Анализ факторов изменения выпуска и реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис.1.2).
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке продукции, то баланс продукции будет иметь вид:
ГПн + ВП = РП + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ВП – ГПк.
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ВП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ВП + ОТн – ОТк – ГПк;
где ГПн, ГПк –– соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ВП –– стоимость выпуска продукции;
РП –– объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем выпуска продукции. Их можно объединить в три группы:
Рис. 1.2. Структурно–логическая факторная модель анализа объема реализации продукции
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
; ,
где ЧПП – среднегодовая численность промышленно–производственного персонала; ГВ – среднегодовая выработка одного работника; Дв –– доля выручки в валовом выпуске продукции отчетного периода.
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
; ,
где ОС – среднегодовая сумма основных средств;
КО – капиталоотдача основных средств.
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
; ,
где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;
МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Расчет влияния данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа.
После этого более детально изучают причины изменения производительности труда, капитало- и материалоотдачи с целью выявления резервов увеличения производства продукции и снижения ее себестоимости.