованиях на повседневной жизни и рутинных действиях, а не на решающих событиях или драматических происшествиях, имеющих общественное значение[164]. Он не рассматривает процесс определения и утверждения социальной реальности как процесс, влекущий за собой борьбу между дефинициями социальной реальности, даваемыми соревнующимися группами. «Это способ, каким интерес Гарфинкеля к характеру закрепления общепринятых значений отражает ощущение мира, находящегося в состоянии не столько конфликта, сколько распада, в состоянии скорее размытого многообразия ценностей, чем четко и ясно структурированного конфликта политических и идеологических групп. Так, по-видимому, он реагирует на социальный мир, в котором секс, наркотики, религия, семья, школа - все, является неопределенным и которому грозит скорее энтропийное рассеяние, чем напряженный конфликт»[165].
Конкретные различия в специфическом характере этих негласных постоянно меняющихся правил не исследуются Гарфинкелем. Его внимание сосредоточено, во-первых, на доказательстве их действительного существования и, во-вторых, на объяснении их роли в обеспечении твердого основания для социального взаимодействия.
Такова, впрочем, реакция обиды, нормальная для людей, чьи представления о социальной реакции были нарушены и, безусловно, весьма успешно подверглись насильственному воздействию. Однако следует понять, что какой бы болезненной ни была эта реакция, она не является неожиданной, ее предвидел Гарфинкель. Как он говорит, реакцией «должно быть замешательство, неуверенность, внутренний конфликт, ощущение психосексуальной изоляции, острой и несказанной тревоги наряду с другими различными признаками внезапной потери идентификации себя как личности»[166].
В таком случае для Гарфинкеля крик боли - это триумфальный момент, это драматическое подтверждение существования определенных негласных правил, контролирующих социальное воздействие, и их важности для людей, в нем участвующих.
Из всей демонстративной методологии Гарфинкеля ничто не оставляет таких глубоких воспоминаний, как «хепенинг», которому, однако, как правило, несвойственна устойчивая вредность техник Гарфинкеля и который может иметь более широкую общественную задачу. В «хепенинге» происходит нечто подобное: незадолго до полудня, скажем, в Амстердаме группа молодых людей собирается на одной из оживленных площадей города, и как раз тогда, когда перед обедом начинает нарастать уличный поток движения, они выпускают на улицу сотню цыплят. Это, естественно, отвлекает и удивляет людей; возможны дорожные происшествия; останавливается движение; собирается толпа, препятствующая движению; рутина нарушается, когда все собираются вокруг и смеются, глядя, как полицейские пытаются поймать цыплят Гарфинкель мог сказать, что общество теперь усвоило важность до сих пор не замечаемого правила, которое лежит в основе повседневной жизни: цыплят не следует выпускать на улицу во время обеденного перерыва.
За «хепенингом» и за этнометодологической демонстрацией стоит общее стремление - нарушить рутину, заставить мир и время остановиться. И то и другое опирается на одинаковое восприятие условного характера лежащих в основе правил, на понимание их как лишенных внутренней ценности, как произвольных, хотя и важных для контроля над рутиной. А. Сикурел пишет: «Метод обработки информации превращает микрособытия в макроструктуры»[167].
Изучая рабочую рутину судей, Гарфинкель приходит к выводу, что характер их работы связан не столько с законностью, сколько с неуверенностью, которая возникает при решении, поскольку они вынуждены сочетать дух и требования закона и рациональности с собственной зависимостью от здравого смысла. По его мнению, существует общее представление о механизме принятия решения людьми, в основе которого лежат определенные знания, и по мере поступления новой информации происходят изменения, то есть создается иллюзия, что мы всегда действуем рационально на основе известных правил. В процессе исследований судейского правосознания Гарфинкель пришел к выводу, что содержание решения фактически существует до его принятия, а затем происходит процедура, заключающаяся в ретроспективном определении этого решения. По сути, у принимающего решение не было четкого представления об условиях, которые определяли его как верное. Таким образом, профессиональная деятельность юриста состояла первоначально не в принятии рационального решения на основании профессиональных навыков, а в легитимизации задним числом своего решения при помощи профессиональных навыков[168].
Однако и подход к простому истолкованию окружающей нас повседневной правовой среды требует и некоторого переосмысления интерпретационных процедур. Здесь весьма полезными представляются методологические разработки А. Сикурела. В его подходе интерпретация - это постоянный взаимный процесс, где структурное сходство контекста с другими известными событиями, то, что он называет «чувством социальной структуры», активизирует различные мыслительные схемы и типизации. Подобный сплав с намерениями индивида конструирует новую действительность и новое знание[169].
Близок в использовании методик интерпретации к А. Сикурелу Г. Сакс, который определяет продуцирование социального порядка в повседневной жизни как «линейный порядок практик» беседы. Он полагает, что исследование «фонового» (имплицитного) знания должно стать главным объектом феноменологии социального мира[170].
