Библиографический список
Иванова, А. В. Сознание и мышление [Текст] / А. В. Иванова. М., 1994.
Ильенков, Э. В. Диалектика идеального [Текст] / Э. В. Ильенков // Философия и культура: сб. науч. трудов. М., 1991.
Легостаев, О. В. О взаимосвязи языка и мышления [Текст]
/ О. В. Легостаев // Филос. науки. 1990. № 2.
Мир философии [Текст] : книга для чтения: в 2 ч. М., 1991. Ч. 1.
Нагуманова, С. Ф. Существует ли разрыв в материалистических объяснениях психики? [Текст] / С. Ф. Нагуманова // Вопр. философии. 2007. № 1. С. 90–105
Патнем, Х. Философия сознания [Текст] / Х. Патнем. М., 1998.
Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З. Фрейд. М., 1991.
Фромм, Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм. М., 1992.
Шалютин, С. М. Искусственный интеллект [Текст] / С. М. Шалютин. М., 1985.
Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека [Текст] / Ф. Энгельс // Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т.20.
Вопросы для самоконтроля
1. С помощью каких понятий характеризуется внутренний, духовный мир человека?
2. Что такое субъективная реальность?
3. Что такое гилозоизм?
4. Что понимается в философии под понятием «отражение»?
5. Что такое сознание?
6. Какова структура сознания?
7. Какова физиологическая основа сознания?
8. Являются ли синонимами термины «сознание» и «психика»?
9. Можно ли согласиться с тезисом: «Сознание не только отражает мир, но и творит его»?
10. Что вы понимаете под общественно-исторической сущностью сознания?
11. Какова взаимосвязь сознания и языка?
12 Что означает атрибутивность отражения по отношению к материи?
13. Как меняется отражение на разных уровнях организации материи?
14. Как решается вопрос о происхождении человеческого сознания в религиозной картине мира?
15. В чем проявляется активность человеческого сознания?
16.Возможно ли создание не просто искусственного интеллекта, но и искусственного сознания, по вашему мнению?
18. Какова роль практической и, в частности, трудовой деятельности в формировании сознания?
19. Можно ли считать сознание материальным и рассматривать его как продукт деятельности мозга подобно тому, как желчь является продуктом деятельности печени?
20. Можно ли считать отражение атрибутом материи как субстанции?
Лекция 5
Познание, его возможности и границы[61]
Знание есть сила, сила есть знание.
Ф. Бэкон
Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо отдавать их в рост.
И. Гете
1. Проблема познаваемости мира. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.
2. Практика как гносеологический феномен, ее виды и роль в процессе познания.
3. Чувственное и рациональное познание, их формы, роль и взаимосвязь. Интуиция как путь познания мира.
4. Проблема истины в философии.
5.1. Проблема познаваемости мира.
Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм
Неотъемлемой, органической частью любой философской системы является теория познания[62], или гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), или эпистемология[63] (от греч. episteme – знание, logos – учение).
Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности?
Познание мира – это задача не только философии, но и всех других наук. Какова же роль философии в этом процессе? Философия дает (разрабатывает) общую теорию познавательного процесса и его закономерности. Гносеология как раздел философии делает предметом своего исследования само знание. Она производит знание о знании. Поэтому гносеологию можно определить как учение о знании, его возникновении (природе), закономерностях развития и функционирования, о видах и формах знания, их взаимосвязи, о превращении одних форм в другие, о способах, т.е. методах получения, производства знания, а также критериях его достоверности.
Необходимо различать познание и знание, хотя они взаимосвязаны и соотносительны. Познание есть процесс деятельности человека по воспроизведению в своей голове действительности, знание – это результат познавательных усилий человека.
Суть познания – выработка правильного, адекватного воспроизведения действительности в голове человека, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и продуктивное преобразование этого мира. Знание как результат познавательной деятельности представляет собой определенным образом организованную информацию (совокупность сведений) о мире. В целом познание можно определить как социально-опосредованную, исторически развивающуюся деятельность отражения действительности.
Одним из важнейших вопросов теории познания (гносеологии) является вопрос: познаваем ли мир? Попытки ответить на него уходят своими корнями в глубокое прошлое. Возникнув в Античности (и еще ранее в восточной философии), они пронизывают Средневековье, захватывают Новое время, продолжаются в наши дни. В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.
