Библиографический список

Бехман, Г. Современное общество как общество риска [Текст] / Г. Бехман // Вопр. философии. 2007. № 1. С. 26–46.

Келлер, Я. Модернизация – Гуманизация общества или коррозия бытия [Текст] / Я. Келлер // Социс. 2002. № 7.

Кудрявцев, И. К. Синергетика как парадигма нелинейности [Текст] / И. К. Кудрявцев, С. А. Лебедев // Вопр. философии. 2002. № 12. С. 55–64.

Лесков, Л. В. Нелинейная вселенная: новый дом для человечества [Текст] / Л. В. Лесков. М., 2003. Ч. III.

Любутин, К. Н. Диалектика субъекта и объекта [Текст] / К. Н. Любутин, Д. В. Пивоваров. Екатеринбург, 1993.

Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 21. С. 306; Т. 13. С. 7–11.

Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество [Текст]
/ Н. Н. Моисеев. М., 2001.

Момджян, К. Х. Социум. Общество. История [Текст] / К. Х. Мом­джян. М.: Наука, 1994.

Сапожников, Е. И. Общество потребления в странах Запада [Текст] / Е. И. Сапожников // Вопр. философии. 2007. № 10. С. 53–63.

Семенов, В. С. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в ХХI в. [Текст] / В. С. Семенов // Вопр. философии. 2007. № 4. С. 94–113.

Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А. Со­рокин. М., 1992.

Тойнби, А. Д. Постижение истории [Текст] / А. Д. Тойнби. М., 1991.

Франк, С. Л. Духовные основы общества [Текст] / С. Л. Франк. М., 1992.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вопросы формируют проблемное поле социальной философии?

2. Какие вы знаете подходы к трактовке общества?

3. В чем отличие предмета социальной философии от других наук об обществе?

4. Какие вы знаете теоретические модели построения общества?

5. В чем единство и различие натуралистического и диалектико-материалистического взглядов на общество?

6. В чем отличие общественного бытия от социальной реальности?

7. Что вы понимаете под структурным, функциональным и динамическим аспектами рассмотрения общества?

8. Что вы понимаете под свободой и необходимостью?

9. Что такое объективные условия и субъективный фактор? Какова их диалектика?

10. Что отличает общество как систему от других систем?

11. Что означает понятие «общественное бытие» в философии марксизма?

12. Что марксизм понимал под надстройкой общества?

13. Какое определение исторической свободы соответствует диалектико-материалистической концепции?

Лекция 9

Общество и природа[72]

Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это несправедливо. …Природа и общество – две главы одного романа.

А.И. Герцен

Понятие «природа». Природа как предпосылка и условие существования общества. Типология взаимосвязей общества и природы.

Экологический кризис и его осмысление в общественном сознании. Идеи «устойчивого развития», «ноосферы» и «коэволюции».

9.1. Понятие «природа».
Природа как предпосылка и условие существования общества. Типология взаимосвязей общества и природы

Проблема «природа и общество» сложна, ее изучают многие естественные, гуманитарные, социально-экономические науки: биология, медицина, философия, экономика и т.д. Наша задача – выявить философские аспекты взаимодействия общества и природы. Взаимоотношения общества и природы во всей их многогранности и целостности являются предметом глубокого философского осмысления, становясь одной из важнейших проблем социальной философии, к которой обращались многие мыслители, пытаясь определить место и роль человека в мире. Природа является основанием жизни человека, его духовного и физического развития. Таким образом, данная проблемная область лежит в рамках осмысления человека, как биосоциального, деятельного, исторического существа в специфике его взаимодействия с естественной, природной средой.

Прежде чем говорить о взаимоотношениях общества и природы, рассмотрим исходные понятия, характеризующие суть вопроса. Содержание понятия «общество» было раскрыто в предшествующей теме. Термин «природа», как и «общество», употребляется также в нескольких значениях.

Во-первых, природа понимается как сущность или причина того или иного явления (например, природа болезни, природа электричества).

Во-вторых, в самом широком смысле как синоним понятий «мир», «бытие», «вселенная», «материя». В таком случае общество само выступает как часть природы, мира, вселенной.

В-третьих, в более узком понимании понятие «природа» рассматривается как непосредственная среда обитания человека (т.е. находящейся в непосредственном с ним контакте) или географическая среда, включающая в себя атмосферу, литосферу, гидросферу, биосферу. Термин «географическая среда» был введен французским географом Ж. Реклю, а в материалистической социологической литературе этот термин впервые применил Г.В. Плеханов. В последнее время понятие «географическая среда», по существу, было вытеснено понятиями «природная среда», «экологическая среда», которые в более полной мере отражают субъектно-объектные связи «общество – природа», так как человек давно уже вышел за пределы Земли.