Именно обмен импликациями (подразумеваемыми значениями) и поддерживает реальность субъективного мира. Поддерживая субъективную реальность, повседневные беседы вместе с тем и изменяют ее. «Капля за каплей ослабляется значение одних секторов мира, принимаемого как сам собою разумеющийся, и усиливает значение других»[171].
И если беседа играет главную роль в поддержании субъективной реальности, то инструментом этого процесса становится разговорный язык. На это в последнее время все больше обращает внимание юридическая антропология. Безусловно, при использовании методов прикладной социологии применительно к повседневному праву надо помнить и о том, что наши представления о Другом основываются на наших представлениях о себе.
По мнению Э. Гуссерля, которое он неоднократно высказывал, операция ассоциативного переноса смысла организма с собственного тела на тело Другого не является ни индуктивным выводом, и рассуждением по аналогии, ни дискурсивным мышлением вообще. Установление сходства как аналогизирующий перенос ранее освоенного предметного смысла на новый - одна из базовых процедур обыденного мышления. Происходит спонтанное подвертывание под образец. «Подобная операция представляет собой «приписывание» вещи к уже известному типу, идентификацию с тем, что уже было», «осовременивание» как наиболее простой способ мышления в естественной установке обуздать бесконечность неисчилимого многообразия»[172]. Данная процедура в трансценденталь-феноменологической терминологии обычно обозначается как аналогизирущая апперцепция, или аппрезентация. «Сущее социального мира имеет тенденцию проявляться - и выступать для агентов – как совокупность различий... Жить - значит различать и различаться».[173] Интересный анализ можно увидеть в работах И. Гофмана. Основываясь на наблюдении за людьми в их повседневной жизни, он предложил метод социальной драматургии. Одна из первых работ, в которой методика И. Гофмана применяется, касается проблем девиантного поведения и причин девиации, связанных со стигматизацией. Стигма - это метка, тавро. В социологии под стигмой понимают очевидные социальные признаки, при наличии которых человек исключается из числа нормальных. Примерами явной стигмы могут быть и заметная инвалидность, и занятие проституцией. Что яляется стигмой, зависит от конкретного общества, но она (стигма) всегда связана с дискриминацией человека. Поэтому люди стремятся положить конец своей дискриминации. По мнению Гофмана, существуют две техники поведения: скрыть свою девиантность или же выставлять ее напоказ, так что она становится нормальным условием нормального поведения. Примером последней стратегии поведения, на первый взгляд кажущейся парадоксальной, является стремление владельца специального автомобиля для инвалидов, чтобы его пропускали на красный свет светофора, поскольку его машина менее быстроходна, нежели обычная. Это демонстрирует двойственную функцию техник восстановления ущербной идентичности: они укрепляют и восстанавливают собственную идентичность и создают предпосылки другим людям для «совершенно нормального» поведения[174].
Речь идет не о том, кем мы кажемся, а о том. кем мы хотим казаться. Под исполнением роли Гофман понимает целостное поведение, которое влияет на других людей. Он начинает социологический анализ исполнения роли с постановки вопроса, содержащего двоякое сомнение в искренности поведения исполнителя роли. Обычно отдельный человек, исполняя свою роль всерьез, требует от зрителей воспринимать ее всерьез. Они должны считать, что он ведет себя, так как это проявляется внешне. Если «спектакль» ему удается, то только спустя некоторое время мы можем уяснить, что это была не реальность, а лишь «розыгрыш». Это первое сомнение. Второе сомнение заключается в постановке вопроса: «насколько сам актер верит в реальность, которую он стремится вызвать у окружающих».[175]
По мнению Гофмана, любое поведение на людях есть исполнение роли. Как говорил Р. Парк, «маска есть наше подлинное лицо». Ту часть исполняемой роли, которая в общем и заранее известном виде постоянно служит для определения ситуации участниками «представления», Гофман называет «фасадом». Фасад представляет собой «стандартный репертуар выражений, который индивид использует сознательно или бессознательно». Сюда относятся «сценические декорации», то есть оформление пространства для выступления, например зал судебных заседаний или кабинет следователя; «личный фасад» - статусные символы, форма, мантия, внешность, пол и манера речи. Наконец, бывает еще и «социальный фасад», под которым понимаются социальные ожидания, связанные с социальной ролью. Например, устойчивые представления о нормах поведения в данном обществе в роли судьи, следователя или тюремщика.
Редукция к типичным образцам поведения и соответствующим фасадам, известным всем членам общества, делает социальные ожидания окружающих более надежными: «чтобы ориентироваться в различных ситуациях, им достаточно знать лишь небольшой набор фасадов и реакций на них»[176].
В настоящее время методики исследования повседневного права только начинают применяться, но уже мы можем говорить об определенных перспективах антропологии права и феноменологической интерпретации окружающей нас правовой реальности.