Скептицизм (от греч. skeptomai – сомневаюсь) признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Скептицизм возник в глубокой древности. Его наиболее крупные представители: Пиррон (IV–III вв. до н.э.) древнегреческий философ из Элиды, основатель скептической школы, его ученик Тимон (IV–III вв. до н.э.), Секст Эмпирик (вторая половина II в. – начало III в. до н.э.) и др. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания об одних и тех же явлениях и процессах (например, в зависимости от состояния нашего организма) и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.
В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. а – не; gnosis – знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского.
Д. Юм (английский философ, психолог, историк) утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. Как можно проверить истинность этих утверждений? Для этого надо стать вне своих ощущений и посмотреть на себя как бы со стороны. Но этого ни один человек сделать не может, так как это равносильно тому, чтобы, стоя у окна, увидеть себя идущим по улице. Следовательно, не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо лишь довольствоваться самими ощущениями и восприятиями. Современный позитивизм в той или иной степени продолжает линию Д. Юма. Так, Б. Рассел (1872–1970, английский математик, логик, социолог и философ) почти дословно повторяет Д. Юма: «Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне»[64].
И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам, и человеческое сознание не может совершить «трансцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой «трансцензус» возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику уже современников. Например, Г.В.Ф. Гегель высмеивал И. Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Г.В.Ф. Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.
Позиции гносеологического оптимизма разделяют все материалисты и значительная часть идеалистов. Например, у Платона теория познания – это «припоминание» душой прежних впечатлений, приобретенных ею до вселения в человеческое тело. Для Г.В.Ф. Гегеля же, по замечанию Ф. Энгельса, утвердительный ответ подразумевается сам собой, так как мышление может познать то содержание, которое заранее было содержанием мысли.
В учении Э. Гуссерля познание трактуется как умозрительное, интуитивное, непосредственное созерцание содержащихся в нашем сознании феноменов. А неотомизм основой познания называет «божественное откровение», посредством которого Бог делает человеку доступными «высшие ценности». Для представителей метафизического материализма было характерным рассмотрение субъекта и объекта познания как двух природных систем, первая из которых пассивно воспринимает воздействие второй. Для субъективного идеализма «мир – совокупность моих ощущений». Значит то, что порождено сознанием субъекта, может быть им и познано. Надо лишь правильно описать свои ощущения. Как видим, за общим утвердительным ответом скрывается разное содержание. Поэтому следует иметь ввиду, что решение вопроса о познаваемости мира, т.е. об отношении мысли к предмету мысли, зависит от решения одного из важнейших философских вопросов о природе мира (материален он или идеален?).
Основы диалектико-материалистической теории познания выражены в следующих положениях:
мир существует вне нас, независимо от нас, независимо от наших ощущений, т.е. объективно;
этот мир познаваем; принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет; различие есть лишь между тем, что уже познано и тем, что еще не познано;
познание есть диалектический процесс, т.е. непрерывное движение от незнания к знанию, от неполного – к более полному и более точному знанию.
Основные компоненты познания: субъект, объект, познавательный образ (знание).
Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, дающее в результате некое знание (познавательный образ). Но это знание возникает не сразу. Оно образуется в процессе взаимодействия субъекта познания с объектом, при активной роли самого субъекта. Субъект познания – это тот, кто познает (активно-деятельное, творческое начало). Субъектом познания может быть отдельный человек в его общественной сущности, социальная группа, общество в целом. Объект познания – это то, что познается, сфера приложения активности субъекта. В качестве объектов познания могут выступать предметы природы или социальные явления, выделенные человеком и включенные в сферу его познавательной деятельности. Субъект и объект – это функциональные категории (не имеющие строго фиксированной закрепленности), которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих – субъект, если же на него воздействуют другие, то он превращается в объект.
Основным принципом теории познания диалектического материализма является принцип активного отражения. Отражение – это деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Суть отражения в том, что ощущаются, воспринимаются, мыслятся не сами по себе ощущения, восприятия, представления, а предметы, их свойства, связи, отношения, существующие вне и независимо от сознания субъекта. Тезис: «знание отражает объект» означает, что субъект познания создает такие формы мыслительной деятельности, которые в конечном счете определяются природой, свойствами, закономерностями самого объекта (а не свойствами сознания познающего субъекта). Следовательно, содержание знания объективно. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.