В-четвертых, природа понимается как естественная среда, т.е. все то, что не является результатом труда человека. Здесь мы можем рассматривать в качестве природы и микромир, и «ближний космос», и космосферу, и миллиарды километров вокруг Солнца (пусть опосредованно, но вовлеченных в сферу человеческой деятельности). В дальнейшем мы будем употреблять понятие «природа» именно в этом смысле – как совокупность естественных условий жизни человека и общества.

Природа – необходимая среда и источник ресурсов существования общества. Процесс взаимодействия общества и природы характеризуется, прежде всего, понятием «материальное производство», суть которого мы как раз и понимаем, как преобразование людьми вещества и энергии природы с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, контролируемый и регулируемый обмен веществ между обществом и природой. Основа этого процесса – труд, т.е. уникальный тип связи человека с окружающим миром, в результате которого этот мир осознанно и целенаправленно преобразуется с помощью специально, систематически создаваемых и совершенствующихся орудий труда. Принципиально выделяет человека из животного мира как раз то, что отмечалось Ф. Энгельсом: «…животные в лучшем случае собирают, тогда как люди – производят»; человек приспосабливает окружающую среду к своим возможностям и потребностям. Таким образом, человек существует в искусственной среде, которую создает сам, изменяя природную среду, целенаправленно и осознанно с помощью созданных им орудий труда, которые к настоящему моменту преобразовались в сложный искусственный мир разнообразной техники и технологий. Традиционно, начиная с Демокрита, измененная осознанной и разумной деятельностью человека среда называется второй природой.

Основа материального бытия – первая природа – неживая, неорганическая, неодухотворенная – естественная природная среда, не освоенная человеком. Наряду с ней материальное бытие представлено искусственной неживой и неодухотворенной второй природой, техносферой: оболочкой, которую человек помещает между собой и внешним миром. Что касается фауны и флоры (биосферы), то в настоящее время они, в большей или меньшей степени, вовлечены человеком в процессы его жизнедеятельности.

Первое и главное, что следует отметить в характеристике взаимодействия общества и природы, – это зависимость общества от природы. Какие же аспекты взаимосвязей общества и природы выделяются в философии? Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество, с точки зрения материалистической традиции, – результат эволюции природы. Процесс антропогенеза и социогенеза может осуществляться только при определенных природных условиях. Известно, что древнейшие цивилизации возникли отнюдь не на территориях Крайнего Севера. Процесс формирования человека, его современного внешнего облика, мозга, сознания, языка, способности к труду – это одновременно и процесс формирования общества, связей, отношений между людьми.

Основой выделения человека и общества из природы был переход от присущей животным деятельности, присваивающей материалы природы, от приспособления животных к среде, к предметной, орудийной деятельности человека, изменяющей природу в соответствии со своими потребностями. Животное только пользуется природой и производит в ней изменения лишь в силу своего присутствия. Человек же не довольствуется тем, что дает ему природа в готовом виде, и вносимыми изменениями «заставляет природу служить своим целям». В этом плане можно полностью согласиться с поэтом С. Щипачевым, который писал:

Природа! Человек твое творенье.

И этой чести у тебя не отберут.

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд...

Во-вторых, онтологическая связь, т.е. связь существования. Природа – основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. Общество на всех этапах своего развития может существовать лишь в совокупности с природой, через использование и преобразование вещества природы. Природа – условие существования человека и общества и поле его преобразовательной деятельности. Онтологический аспект взаимодействия общества и природы связан также с влиянием биологической, телесной природы самого человека на социальную жизнь, которое концентрированно выражено в понятии «народонаселение». Народонаселение, его численность, рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни людей, источник трудовых ресурсов, субъект потребления.

В-третьих, духовная связь, связь познания. Природа – предмет познавательной активности человека, а также условие его эмоционально-психологической стабильности (возможности релаксации, психоэмоционального восстановления, подчас пробуждения творческих сил), до конца осознанное только сегодня, когда железобетонный пейзаж стал повседневным интерьером большинства горожан.

Мы рассмотрели три вида наиболее существенных связей общества и природы: генетическую, онтологическую и духовную (гносеологическую). В чем конкретно проявляется взаимосвязь социального и природного?

С одной стороны, природа, безусловно, влияет на общество, это влияние исторически изменчиво и проявляется в следующих формах:

природа является бытийственной основой для существования общества, выступает в качестве предпосылки и условия развития общества, так как именно в ней человек черпает энергию и вещества для построения не только второй природы, но и поддержания жизни собственного организма;

благоприятные природные факторы (климат, географическое положение, наличие ресурсов) способствуют ускоренному общественному развитию, а неблагоприятные, суровые – его тормозят; неслучайно человеческая цивилизация возникает и до нашего времени наиболее успешно развивается в зонах благоприятного, умеренного климата;

именно природными факторами во многом определялись специализация хозяйственно-экономической деятельности, размещение производства, специфика общественного разделения труда, характер расселения людей (в настоящее время, однако, влияние данного фактора ослабевает);

несмотря на научно-технический прогресс человечества, неосвоенная, непокоренная природа существует как независимая от воли человека арена действия слепых разрушительных сил: землетрясения, наводнения, цунами, лавины и прочее ежегодно уносят не менее 250 тыс. человеческих жизней, наносимый мировой экономике ущерб исчисляется 30 млрд дол. ежегодно. Человек умудряется усугублять ситуацию собственной бесконтрольной деятельностью;

естественная цикличность природных изменений (смена времен года, дня и ночи, фазы Луны и солнечной активности) во многом до сих пор определяет жизненные ритмы человека и общества в целом.

