Материальные, региональные процессуальные, обязывающие, запрещающие, управомочивающие, постоянные, федеральные, временные
10. Нормы административного права, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и не предусматривающие особого порядка их вступления в силу, вступают в силу:
а) немедленно после принятия таких постановлений;
б) со дня официального опубликования таких постановлений;
в) через 7 дней после официального опубликования таких постановлений;
г) через 10 дней после официального опубликования таких постановлений;
д) через 30 дней после официального опубликования таких постановлений;
е) со дня государственной регистрации таких постановлений в Министерстве юстиции РФ.
11. Нормы административного права, содержащиеся в актах федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, срок вступления в силу которых в них самих не оговорен, вступают в силу:
а) немедленно после подписания таких актов;
б) со дня официального опубликования таких актов;
в) через 7 дней после официального опубликования таких актов;
г) через 10 дней после официального опубликования таких актов;
д) через 30 дней после официального опубликования таких актов;
е) со дня государственной регистрации таких актов в Министерстве юстиции РФ.
12. Нормы административного права, содержащиеся в федеральных законах (если особый порядок для этого не предусмотрен), вступают в силу:
а) немедленно после принятия таких законов;
б) со дня официального опубликования таких законов;
в) через 7 дней после официального опубликования таких законов;
г) через 10 дней после официального опубликования таких законов;
д) через 30 дней после официального опубликования таких законов;
е) нормы административного права в федеральных законах вообще содержаться не могут.
13. Субъектами административно-правовых отношений могут являться:
а) государственные служащие и граждане;
б) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, работники органов внутренних дел, прокуратуры;
в) государственные органы и общественные объединения;
г) государственные и негосударственные организации, граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства.
14. Норма Закона Российской Федерации «О милиции», предоставляющая право работнику милиции использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам, организациям, предприятиям, учреждениям, только в строго определенных законом случаях является:
а) управомочивающей;
б) обязывающей;
в) запрещающей;
г) поощрительной.
15. К каким группам административных правоотношений относится обращение гражданина в службу спасения ГО ЧС с просьбой оказать помощь в ликвидации чрезвычайной ситуации?
…………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………
16. Административно-правовые отношения могут возникать:
а) только по инициативе государственного органа либо его должностного лица;
б) только по инициативе гражданина либо другого не наделенного властными полномочиями субъекта;
в) по инициативе абсолютно любого субъекта административного права.
17. Административно-правовые отношения между несоподчиненными органами исполнительной власти именуются как:
а) координационные;
б) субординационные;
в) деликтные;
г) такие отношения возникнуть не могут.
18. Основанием для возникновения, изменения, прекращения административно-правового отношения является:
а) издание соответствующего нормативного акта;
б) рождение ребенка;
в) пожар;
г) вакцинация.
Раздел 5. Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина. Общественные объединения граждан как субъекты административного права (административно-правовой статус)
В результате изучения раздела 5 студент должен
понимать содержание и особенности административно правового статуса гражданина, общественных объединений граждан; особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
уметьопределять виды административно-правовых статусов граждан и их общественных объединений;
владеть навыкамипроведения юридической экспертизы уставов общественных объединений граждан на соответствии их Конституции РФ и действующему законодательству
Тема 5.1.Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина.
5.1.1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан
Нормы международного и российского права утверждают права и свободы человека как высшую ценность общества и государства.
В ст. 2 Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Для всех этих актов характерно двоякое отношение к человеку: как к личности, от природы наделенной органическими, внутренне присущими ему правами и свободами, и как к гражданину государства, которое безусловно признает его права и свободы, должно обеспечивать, гарантировать и защищать их.
Личностные права и свободы человека неотчуждаемы от него и принадлежат каждому от рождения. К ним относятся: право человека на жизнь; право на жилище; право на свободу и личную неприкосновенность; право на уважение его личной и семейной жизни и неприкосновенности жилища; право на свободу мысли, слова, совести и религии; право на собственность; право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; и др. Перечень личностных прав, принадлежащих человеку от рождения и закрепленных в действующей Конституции РФ, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека.
Права и свободы человека как гражданина связаны с его гражданством[22], суть и понятие которого выражают устойчивую правовую связь человека с государством, заключающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Основные права и свободы человека-гражданина также закреплены в действующей Конституции РФ. К ним относятся: право на приобретение, сохранение и прекращение российского гражданства; возможность и допустимость двойного и почетного гражданства; право свободно определять свою национальную принадлежность; право на участие в управлении делами общества и государства; право на объединение с гарантиями свободы деятельности общественных объединений; право граждан на проведение публичных мероприятий; право на обращение в государственные органы и к должностным лицам; право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища; право на передвижение; право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц; право на судебную защиту своих прав и свобод, равенство всех перед законом и судом; право на презумпцию невиновности и др. Перечень прав человека и гражданина также не являются исчерпывающим.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Наряду с развитой системой прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ закрепляет и некоторые всеобщие обязательные для всех граждан обязанности, которые можно объединить в три группы: 1) обязанность соблюдать Конституцию РФ, другие законы и выполнять конституционные обязанности (защищать Отечество, получить основное общее образование, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, соблюдать Конституцию РФ, законы и др.); 2) осуществление гражданами своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц и, в этой связи, прямое запрещение на использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны; 3) определенные ограничения на получение и распространение информации в целях охраны личной, семейной, профессиональной, государственной и коммерческой тайны.
