Cсоциокультурные функции дизайна

Пафос критического осмысления функционализма способствовал возникновению «альтернативного дизайна», который называют по-разному: метафорический дизайн или новый дизайн. Однако дело не в названии, а в его социокультурных функциях: сегодня помимо его способности к инновациям, к порождению новых эстетических, функциональных и поведенческих качеств усиленно подчеркивается способность дизайна к воссозданию в структуре среды традиционных функций, качеств жизни, бытовых и художественных ценностей.

Экология культуры – направление, получившее в последние годы теоретическое осмысление в нашей стране, прежде всего благодаря работам академика Д.С. Лихачева. Он отмечает, что экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.

Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима человеку для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». От уровня нравственной культуры зависит экологическое состояние нашей планеты.

В последние годы экология культуры стала приобретать статус научной гуманитарной дисциплины, то, сближаясь с экологией первой природы, то настаивая на своей отнесенности к природе второй.

Между экологией природы и экологией культуры, тем не менее, можно зафиксировать весьма принципиальные различия. В природе до известных пределов конечно, утраты восстановимы, поскольку природа сама помогает человеку, ибо она живая и обладает способностью к самоочищению, к самовосстановлению нарушенного человеком равновесия

Утрата памятников культуры необратима,

поскольку памятники культуры всегда индивидуальны,

всегда связаны с определенными личностями.

Каждый памятник разрушается навечно.

При этом культурную экологию не следует уподоблять ни научной реставрации и сохранению отдельных памятников культуры, ни краеведению, несущему в себе сумму знаний о том или ином регионе.

Экология культуры как научная дисциплина требует комплексных знаний, переходя на другой качественный уровень.

Идея академика Дмитрия Сергеевича Лихачева получила за последние десятилетия ХХ века поддержку в виде многочисленных опытов проблематизации и концептуализации тех реальностей, что интенционально подразумеваются под термином «экология культуры».

Следует отметить, что интонации общественного сознания явно изменились в 70-е годы. Общая тенденция возникших тогда концепций сегодня называется культурно-экологической.