С другой стороны, с самых ранних стадий развития человеческое общество оказывало существенное влияние на природу, пытаясь благоустроить, приспособить под собственные нужды среду обитания. Антропогенное влияние на природу все более возрастает с развитием человеческой цивилизации. Сегодня человек становится фактором глобального масштаба. Антропогенное воздействие проявляется в следующих формах:

для поддержания своего существования общество пользуется веществом и энергией природы, т.е. естественными ресурсами. Если солнечная энергия, например, является непрерывно возобновляемым ресурсом, то полезные ископаемые, виды растений и животных, плодородные почвы и т.д. бесконтрольно изымаются человеком из природы;

антропогенное воздействие на природу настолько велико, что, будучи самовосстанавливающейся, самоочищающейся системой, природа, тем не менее с ним уже не справляется – загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы – следствие развития материального производства. Уровень загрязнения близок к катастрофическому: только 1–2% используемого природного ресурса остается в конечном продукте, остальные 98% становятся отходами. Человек производит и использует вещества и материалы (пластмассы, синтетические волокна и др.), свойства которых не известны природе и вредны для организмов биосферы. С негативным воздействием, связанным с загрязнением окружающей среды не справляются и адаптационные способности самого человека, о чем свидетельствует рост аллергических, профессиональных заболеваний, появление новых болезней;

техносфера все более прогрессирует. Ставший, как отмечал В.И. Вернадский, «геологической силой» человек масштабно и качественно структурно изменяет окружающую среду, к сожалению, не всегда задумываясь об отдаленных последствиях своих действий, – повороты рек, искусственные острова, осушение естественных морей, изменение ландшафта и климата – сегодня это стало реальностью. Человек вмешивается в стихийные природные процессы – намеренно или случайно провоцирует сходы лавин, цунами, снегопады, дожди и т.д.;

человек своей деятельностью активно воздействует на биосферу – клонирование животных, а в недалеком будущем, несомненно, и себе подобных; искусственное оплодотворение, регулирование рождаемости, изменение продолжительности жизни человека, прежде всего, в развитых странах; создание новых видов организмов с использованием генной инженерии, восстановление популяций редких видов животных и растений.

Таким образом, мы видим, человек активно вмешивается в жизнь природы, все более увеличивается состав веществ и энергий, вовлекаемых в сферу человеческой деятельности. Спецификой нашего времени становится глобальное и интенсивное воздействие общества на окружающую среду, влекущее, подчас, негативные последствия, позволяющие говорить о глобальном экологическом кризисе. Нарастает дисгармония в системе «человек – общество – природа».

Непосредственная зависимость человека от природы осознавалась давно, она находила свое отражение в языческих верованиях, когда силы природы обожествлялись, обретали имена божеств. Явлениям природы нередко придавались и придаются черты знамений судьбы человека и общества. Зависимость человека, общества от природы находила отражение как в лите­ратуре, искусстве с древнейших времен, так и в трудах античных мыслителей, например, Платона, Демокрита, Гиппократа, Страбона. Обратный процесс – влияние общества на природу – в ранних источниках не нашел заметного отражения, что объясняется тем, что общество того периода не располагало еще материальными возможностями, позволяющими оказывать сколько-нибудь значительное воздействие на природу и существенно ее изменять.

И все-таки, какая же сторона – природа или общество – является ведущей в их взаимодействии? Идею о влиянии природной среды (в первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления, некоторые общественно-исторические процессы высказывали уже античные мыслители (например, Платон, Аристотель, Геродот, Гиппократ, Полибий и др.). Однако наиболее полное развитие и оформление это натуралистическое учение получило позднее.

Географический детерминизм (от лат. determine – определяю) – философское направление, сформировавшееся в ХVIII в. в трудах Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, развитое в ХIХ в. Г. Боклем, Л.И. Мечниковым, утверждало, что ведущая роль принадлежит природе, ландшафту, климату, изобильности природы и т.п. Например, Ш. Монтескье полагал, что власть климата сильнее всех других властей. Л.И. Мечников считал, что тип государственного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности и космических излучений. Так, бедность народов Юга, по мнению сторонников этого направления, обусловлена излишним изобилием тропической природы, позволяющей населению не истощать свой ум и силы заботой о выживании. С точки зрения французского философа ХVIII в. В. Кузена, судьбы народов и стран записаны на их географической карте, надо только уметь ее читать. Основная идея указанного направления сводилась к утверждению, что природа лепит свой сорт людей, а они уже в зависимости от полученных качеств устраивают общество.