Вся закрепленная в Конституции РФ совокупность прав, свобод и обязанностей граждан составляет конституционно-правовой статус гражданина, который служит правовым фундаментом всех отраслевых правовых статусов граждан (трудового, гражданско-правового, уголовно-правового, административно-правового и всех других), в которых граждане выступают как участники трудовых, гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых и других отношений.
5.1.2. Понятие, особенности и виды административно-правовых
статусов гражданина
Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами административно-правового статуса граждан являются:
административная правоспособность — предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая нацеленность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;
административная дееспособность — реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать
предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста —обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте — право и обязанность получить паспорт, с 25-лстнего возраста — возможность быть назначенным на должность прокурора и т. д.);
права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общимидля всех без исключения граждан, особенными — для отдельных категорий лиц и специальными,специфическими для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и вэтой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).
Административно-правовойстатус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т. д.). Во-первых,он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т. д.). В-третьих,права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т. е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т. д.). В-четвертых,содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только правабез каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности(обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно(право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т. д.).
Общий административно-правовой статусгражданина включает в себя всеобщие права иобязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношенияс соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой,
личностно-психологической и социальной деятельности человека игражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.
Особенный административно-правовой статусохватывает все реализуемые в административно-правовых отношенияхособые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т. д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.
Специальный административно-правовойстатус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношенияхправа и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т. д.
5.1.3. Обеспечение административно-правовыми нормами прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации
Обеспечение нормами административного права прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации осуществляется в следующих основных направлениях:
1) нормы административного права обеспечивают необходимую полноту и определенную законченность в правовом урегулировании конкретных оснований, условий и порядка реализации основных конституционных и производных от них прав и обязанностей граждан, потому что административно-правовые нормы развивают, детализируют, наполняют конкретным содержанием конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливают и регламентируют в сфере управления права и обязанности, составляющие особенные и специальные административно-правовые статусы отдельных категорий граждан;
2) нормами административного права устанавливается правовой статус и компетенция государственных органов, их структурных подразделений и должностных лиц, призванных обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина во всей их совокупности или по отдельным вопросам.
Административно-правовыми нормами регулируется также компетенция различных отраслевых органов и должностных лиц, а также порядок их деятельности в связи с реализацией гражданами отдельных принадлежащих им конкретных прав и свобод;
3) административно-правовыми нормами установлена дисциплинарная и в некоторых случаях административная ответственность
за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан государственными и муниципальными органами исполнительной власти, их
должностными лицами и служащими.
Обеспечение соблюдения и зашиты прав и законных интересов граждан по действующему законодательству относится к всеобщим основным обязанностям всех государственных и муниципальных служащих;
4) административно-правовые нормы регулируют порядок рас
смотрения и разрешения обращений граждан во всевозможные органы
публичной власти и организации в связи и по поводу реализации своих прав и свобод. Граждане Российской Федерации, говорится в ст. 33
Конституции РФ, имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
и органы местного самоуправления. Будучи одним из основных конституционных прав граждан, эти обращения одновременно являются важнейшей организационно-правовой гарантией зашиты всех других прав и
законных интересов граждан, а также служат одной из форм их участия
в управлении всеми делами общества и государства.
Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010г. №227-ФЗ)[23].
Основными юридически значимыми формами устных и письменных обращений граждан как участников управленческих административно-правовых отношений к аппарату публичной власти являются их предложения, заявления и жалобы.
Предложения — обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных органов и организаций, совершенствование организации работы должностных лиц и организаций какой-либо отрасли (здравоохранения, образования, транспорта и т. д.), социально-экономических отношений, действующего законодательства и практики его применения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Заявления — обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам по поводу реализации своих прав, свобод и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ и другим действующим законодательством.
Жалобы — обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности.
Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы государственной власти, местного самоуправления или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Если поставленные в обращении гражданина вопросы не относятся к ведению получившего их органа или должностного лица, то последние не позднее чем в пятидневный срок направляют их по принадлежности, письменно извещая об этом автора обращения. При этом обращения граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются. Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 09.02.2009г. №4-ФЗ)[24] каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обжаловать также бездействие вышеуказанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц и служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.06.1996г. №810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»[25] руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны рассматривать не позднее трех дней сообщения, опубликованные в средствах массовой информации, в том числе в теле- и радиопередачах, о
нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, неисполнении или ненадлежащем исполнении указанными государственными служащими федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов; не позднее двух недель с момента опубликования направлять в соответствующие средства массовой информации итоги рассмотрения сообщений о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, неисполнении или ненадлежащем исполнении указанными государственными служащими федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Последние обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок, а если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе по своему усмотрению обратиться с жалобой в суд по месту жительства либо по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушивших его права.