5.2. Практика как гносеологический феномен,
ее виды и роль в процессе познания
Спор о возможности познания мира, по замечанию К. Маркса, схоластичен, несостоятелен, бесплоден, если он остается только в области теории. Доказать несостоятельность агностицизма таким способом невозможно. Такой спор должен решаться практикой, понимаемой как общественно-историческая практика. Существенным достижением марксизма в теории познания было введение понятия «общественно-историческая практика».
Следует отметить, что в обыденной жизни термин «практика» трактуется довольно широко. Он используется для обозначения самых различных видов человеческого опыта. Например, говорят о практике педагога, воспитателя, врача, юриста, о литературной, учебной, производственной практике и других ее видах. В философии понятие «практика» используется различными философскими школами и направлениями[65]. Так, представители метафизического материализма (среди них и наши соотечественники Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) под практикой понимали деятельность отдельного человека как биологического организма, а не как общественную практику. Представители прагматизма (от греч. pragma – дело) одного из направлений западной философии (И.С. Пирс – американский философ, математик 1839–1914; У. Джемс – американский философ, психолог 1842–1910; Д. Дьюи – американский философ 1859–1952) трактовали практику достаточно широко, как любую человеческую деятельность (трудовую, религиозную, сновидения, воображение, гипноз, галлюцинации и др.), но выдвигали на первый план духовную деятельность.
Диалектический материализм решает вопрос о сущности понятия «практика» следующим образом. Всякая деятельность человека включает в себя и материальную, и духовную стороны. Все действия людей проходят через их голову, через сознание. Но можно ли на этом основании не видеть разницы между материальной и духовной деятельностью? Материальная и духовная деятельность неравноправны. Откуда берутся цели[66], которые человек ставит перед собой, а затем уже начинает действовать? Постановка цели – это не что иное, как осознание потребностей, которые возникают независимо от сознания людей. Но когда цель поставлена, то достичь результата человек может только в процессе деятельности, требующей затраты сил, энергии, материальных ресурсов и средств. Какие бы детальные планы мы не строили в своем сознании, сами по себе они только в духовной деятельности не могут быть реализованы. Идеи сами по себе ничего не производят, для осуществления идей требуются действия (К. Маркс). Кроме того, по замечанию К. Маркса, человечество ставит перед собою цели только тогда, когда имеются материальные условия осуществления этих целей, или эти условия находятся в процессе становления.
Мы можем говорить об относительной самостоятельности духовной стороны человеческой деятельности. В мышлении, особенно научном, могут появляться такие теории, которые прямого значения для материальной деятельности в данный момент не имеют. Но, во-первых, они (теории), как правило, появляются при решении непосредственно практических задач, а во-вторых, со временем сами включаются в практику.
Таким образом, хотя материальная и духовная деятельность тесно взаимосвязаны, диалектический материализм выделяет материальную деятельность как основу духовных процессов и называет ее практикой.
Следовательно, практика – это осознанная, целенаправленная, материальная (предметно-чувственная) деятельность, имеющая общественно-значимый характер и направленная на изменение (преобразование) как природной, так и социальной реальности. Поэтому практика как гносеологический феномен – это не любая предметно-чувственная деятельность, а только имеющая общественно значимый характер. В процессе практики человек создает новую реальность, новые условия своего существования, которые не даны ему природой. Важнейшими ее характеристиками являются: осознанность, целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем, общественно значимый характер.
Итак, практика – это активное взаимодействие человека с материальными системами. Но деятельность присуща и роботу. Ее объектом и результатом тоже являются материальные системы. Например, в Японии создан робот-спасатель по имени «Дракон». Он может переворачивать камни до тонны весом. У него клешни, которыми он захватывает глыбы. Но управляет им человек (Радио России. 11 января 2004 г. 20.00 ч.). В деятельности робота отсутствует целеполагание, есть лишь целеисполнение. Робот не продуцирует цели, планы, проекты, поэтому его деятельность нельзя назвать практикой.
Нет практики и в животном мире, хотя животные тоже взаимодействуют с материальными системами, изменяя или уничтожая их. Практика неотделима от человека, его осознанной, целенаправленной деятельности. В отличие от духовной деятельности, непосредственно не сталкивающейся с материальным сопротивлением объекта, практическое взаимодействие субъекта с объектом представляет собой именно преодоление сопротивления этого материального объекта.