Природная среда действительно оказывает влияние на многие стороны жизни человека и общества, в том числе на формирование внешнего облика человека, его темперамента, особенности организации быта и др. На ранних ступенях социального развития природные условия существенно влияли на первоначальное разделение труда, размещение производительных сил, темпы развития стран и народов. Хотя и здесь есть свои парадоксы. Так, К. Маркс отмечал, что наиболее благоприятные условия для быстрого развития общества сложились отнюдь не в странах тропического пояса, где «слишком расточительная природа ведет человека, как ребенка на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не области тропического климата с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала»[73]. Однако, отражая многие реальные факты связей общества и природы, абсолютизируя значение природных факторов в жизни общества, географический детерминизм не может объяснить серьезные различия в уровне жизни народов, живущих в относительно сходных климатических условиях (например, Аляски США и Чукотки России, или богатство Японии, обладающей весьма ограниченными природными ресурсами).

Стоит отметить, что и русские историки В.О. Ключевский и С.М. Соловьев отмечали роль природы в формировании русского централизованного государства, указывая, что огромные пространства, холодный климат, низкое плодородие почв требовали жесткого правления, абсолютной власти, сосредоточенной в одних руках; принесения в жертву интересам государства интересов отдельной личности.

Современные материалистические концепции утверждают, что при всей своей важности природные факторы не играют определяющую роль в историческом развитии, так как их воздействие на общество опосредованно. Что и в каких объемах (и с какими последствиями) берет общество у природы, определяется развитием самого общества: уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений, особенностями социально-политического устройства, состоянием культуры, законодательства и т.д. Например, уже в законах роста народонаселения проявляется ведущая роль социальных факторов. Так, уровень рождаемости в стране определяется не естественной биологической способностью к деторождению, а уровнем развития экономики, культуры, образования, состоянием медицинского обслуживания, национальными, семейными, религиозными традициями и т.д.

Опосредованная зависимость общества от природы ярко проявляется при анализе исторических этапов (типов) взаимодействия природы и общества.

Присваивающий этап – характерен для первобытнообщинного общества. Воздействие общества на природу минимально: человек берет в природе готовые к употреблению предметы, продукты и вещества.

Переходный этап от присваивающего к производящему – верхняя граница первобытного, рабовладельческий, феодальный периоды. Антропогенное воздействие локально, определяется наличными природными условиями, совпадают место производства и нахождения сырья. Развиваются скотоводство, земледелие, плавка, ремесла. Преобладает сельское хозяйство, натуральный обмен. Уровень преобразования природных объектов ограничивается преобразованием отдельных макротел.

Индустриальный этап соответствует капиталистическому периоду. Взаимодействие природы и общества охватывает большие регионы, определяясь результатами промышленной революции. Преобразование человеком природы доходит до молекулярного, частично атомного уровней. Появление машинного производства приводит к усложнению материального производства в целом, совершенствованию транспортных средств, следовательно, облегчаются коммуникации между странами. Производство зависит уже не столько от природных, сколько от социальных факторов.

Постиндустриальный (глобальный) – этап, определяющийся особенностями развития человеческой цивилизации во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Происходит всепланетарный охват природы человеческим воздействием, человек выходит в космос (опосредованно, через космические зонды, беспилотные космические аппараты) и за пределы нашей галактики. Процессы урбанизации, автоматизации, компьютеризации, информатизации, глобализации приводят к формированию принципиально нового образа жизни большинства населения. Социальное окончательно вытесняет природное: жители развитых стран практически оторваны от непосредственного контакта с природой, все более подменяемого контактом с техносферой. Уровень антропогенного преобразования природных объектов доходит до элементарных частиц. В результате глобализационных процессов взаимодействие общества и природы приобретает черты единой целостной системы, одной из сущностных характеристик которой на данном этапе является системный глобальный экологический кризис.

9.2. Экологический кризис
и его осмысление в общественном сознании.
Идеи «устойчивого развития»,
«ноосферы» и «коэволюции»

Тот, кто не глядит вдаль, – не заметит беды рядом с собой.

Конфуций

Понятие «экология» было введено в 1866 г. Э. Геккелем, оно обозначало первоначально конкретное научное направление, изучающее взаимоотношения животных и растений со средой их обитания, к которой он отнес все условия существования в широком смысле слова. Сегодня же сфера применения этого понятия и его значение существенно расширились. Под экологией мы сегодня понимаем некое синтетическое научное направление, совокупность знаний о проблемах взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания. В данном смысле экология очень близка философии, ибо пытается определить место человека в окружающей его природной среде. Таким образом, мы можем выделить философские аспекты в анализе экологических проблем современности, связанные, прежде всего, с выявлением их сущностных оснований и возможных путей гармонизации отношений природы и общества.

