Сертификация аудиторов и реестр аудиторских фирм и аудиторов

 

Согласно ст. 10 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» сертификация аудиторов – определение профессиональной пригодности на занятие аудиторской деятельностью.

Сертификация аудиторов осуществляется Аудиторской палатой Украины.

Порядок сертификации аудиторов, которые будут осуществлять аудит банков, утверждается Аудиторской палатой Украины по согласованию с Национальным банком Украины.

Право на получение сертификата имеют физические лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, документ о получении которого признается в Украине, необходимые знания по вопросам аудита, финансов, экономики и хозяйственного права, опыт работы не менее трех лет подряд на должностях ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста, экономиста, ассистента (помощника) аудитора.

Наличие необходимого объема знаний для получения сертификата определяется путем проведения письменного квалификационного экзамена по программе, утвержденной Аудиторской палатой Украины.

Срок действия сертификата не может превышать пяти лет.

Продление срока действия сертификата осуществляется через пять лет по итогам контрольного тестирования по специальности в порядке, установленном Аудиторской палатой Украины.

За проведение сертификации взимается плата в размере, установленном Аудиторской палатой Украины.

Решением АПУ от 31 мая 2007 г. № 178/6 утверждено Положение о сертификации аудиторов (далее – Положение), которое вступило в силу с 01 июля 2007 г. Вышеуказанным решением АПУ отменено Положение о сертификации аудиторов, утвержденное Аудиторской палатой Украины от 19.11.2002 г. (протокол заседания № 116).

После утверждения на заседании АПУ протокола Комиссии по сертификации и повышения профессиональных знаний аудиторов АПУ по результатам сдачи квалификационного экзамена Секретариат АПУ осуществляет выдачу сертификатов.

Сертификат аудитора – это официальный документ, который подтверждает уровень профессиональных знаний, необходимых для осуществления аудита предприятий разных форм собственности на территории Украины.

 

Согласно ст. 11 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» Реестр аудиторских фирм и аудиторов – база данных, содержащая информацию об аудиторских фирмах и аудиторах, занимающихся аудиторской деятельностью индивидуально как физические лица – предприниматели.

Порядок ведения Реестра определяется и обеспечивается Аудиторской палатой Украины.

Реестр не реже одного раза в год публикуется в профессиональном издании Аудиторской палаты Украины.

Аудиторские фирмы и аудиторы, зарегистрированные как физические лица – предприниматели, имеют право на осуществление аудиторской деятельности только после включения их в Реестр.

Включенным в Реестр аудиторским фирмам и аудиторам, выдается свидетельство соответствующего образца.

Решением Аудиторской палаты Украины № 176/7 от 26 апреля 2007 года утвержден Порядок ведения Реестра аудиторских фирм и аудиторов, который вступил в силу с 20 мая 2007 года. Этим же решением АПУ, Положение о Реестре аудиторских фирм и аудиторов, которые единолично предоставляют аудиторские услуги, утвержденное АПУ 31.10.2000 г. (протокол заседания №5) утратило силу.

Решение о включении заявителя в Реестр, продление термина действия Свидетельства, внесение изменений в Реестр, выдача дубликата Свидетельства, исключение из Реестра или про отказ о включении в Реестр принимается АПУ согласно Порядку ведения Реестра аудиторских фирм и аудиторов.

Свидетельство о включении в Реестр аудиторских фирм и аудиторов (далее – Свидетельство) – это документ установленного АПУ образца, который подтверждает факт включения аудиторской фирмы (аудитора) в Реестр, а также на право аудиторской фирмы (аудитора) на осуществление аудиторской деятельности.

Секретариат АПУ в 10-дневный срок с даты получения документов проверяет их на соответствие требованиям законодательства Украины, готовит проект решения АПУ по этому вопросу и подает на утверждение АПУ.

После принятия АПУ решения о включении в Реестр заявителю выдается Свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается сроком на пять лет, подписывается Председателем АПУ и заведующим Секретариатом АПУ, заверяется печатью АПУ.

Исключение аудиторской фирмы (аудитора) из Реестра с аннулированием Свидетельства осуществляется на основании решения АПУ.