Наконец, важнейший признак практики – преобразование (изменение) материальных систем (ликвидация, разрушение материальной системы или, наоборот, ее развитие, совершенствование, создание новой и т.д.).
Рассмотрим основные виды практики.
1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.
2. Социально-преобразующая деятельность, направленная на изменение общественного бытия, существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, стачки, забастовки, войны, социальные реформы, преобразование тех или иных социальных структур и др.).
3. Управленческая и организационная деятельность в сфере общественных отношений.
4. Экспериментальная и научно-изыскательская деятельность (опыт, наблюдение, географические, геологические, астрономические и другие открытия). Например, физика давно имеет деление на теоретическую и экспериментальную. Последняя проходит, как правило, в лабораториях и имеет ярко выраженный практический характер. Наблюдение до недавнего времени являлось единственным видом практики в такой науке, как астрономия (сейчас спутники, космические аппараты, станции и др.).
5. Семейно-бытовая практика.
6. Эстетически-преобразующая деятельность (архитектура, ваяние).
Какова роль практики в процессе познания?
1. Практика есть источник и основа познания. В качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. Мы познаем мир лишь постольку, поскольку воздействуем на него. То, что находится вне границ нашей практики, недоступно и нашему познанию.
2. Практика является движущей силой познания. Уже появление тех или иных отраслей знания (наук) было обусловлено практическими потребностями. Математика, геометрия, астрономия, география, медицина, риторика, логика и т.д. обязаны своим появлением именно практике (например, в Древнем Египте в первую очередь потребности измерения земельных площадей вызвали к жизни такую отрасль знания, как геометрия, а потребности земледелия и мореплавания – астрономию и др.). В этом плане можно согласиться с К. Марксом, который замечал, что «техническая потребность» «двигает науку больше, чем десяток университетов».
3. Практика дает науке и орудия познания. Мы ничего бы не знали о небесных телах без телескопа, о клеточном строении живых организмов без микроскопа. Изучение элементарных частиц невозможно было без камеры Вильсона. Сегодня – это целые лабораторно-экспериментальные комплексы, космические станции, космические аппараты.
4. Практика в конечном счете является и целью познания, так как все приобретенные знания снова служат целям практики, расширяя ее границы. Особенно возрастет роль науки на современном этапе развития общества как в производстве, так и в решении социальных задач (создание принципиально новых технологий, повышение производительности труда, освоение недр земли, океана, космоса, охрана окружающей среды, преобразование социальных отношений и др.).
5. Наконец, практика является и критерием истинности знаний.
5.3. Чувственное и рациональное познание,
их формы, роль и взаимосвязь.
Интуиция как путь познания мира
Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие[67]. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Основные формы чувственного познания:
ощущение – это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.);
восприятие – это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств;
представление – это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозгу следам, но при отсутствии самих предметов.
Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные образы возникают постольку, поскольку предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную систему. Чувственное познание – это ворота, через которые человек устанавливает контакт с внешним миром. С позиции диалектического материализма формы чувственного познания – это субъективные образы объективного мира, т.е. их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.
А что значит «субъективный образ?». Это значит, что форма наших ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио и магнитные волны, а некоторые животные их воспринимают. Субъективность образа состоит в том, что при взаимодействии двух видов материи ощущение зависит от того, как оно отражается в нервной системе человека (воздействие внешнее преобразуется нервной системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.
Однако в истории философии имела место концепция, согласно которой наши ощущения, восприятия – это не образы, не копии, а лишь условные знаки, символы, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Эта теория была сформулирована немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821–1894), который опирался на теорию другого немецкого физиолога (естествоиспытателя) И. Мюллера (1801–1858). Согласно теории И. Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.
С позиций диалектического материализма, эта теория представляет собой уступку агностицизму, ибо символы, знаки возможны (допустимы) и по отношению к несуществующим вещам, например лешим, домовым, чудотворцам и т.д.