История человеческой цивилизации показывает, что обострение противоречий между человеком и природой и ранее приводило к локальным или региональным экологическим кризисам. Уже синантропы несколько сотен тысяч лет назад использовали огонь, выжигали леса. С древности традиционно человек переходил с места на место, забросив истощившийся, ставший неплодородным участок земли, варварскими способами освобождая под сельскохозяйственные угодья все новые и новые земли. Охота древнего человека на мамонта привела к полному исчезновению этих животных. В VII–VI вв. до н.э. в Древней Греции из-за необходимости добывать из руды серебро и свинец уничтожали большие объемы леса. Сегодня лесов на этой территории нет. В 1690 г. на планете была истреблена птица дронт, в 1768 г. была убита последняя морская стеллерова корова, в 1936 г. – австралийский сумчатый волк.

Подобных примеров множество, но вот, что важно – противоречие между обществом и природой приобрело планетарный характер только во второй половине ХХ в., угрожая всем естественным оболочкам нашей планеты, сохранению телесности, здоровья, собственно выживанию самого человека. К экологическим проблемам современности относятся: загрязнение воздуха, воды, мирового океана, околоземного космического пространства; истончение озонового слоя («озоновые дыры»); глобальное потепление и его негативные последствия; исчезновение видов растений и животных; эрозия почв; сокращение лесов, опустынивание как результат неправильного ведения хозяйства; гигантские масштабы эксплуатации минеральных богатств литосферы.

Именно литосфера испытывает на себе наиболее существенное антропогенное влияние, связанное с изыманием минеральных ресурсов, изменением рельефа и природного ландшафта, разрушения почвенного покрова, опустынивания больших площадей. Сегодня площадь обрабатываемых земель достигает 15 млн км2, тогда как общая площадь утраченных для сельского хозяйства за всю историю человечества – 20 млн км2. Площадь потенциально пригодных земель 12 млн км2, в Северной Америке, Западной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке этот потенциал практически исчерпан. Каждые десять лет мировые потери верхнего слоя почвы составляют 7%, на 35% обрабатываемых земель скорость процессов эрозии почвы превышает скорость почвообразования. Неблагоприятные тенденции усугубляет использование литосферы для захоронения токсичных отходов. В России 42,8% пашни характеризуются низким содержанием гумуса, при этом более 15% обследованных земель имеют критический уровень; площадь оврагов превышает 1,6 млн га и ежегодно увеличивается

Неправильное ведение сельского хозяйства приводит к опустыниванию. Процесс превращения агробиоценозов в пустыни идет с удручающей скоростью: ежегодно в мире теряется 6 млн га сельхозугодий.

Бесконтрольное изъятие минеральных ресурсов приводит к изменению рельефа, природных ландшафтов. Здесь за примерами далеко ходить не надо – на Среднем Урале добыча ми­нерального сырья открытым способом привела к резкому ухудшению режима рек и накоплению так называемых вскрышных пород, которые складируются в отвалах и шламохранилищах, являющихся источниками вторичного загрязнения почв. Критической является ситуация с загрязнением земель вокруг промышленных центров Свердловской области – в радиусе свыше 20 км вокруг них почва отравлена. То же касается и городских земель, в Екатеринбурге, по данным Уральского управления по гидрометеорологии, превышен фоновый уровень по хрому в 7 раз, по меди – в 4, по цинку – в 3,5 раза.

Огромной проблемой для города и области стало захламление земли бытовыми и промышленными отходами. За год только Екатеринбург производит свыше 2 млн м3 твердых бытовых отходов. Если их сжигать, то в почву и воду попадают вредные соединения (например, окислы серы, азота и т.д.), если просто закапывать, то нужно иметь в виду, что скорость разложения в естественных условиях только обычного полиэтиленового пакета около 200 лет. Для правильного уничтожения отходов необходимо специальное производство, способное предельно минимизировать вредные для природы и человека последствия.

Люди очень долго относились к минеральным ресурсам Земли как к безграничным, не задумываясь о том, что они могут закончиться. Резкое повышение цен на нефть за последние годы, на наш взгляд, вряд ли повлечет за собой столь же резкое их снижение, как это происходило, например, в начале 80-х годов ХХ в. Связано это с тем, что на подавляющем большинстве известных месторождений пик добычи уже пройден. По прогнозам аналитиков, при нынешних темпах возрастания добычи нефти, она закончится через 50–70 лет. Угля хватит на несколько веков, но его сгорание усугубляет «парниковый эффект». По этой причине, несмотря на чернобыльскую трагедию, вновь появляется интерес к производству атомной энергии. На сегодняшний день Германия готова пересмотреть свой отказ от строительства новых АЭС, Бельгия 56% энергии вырабатывает на существующих станциях. В России подготовлена программа, по которой каждый год должны вводиться в эксплуатацию два новых энергоблока, доля атомной энергии к 2050 г. должна увеличиться до 30%.