5.1.4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства
Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
По своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть обшей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.
Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах (кроме выборов в органы местного самоуправления[26]), не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, наних не распространяется воинская обязанность российских граждан (однако они могут поступить на военную службу по контракту и быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования[27]) и т. д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.
Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т. д.
Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (нежелательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т. д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.
Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.
Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012 №133-ФЗ)[28], а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 28 июля 2012 г. №133-ФЗ).[29] В связи с тем, что иностранные граждане и лица без гражданства подлежат миграционному учету, на них распространяются требования, установленные Федеральным законом от 18.07. 2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012г. №133-ФЗ).[30] Согласно указанному Закону миграционный учет носит уведомительный характер, а разрешительный порядок регистрации определяется согласно Перечню территорий, зон, ситуаций, данного в п.2 ст.5 Закона.
Тема 5.2. Общественные объединения граждан как субъекты административного права (административно-правовой статус)
5.2.1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан
Субъектами — участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объединение, свобода организации в деятельности общественных объединений гарантируется государством. Конституционное право граждан на объединение включает в себя право создавать на сугубо добровольной основе любые общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право не вступать в любые общественные объединения, а также беспрепятственно выходить из них по своему желанию и разумению.
Общие основы правовой организации и деятельности общественных объединений в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в редакции от 20.07. 2012г. №121-ФЗ )[31], действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных[32] и коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений — организаций, отделений или филиалов и представительств — иностранных некоммерческих неправительственных объединений. Кроме того, действуют и другие законы об отдельных видах общественных объединений, в которых регламентируются особенности организации и деятельности конкретных видов
общественных объединений — политических партий[33], профессиональных союзов[34], благотворительных и других видов общественных объединений.[35]
Граждане могут создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, правда, должны проходить государственную регистрацию для приобретения прав юридического лица, но могут функционировать и без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Под общественным объединениемпонимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Общественные объединения создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; зашиты прав, законных интересов граждан и организаций; а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учредители, члены и участники общественного объединения.
Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором был принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Физические и юридические лица как учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
Членамиобщественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Участникамиобщественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т. ч. и иностранцы) с 18 лет, молодежных —с 14 лет, а детских общественных объединений — с 10 лет. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Организационно-правовыми формами (видами) общественных объединений являются: общественные организации, общественные движения (в т. ч. их особая и специфическая разновидность—политические общественные объединения), общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.
По территориальной сфере деятельности общественные объединения могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными. К общероссийскимобщественным объединениям относятся те, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями на территориях более половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы и представительства; к межрегиональным — те, которые осуществляют деятельность на территориях менее половины субъектов Федерации; к региональным— те, которые действуют лишь в пределах территории одного субъекта Федерации; под местными общественными объединениями понимаются те, уставная деятельность которых осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
К политическим общественным объединениям относятся политические партии и политические движения, в уставах которых в числе основных целей должны быть закреплены: участие в политической жизни общества (см.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 02.04.2012 г. №28-ФЗ)[36] посредством влияния на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; участие в организации и деятельности этих органов. Политические партии, всей своей деятельностью призванные содействовать выявлению и выражению политической воли гражданского общества, участвуют в выборах депутатов представительных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ и законом.
Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента"[37] введен институт некоммерческих организаций (НКО[38]), выполняющих функции иностранного агента и определены особенности их правового положения.
Статус иностранного агента присваивается российским НКО, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из иностранных источников.
К такой деятельности относится участие в организации и проведении политических акций. Целью создания таких организаций является воздействие на принятие органами власти решений, направленных на изменение проводимой государственной политики для формирования необходимого общественного мнения. Данные положения не распространяются на религиозные организации, государственные корпорации (компании) и созданные ими НКО, а также на государственные и муниципальные учреждения.
5.2.1. Правовое положение религиозных объединений
В ст. 28 Конституция РФ закреплено что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Основы правового положения таких объединений, определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 01.07.2011г. №169-ФЗ) «О свободе совести и религиозных объединениях»[39], где нашли отражение позиция государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также очерчены виды и объем правосубъектности этих объединений.
Согласно ст. 14 Конституции Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. И хотя государство и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений, в том числе и поручать этим объединениям выполнение каких-либо государственных функций.