И все-таки, дают ли нам органы чувств возможность адекватно отражать действительность? Еще Л. Фейербах отмечал, что у человека ровно столько органов чувств, сколько нужно для правильного познания мира. Если бы наши чувства не отражали объективный мир таким, каков он есть, то человек, как и любое животное, не смог бы биологически приспособиться к условиям среды, т.е. выжить. Да и само возникновение подобного сомнения говорит за то, что мы правильно отражаем действительность, иначе не усомнились бы в этом.
Что в целом дает нам чувственное познание? Знание отдельных свойств, признаков вещей, внешних связей между ними, т.е. знание единичного, конкретного, видимого[68]. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако выделить это общее, отделить его от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках (понять – значит схватить, поймать, объять).
Как образуются понятия? Они образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества других предметов и вещей материального мира. Выделение общего сопровождается в то же время отвлечением (абстрагированием) от других признаков, менее важных для характеристики данного рода предметов. Например, в понятии «стул» мы отвлекаемся от формы спинки, наличия или отсутствия обивки, формы ножек, цвета и т.д. Зато в понятии «стул» сконцентрированы такие признаки, которые помогут нам выделить стул как предмет для сидения, имеющий ножки и спинку. Имея понятие о стуле, мы назовем стулом любой предмет, имеющий эти признаки, и сможем отличить его, например, от кресла или дивана. Таким образом, понятие есть и общее, существенное и в то же время отвлеченное, абстрактное. В речи понятие выражается словом.
Есть понятия, которые отражают предметы (человек, растение, животное, земля, луна и т.д.), свойства (теплое, холодное, сладкое, горькое, зеленое, красное, светлое, темное и др.), взаимодействие (движение, покой, скорость, энергия и т.д.).
Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение – такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).
Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками.
Например:
все хищники питаются мясом;
тигр – хищное животное;
следовательно, тигр тоже питается мясом.
Или:
все металлы электропроводны;
медь – металл;
следовательно, медь обладает электропроводностью.
Рациональное мышление[69] отстоит дальше от действительности, чем чувственное. Значит ли это, что чувственное познание дает нам более богатое, яркое, образное знание действительности, чем рациональное? Это только на первый взгляд. На самом деле способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества. Способность разума к фантазии в то же время есть и источник заблуждений, т.е. абстракции могут быть истинными и ложными. Поэтому способность разума творить должна быть неразрывно связана с практикой, иметь в ней опору, как в основе познания.
Какова взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания? Сторонники сенсуализма (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направления в теории познания, утверждали примат (от лат. primatus – главенство, старшинство, преобладающее значение) чувственного опыта над разумом[70]. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Саму рациональную, познавательную деятельность они сводили к разного рода комбинациям того материала, который дается в чувственном опыте. Наиболее яркими представителями сенсуализма в истории философии были: Д. Локк, Т. Гоббс, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри.
Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним, объективным миром, а в показаниях органов чувств человека – отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Например, Д. Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения как достояние только человеческого сознания.
Рационалисты (от лат. ratio – разум) утверждали примат разума над чувственным знанием. Еще Парменид различал «знание по истине», т.е. полученное посредством разума, и знание «по мнению», полученное в результате чувственного восприятия. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, А.И. Герцен и др.). Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (например Р. Декарт, И. Кант).
Основной принцип диалектического материализма в теории познания – диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Диалектическое взаимопроникновение чувств и разума в процессе познания означает, что не только формы чувственного познания проникаются разумом (ощущая, воспринимая вещи, мы их называем, обозначаем, а там, где слово – это уже рациональное), но имеет место и обратный процесс. Каждый раз, когда абстрактное мышление обращается к практике, чувственное познание проникает в рациональное.
Познание во многом очень сложный противоречивый и загадочный процесс. Существенную роль в этом процессе играет интуиция (от лат. intueri – буквально означает «пристально смотрю») – способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств (как внезапное озарение).
Механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживаются во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. Очень часто интуиция проявляется в медицине, когда врач может точно поставить диагноз «с первого взгляда», затрудняясь объяснить свое решение. Нередко, интуиция оказывается спасительницей для работников «скоростных профессий». В жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения срабатывают интуитивные механизмы.
В философии и науке выделяют следующие виды интуиции:
интеллектуальная. Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного интеллектуального знания, которое приходит как внезапное озарение;
чувственная. Например, Л. Фейербах утверждал, что тайна интуитивного познания «сосредоточена в чувственности»;
эмоциональная;
мистическая (как результат божественного откровения).