В результате антропогенного воздействия модифицируются свойства и газовый состав атмосферы, возрастает ее запыленность, нижние слои загрязняются вредными газами и веществами, возрастает опасность разрушения ионосферы и стратосферного озона. Выбросы техногенных газов и веществ превосходят поступления из естественных источников. Хозяйственная деятельность человека нарушила естественный баланс углекислого газа в атмосфере, а именно двуокись азота играет важную роль в жизнедеятельности человека, растений, животных, выполняет атмосферную функцию предохранения подстилающей поверхности от перегрева и переохлаждения. В результате только за вторую половину ХХ в. концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась почти на 15%, а температура выросла в среднем на 1,2–3,5º. Если же температура возрастет на 4–5º, то это грозит более интенсивным таянием полярных льдов и горных ледников, затоплением значительных территорий и необходимостью людям покинуть обжитые места.

Расширяются масштабы нарушения в атмосфере баланса кислорода – за счет сжигания минерального и органического топлива мы ежегодно теряем 20 млрд т атмосферного кислорода. При современных темпах роста производства это может привести к тому, что к середине ХХII в. содержание кислорода снизится на 25–30% и достигнет критического для выживания человека уровня.

Уральский регион по количеству вредных выбросов в атмосферу занимает одно из первых мест в России, а на Свердловскую область приходится около 1/3 всех воздушных выбросов Урала. Пылевые загрязнения воздуха, превышающие допустимый уровень, отмечены, прежде всего, в Нижнем Тагиле и Первоуральске, превышение концентрации аммиака – в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, двуокиси серы и азота, фтористых соединений – в Ревде, Полевском, Каменске-Уральском, Первоуральске. В Екатеринбурге 70% вредных выбросов приходится на долю автотранспорта, а среднестатистический автомобиль выбрасывает в воздух почти 800 кг вредных веществ в год.

Тяжелейшим испытаниям подвергается и водная оболочка Земли. Сокращается количество пресной воды на Планете, загрязняются воды мирового океана, уничтожаются речные, озерные, морские биоценозы: гибнут коралловые рифы, исчезает тихоокеанский лосось и т.д. По данным ООН, в мировой океан ежегодно попадают 50 тыс. т пестицидов, 5 тыс. т ртути, 10 млн т нефти и множество других загрязнителей. Только в Екатеринбурге в 2000 г. в реку Исеть было сброшено 2 090 т органических веществ, 150 т нефтепродуктов, 720 т азота, 100 т железа. Сегодня, благодаря усилиям городских властей, совершенствованию природоохранного законодательства, ситуация меняется в лучшую сторону, но, к сожалению, в ближайшие несколько десятилетий мы вряд ли увидим нашу реку чистой.

Биосфера Земли испытывает негативные экологические последствия, приводящие к нарушению биохимических циклов, энергетических и термодинамических процессов в биосфере. Ужасает динамика процессов видового обеднения животного и растительного мира, уничтожения лесов на планете, тем более, что, как говорил Э. Вильсон: «Каждая порода – это библиотека информации, приобретенной эволюцией в течение миллионов лет». Пагубные последствия сведения тропических лесов определяются именно тем, что они являются колыбелью и кладовой большей части генофонда биосферы. В середине 70-х годов ХХ в. происходило уничтожение одного вида и подвида растений (большей частью в тропиках) ежедневно. К концу 80-х – исчезает один вид в час. На планете, по мнению ученых, существует не менее 12,5 млн видов флоры и фауны, описаны наукой только 1,7 млн. И только среди известных видов 12% вымирают, 30 тыс. пород растений и животных исчезают каждый год!

Человек, являясь виновником разрушения естественного природного баланса, сам же и страдает в этой ситуации. Будучи существом не только социальным, но и биологическим, человек не может не подчиняться глубинным биологическим законам. Следовательно, отмечают многие исследователи, так как человек в процессе своей деятельности разрушил собственную экологическую нишу на значительной территории суши, то, скорее всего, механизмы, удерживающие распадность вида на определенном уровне в естественной экологической нише, также разрушены.

Данная ситуация крайне опасна. Мы упоминали о последствиях экологического кризиса – «экологических заболеваниях», непосредственно вызванных загрязнением окружающей среды, но опасность еще серьезнее: есть признаки распада генома человека. Об этом свидетельствует рост генетических отклонений, психических заболеваний, вспышки новых заболеваний (атипичная пневмония, новый вирус птичьего гриппа и т.д.), снижение иммунного статуса человечества, нарушение запретов, снижение тормозящих процессов, выливающиеся в невиданные вспышки насилия, агрессии, морального разложения.