Целью законодательного урегулирования вопросов, связанных с религиозными объединениями является создание условий для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, а также недопущения злоупотреблений этим правом. Закон о свободе вероисповедания, являясь нормативно-правовым актом государственной власти, определяет виды религиозных объединений, определяет реквизиты уставов (положений) религиозных объединений. В Законе о свободе вероисповедания подчеркивается, что государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства.
Регистрацию уставов (положений) осуществляет Министерства юстиции РФ и его органов управления в установленном Законом порядке.
Важным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положений); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Но им не запрещено участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.
Прекращение деятельности религиозных объединений может произойти: по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.
Согласно Закону на территории РФ не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповедания.
При Президенте РФ создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.[40].
5.2.2. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан.
Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов
общественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.
В отношении политических общественных объединений (политических партий и политических общественных движений), участвующих в формировании государственной власти, государство обеспечивает полную «прозрачность», т. е. гласность и открытость их деятельности для общества и государства, чтобы граждане знали, ради каких целей создаются соответствующие политические партии и движения, кем они финансируются, как и на что тратят свои средства.
Неполитическим общественным организациям (молодежным, детским, ветеранским, организациям защиты материнства и детства и т. д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также в плановом организованном порядке оказывает всяческую материальную помощь и финансовую поддержку.
Органы общественной самодеятельности и различные клубы по интересам (цветоводов, филателистов, кинологов и т. д.) действуют независимо от государства, решая свои задачи совершенно самостоятельно.
Административно-правовыми отношениями опосредуется процесс государственной регистрации уставов общественных объединений. Политические общественные объединения подлежат государственной регистрации в обязательном порядке, а уставы и другие учредительные документы профессиональных союзов подлежат не государственной регистрации, а только учету в органах Министерства юстиции, поскольку по закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, им не подчинены и не подконтрольны.
Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, а региональных и местных общественных объединений—органами юстиции соответствующих субъектов РФ. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и возможен лишь при наличии конкретных строго определенных оснований.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Этот контроль призван обеспечить функционирование зарегистрированных общественных объединений в строгом соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, а также в соответствии с их уставными целями. При этом государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.
По результатам контроля за деятельностью общественных объединений органы юстиции в установленных законом случаях вправе вынести руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение,основанием дли вынесения которого является нарушение действующего законодательства или совершение общественными объединениями действий, противоречащих их уставным целям.
Регистрирующий общественное объединение орган юстиции вправе подать заявление в суд о приостановлениидеятельности общественного объединения после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в судебном порядке (или не признаны судом не основанными на законе). Постановка вопроса перед судом о приостановлении деятельности общественного объединения может иметь место только в случаях нарушения федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.
В случае приостановления деятельности общественного объединения в течение установленного решением суда срока приостанавливаются и права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности.
Инициатором приостановления деятельности общественных объединений могут выступать и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 42 и 44 Закона РФ «Об общественных объединениях» Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут обращаться в суд с заявлениями не только о приостановлении, но и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.
Контрольные вопросы
1. Какова структура административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права – граждан РФ?
2. В чём заключается неотчуждаемый характер прав граждан в административно-правовой сфере регулирования?
3. Какими нормами Конституции России закрепляется административно-правовой статус гражданина РФ?
4. Назовите разновидности особенных и специальных правовых статусов граждан.
5. В чём заключаются особенности административно-правовых статусов гражданина?
6. Охарактеризуйте механизм их реализации административно-правового статуса гражданина.
7. На основе изучения норм действующего законодательства дайте характеристику административно-правовому статусу иностранных граждан и лиц без гражданства.
8. Приведите формулировку нормативного определения понятия общественных объединений.
9. Назовите виды общественных объединений
10. Дайте характеристику процессу создания и ликвидации общественного объединения
11. Сравните правовой статус общественного объединения и религиозного объединения
12. Охарактеризуйте основные права и правовые гарантии предоставляемые государством общественным объединениям
13. Охарактеризуйте основные обязанности общественных объединений.
14. Назовите государственные органы и их полномочия по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений
Тесты для проверки знаний.
Выберите правильные и наиболее полные варианты ответов.
1. Полная административная дееспособность гражданина в Российской Федерации наступает в возрасте:
а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 года; г) 25 лет;
д) 30 лет; е) 35 лет; ж) 40 лет; з) 50 лет.
2. Права, требующие издания соответствующего правового акта органа исполнительной власти, без которого реализация этих прав граждан в сфере государственного управления невозможна, называются:
а) абсолютные; б) относительные; в) вспомогательные;
г) субъективные; д) объективные.
3. В структуру административно-правового статуса гражданина входят:
а) права и обязанности гражданина;
б) административная правоспособность;
в) административная дееспособность;
г) административная правосубъектность;
д) административная деликтоспособность.
4. Проиллюстрируйте виды специальных административно-правовых статусов граждан конкретными примерами, из числа предложенных:
а)статусычленовадминистративныхколлективов;
б) статусы субъектов разрешительной системы;
в) статусы субъектов административной опеки;