Предпосылки интуиции:
профессиональная подготовка к проблеме;
поисковая – длительная подготовка ума, т.е. длительный, напряженный, интеллектуальный поиск. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результата не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Многие из великих ученых смущались и огорчались, когда кто-то считал их гениями, достигшими всего быстро и интуитивно, т.е. как бы без углубленной работы. Так, ученый-химик Д.И. Менделеев писал: «Ну какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел». А. Эйнштейн заявлял: «Я думал и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». И наконец, Л. Пастер: «Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытиям путем усидчивых занятий и упорных трудов»[71];
наличие подсказки, своего рода пускового механизма для интуиции. Для И. Ньютона, как известно, это было яблоко, упавшее на него и вызвавшее идею всемирного тяготения. Для инженера-мостовика С. Броуна такой подсказкой оказалась висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста. В одной из передач радио России (от 01.11.2004 г.) прозвучала информация о том, что сыну Данте во сне приснилось место, где его отец запрятал отдельные рукописи своей «Божественной комедии», которые впоследствии действительно были там обнаружены. Известно также, что Д.И. Менделееву таблица периодического закона химических элементов в завершенном виде явилась во сне.
Интуиция основывается на таких факторах, как опыт, чутье, проницательность. Одни исследователи отмечают, что интуиция не автономный способ познания, а вид познания. Другие утверждают, что интуиция – это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Вместе с тем следует иметь ввиду, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине себя и других. Для этого необходимы доказательства. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем не было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, а во-вторых, подтверждение их в реальном объективном мире. Несмотря на то, что взгляды ученых на место интуиции, на механизмы ее действия зачастую неоднозначны и противоречивы, сама интуиция оказывается поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные, мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследования.
По генезису и способу организации знание подразделяется на такие типы, как обыденное (повседневное, житейское, донаучное), научное и вненаучное.
Обыденное (житейское) знание складывается на основе повседневной деятельности человека и отражает многообразие жизненных ситуаций, в которых он находится. Оно сводится в основном к констатации фактов, их описанию. Обыденное знание важно для предметно-ориентировочной деятельности и является базисным для выработки организованных и систематизированных видов знания.
Научное знание поднимается до уровня объяснения фактов, их осмысления в системе понятий данной науки, включается в состав теории. Научное знание – это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наука за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение. «Научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Оно является обобщающим знанием, удовлетворяющим требованиям новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допускающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности – приращение новых истинных знаний о мире»[72].
В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Истоки такого деления уходят в период возникновения науки, но особенно четко это обнаруживается в современных условиях. Эмпирический и теоретический уровни «представляют собой общую закономерность строения научного знания»[73]. В основе разграничения этих уровней лежат эмпирические или теоретические исследования. На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным путем. Эмпирическое исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект, а основными методами получения первичной, опытной информации служат наблюдение, эксперимент, измерение. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Теоретический уровень обладает специфичностью, особыми методами и формами воспроизведения действительности. Наиболее существенными оказываются абстрагирование и идеализация, а также метод мысленного эксперимента. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного знания.
Научное знание различается по предметным областям (естественные, социальные, гуманитарные, технические и т.д. науки), по характеру исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.
Основными формами вненаучного знания являются религия, литература и искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных (отклоняющихся) форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и привлекают к себе все большее внимание. К ним относятся различные формы эзотерического[74] знания, называемые оккультными науками (астрология, алхимия, хиромантия, спиритизм, магия и др.) и ряд паранаучных течений (парапсихология, уфология и др.). В условиях обострения современных глобальных проблем, усиления кризиса в самой науке эти формы знания нередко рассматриваются в качестве альтернативы научному мировоззрению.
В качестве основных причин широкого распространения эзотерического знания исследователи называют, во-первых, особенности самого познавательного процесса в целом, невозможность научного знания охватить всей действительности и дать всему рациональное обоснование, в то время как у людей всегда существовали надежды найти быстрое и чудодейственное решение насущных проблем. Во-вторых, в период острых кризисов в духовной жизни общества всегда образуется интеллектуальный вакуум, который и заполняется разнообразными формами вненаучного знания, в первую очередь религиозно-мифологическими и эзотерическими[75].