Нынешняя полная чудес и противоречий фаза прогресса, по замечанию основателя Римского клуба итальянского экономиста и философа А. Печчеи (1908–1984), принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыхан­ными бедами. Иными словами, потребительская практика в отношениях общества и природы привела к возникновению дисгармонии в этих отношениях. Каждый новый шаг в овладении силами природы означал и новый шаг в разрушении природы, естественного базиса человеческого существования.

В чем истоки экологических проблем? Связь между человеком и природой осуществляется, прежде всего, через производство. Соответственно, специфика данной взаимосвязи и перспективы ее развития зависят во многом от уровня развития производительных сил общества. Мы можем говорить сегодня о том, что на нашей планете ускорение темпов научно-техниче­ского прогресса сопряжено с экологическим регрессом, т.е. современная экологическая ситуация фактически является оборотной стороной научно-технической революции. Следовательно, истоки экологического кризиса мы можем усмотреть в особенностях современной науки, берущей свое начало в европейской науке Нового времени.

Идеи Ф. Бэкона и Р. Декарта положили начало тенденции обоснования могущества человеческого разума, возможности и необходимости покорения природы человеком, освоения ее безграничных богатств. Сделаться «хозяином и господином природы» – вот цель развития человечества. В какой-то мере корни экологических проблем мы можем увидеть и в аналитизме науки, ее отказе от целостного взгляда на природу, «дроблении» реальности для углубленного изучения явления, к сожалению, подчас вне синтетического подхода, вне учета связи этого явления со средой. Таким образом, на сегодняшний момент жизненно необходимо укрепление взаимосвязи преобразовательной и познавательной деятельности человека, экологизация науки.

Наряду с гносеологическими можно выделить в качестве существенных и определяющих социально-экономические причины экологического кризиса. Общество потребления, стимулирующее развитие человеческих потребностей, предела которым нет, основанное на экстенсивном развитии производства, столкнулось с конечностью природных ресурсов и невозможностью планеты удовлетворить все возрастающие потребности человека полностью. Кроме того, ситуацию усугубляет тот факт, что чисто либеральная экономика, главные критерии которой – возврат капиталовложений, рентабельность, не ценит того, что «бесплатно» дает природа, а значит, не способна ответить на экологический вызов. Экономисты и биологи в 1997 г. подсчитали, что «услуги» природы (чистый воздух, воду, почву и т.п.) можно оценить в 33 трлн дол. в год. Все это мы получаем и тратим не задумываясь, фактически перекладывая бремя расплаты за нашу безответственность на потомков.

Опасность современного уровня нарушений экологических условий и равновесий на Земле велика как никогда: по мнению ученых, мы переживаем сегодня более серьезный кризис, чем 65 млн лет назад, когда вымерли динозавры. Усиливает экологическую опасность (серьезно повышает степень антропогенной нагрузки на природу) и рост населения Земли: только за последние 25 лет человечество увеличилось на 2 млрд чел., по прогнозам, к 2050 г. на нашей планете будет жить порядка 9 млрд чел., а к 2100 г. – 11–12 млрд. При этом уже сейчас более 1/3 населения живет в странах, где существует нехватка воды (это касается, прежде всего, стран Ближнего Востока, Северной Африки, Китая, Индии); 30–40% продовольствия в мире получают, используя орошаемые почвы, соответственно учащающиеся засухи приведут к голодной смерти огромное число людей.

Каковы возможные пути преодоления экологического кризиса, гармонизации взаимоотношений природы и общества? Прежде всего, отмечают исследователи, в познавательной сфере – это развитие науки как целостной «интегративно-разнообраз­ной» системы и ее экологический синтез с другими отраслями человеческой деятельности. В социальной сфере – повышение общей экологической культуры общества:

воспитание экологического сознания, предполагающего осознание людьми своей ответственности перед природой;

отказ от неконтролируемых, расточительных потребностей;

понимание того, что природа – наш общий дом и требует разумного бережного отношения;

совершенствование природо-охранного законодательства, повышение эффективности международного взаимодействия в рамках экологических программ;

воплощение в жизнь идей коэволюции и ноосферы.

В экономической сфере – использование безотходных, ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых технологий производства (в том числе утилизации отходов), альтернативных источников энергии; ограничение экстенсивного роста производства.

Д. Форрестер (р. 1918) – американский ученый, специалист в области управления сложными системами (его работа «Мировая динамика») и группа ученых во главе с Д. Медоузом (р. 1940) подготовили по заказу Римского клуба доклад «Пределы роста». Они пришли к выводу, что в XXI в. человечество ждет катастрофа в силу неограниченного экономического и демографического роста, и выдвинули концепцию, согласно которой конечность ресурсов планеты ставит пределы экспоненциальному росту народонаселения и промышленного производства. Отсюда основные меры – стагнация производства и «нулевой рост» населения.

Озабоченность экологией – характеристика массового сознания многих государств. Сущность экополитики Запада сформулирована в концепции экологической модернизации как основе устойчивого развития (встроенность экологического фактора в современное производство). Технологически это означает переход к чистому производству (а не очистке отходов как раньше), ресурсо- и энергосберегающим технологиям, частичной деиндустриализация тех секторов, которые нельзя сделать чистыми. На этом пути рядом стран (прежде всего западноевропейских) достигнуты впечатляющие успехи.

Sustainability (устойчивое развитие) – этот термин сейчас в ходу, именно он определяет стандарт нового качества жизни среднего класса в развитых странах. Устойчивое развитие – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворить потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям. Отсюда распространившееся увлечение «эко-жизнью». В быту – это, прежде всего, бережливое отношение к вещам, отказ от безудержного, бездумного «шопоголизма»; сокращение потребления электроэнергии, пресной воды; экономия бумаги (одна пачка бумаги для принтера – это целое дерево); выбор органических, экологичных продуктов питания, косметики, одежды; по возможности отказ от перелетов на самолетах, так как они вредят атмосфере, нарушают озоновый слой и т.д.

Но успехи в экологической политике отдельных стран не решают проблему в целом. Главной угрозой экологической безопасности планеты становятся: бедность, перенаселенность, отсталость развивающихся стран. На первый план выходит отношение Север–Юг. Могли бы развитые страны помочь развивающимся в охране природной среды? Эта проблема активно обсуждается в литературе, на конференциях, на официальном уровне. Да, если речь идет об информации, образцах законов, технологической помощи, например, по планированию семьи. Но безудержный рост населения этих регионов, ориентация в жизненных стандартах на Запад сводят на нет все усилия.

Человечество сегодня стоит на пороге нового этапа взаимодействия общества и природы, который обычно связывают с понятием «ноосфера» (от греч. noos – разум) – сфера разума. Понятие, введенное в научный оборот Э. Леруа[74], активно использовалось Т. де Шарденом, получило материалистическое истолкование в работах В.И. Вернадского.

Центральной идеей, проходящей через все творчество В.И. Вернадского, является единство биосферы и человечества. Ученый рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса; живые организмы – это формы, уровни организации биосферы. Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь жизни», в биологический круговорот, жизнь, по словам В.И. Вернадского, способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Этот биогеохимический принцип утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.

Очень важно, что, подчеркивая единство биосферы и человечества, мыслитель связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества в целом. Человеческий разум воспринимался им как космическое явление, естественная и закономерная часть природы. Создав разумное существо, природа постигает самое себя. Для В.И. Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям; верил в добрую волю человечества; писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное, не преходящее явление. В.И. Вернадский видел неизбежность ноосферы: «Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества»[75].

Концепция ноосферы у В.И. Вернадского – это идея о роли разумной человеческой деятельности в природе. Сегодня при разработке теории взаимодействия общества и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идеи В.И. Вернадского о становлении ноосферы как процесса сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения. В.И. Вернадский делает попытку увязать естественно-научную теорию геохимической миграции вещества и энергии с развитием общества, т.е. найти момент перехода биосферы (вследствие количественных изменений, вносимых в нее человеком) в качественно новое состояние – ноосферу.

Научная значимость учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит в том, что он как естествоиспытатель, исследуя геохимические процессы миграции вещества и энергии в природе, выявил геологическую роль жизни, живого вещества в планетарных процессах, в становлении и последующем поддержании динамического равновесия биосферы – продукта жизнедеятельности и среды обитания живых существ. В этом живом веществе он выделил человека как планетарную силу, изменяющую естественные биогеохимические процессы планеты, силу способную перестроить, согласно своим представлениям, складывавшиеся на протяжении многих геологических эпох естественные циклы миграции вещества и энергии, и изменять таким образом биосферу Земли.

В.И. Вернадский как натуралист и естествоиспытатель, исследуя влияние человека, общества на природу, столкнулся с качественно отличной от всех иных форм движения материи реальностью. Реальностью, подчиненной своим специфическим законам, собственное развитие и взаимодействие которой с природой не могут быть отождествлены или редуцированы к биологической форме движения материи или физическим и химическим закономерностям, присущим живой и тем более неживой природе.

Ноосфера понималась им как окружающая человека среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее – как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, т.е. как разумное согласованное с данными науки преобразование природы. Очеловеченная природа появляется вместе с человеком, когда он был еще не в состоянии регулировать протекание глобальных процессов природы. Ноосфера же – сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включает постоянное проявление естественных процессов природы, но это управляемая человеком природная среда его существования.

Ноосфера – высшая ступень интеграции всех форм существования материи, результат человеческой деятельности, перестраивающей биосферу в интересах человека, берущего на себя ответственность за эволюцию биосферы в целом. Но это не власть над природой, подобная власти завоевателя над чужим народом, а коэволюция – параллельное развитие, переплетение, взаимодействие эволюции человека и всего живого. Иными словами, в концепции ноосферы воплощается необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней. Таким образом, общество связано с природой своим происхождением, существованием и будущим.