Библиографический список

Алексеев, П. В. Понятие «материя» [Текст] / П. В. Алексеев // Филос. науки. 1990. № 2.

Арлычев, А. Н. Эволюция Вселенной: формальная и субстратная модель [Текст] / А. Н. Арлычев // Вопр. философии. 2007. № 9. С. 160–171.

Доброхотов, А. Л. Категория «бытие» в классической западноевропейской философии [Текст] / А. Л. Доброхотов. М., 1986.

Кругляков, Э. П. «Ученые» с большой дороги [Текст] / Э. П. Кругляков. М.: Наука, 2002. С. 219–247.

Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм [Текст] / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131, 257, 345–346.

Лесков, Л. В. Нелинейная Вселенная. Новый дом для человечества [Текст] / Л. В. Лесков. М.: Экономика, 2003.

Мир философии [Текст] : книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. Разд. 2. § 1, 2.

Осипов, А. И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности [Текст] / А. И. Осипов. Минск, 1989.

Сучкова, Г. Г. Социальное время и проблема его освоения [Текст] / Г. Г. Сучкова // Филос. науки. 1988. № 6.

Тарароев, Я. В. Теория струн как современная физическая концепция «основания мира». Гносеологический и онтологический «срез» [Текст] / Я. В. Тарароев // Вопр. философии. 2007. № 3. С. 142–151.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое бытие?

2. Что такое материя с позиции диалектического материализма?

3. Как изменялись представления о материи в учениях самих материалистов?

4. Являются ли синонимами термины: «реальность» и «материя»?

5. В чем отличие философского понимания материи от естественнонаучных представлений о ней?

6. Что такое движение?

7. Какие формы движения материи вы знаете?

8. Что такое развитие?

9. В чем отличие субстанциальной концепции пространства и времени от реляционной?

10. В чем специфика социального пространства и социального времени?

11. Кто из античных философов разработал атомистическое учение?

12. Можно ли считать вакуум материальным?

13. Каково содержание философского понятия «субстанция»?

14. Что такое движение в позиции диалектического материализма?

15. Какие характеристики являются общими для пространства и времени как форм бытия?

16. В чем состоит отличие субстанциальной и релятивистской концепций пространства и времени?

17. В чем вы видите значение принципа единства мира?

18. Каково содержание понятия «картина мира», чем отличается научная картина мира от философской, религиозной и мифологической картин мира?

 


Лекция 4

Философские проблемы сознания[48]

Разум – величайший дар природы: он не только поднимает нас над нашими страстями и слабостями, но и помогает с пользой распорядиться нашими достоинствами, талантами и добродетелями.

Н. Шамфор

Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм, вульгарный материализм, диалектический материализм и др.). Понятие «сознание» и его структура.

Понятие «отражение». Эволюция форм отражения. Сознание – высшая форма отражения действительности.

Физиологическая (материальная) основа сознания. Общественно-историческая сущность сознания. Сознание – продукт общественной практики и языкового общения.

4.1. Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм, вульгарный материализм, диалектический материализм и др.).
Понятие «сознание» и его структура

В духовном мире человека, как в микрокосмосе, находит отражение весь Универсум, вся Вселенная. С помощью мысли человек проникает в прошлое, настоящее, будущее. Но человек все еще плохо знает свое собственное сознание, недостаточно хорошо умеет управлять им, поэтому призыв древних мыслителей «Познай самого себя» актуален и сегодня.

Решение проблемы сознания в философии в конечном счете зависит от того, как те или иные мыслители решают вопрос о природе, сущности мира. Объективный идеализм «отрывает» сознание от материи, от природы, наделяет его надприродной сущностью, т.е. фактически, обожествляет сознание: например, «мир идей» Платона, «монады» Г.В. Лейбница, «мировой дух» Г.В.Ф. Гегеля, идея «о бессмертии души», временно покидающей тело, и др. Близок объективному идеализму и своего рода космический подход, согласно которому сознание исходит непосредственно из космоса. По теории «психосферы» современного американского философа и психолога М.Ф. Рейзера, галактика – это громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом.

Следует отметить, что некоторые представители субъективного идеализма также «отрывали» сознание от материи. Так, один из представителей махизма швейцарский философ, профессор Цюрихского университета Р. Авенариус (1843–1896) заявлял, что наш мозг «не есть обиталище, седалище, орган мышления». Не случайно философию Р. Авенариуса его оппоненты иронически называли «безмозглой». Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание – это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. hyle – вещество, zoe – жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Б. Спиноза (1632–1677), французский материалист Д. Дидро (1713–1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. pan – все и psyche – душа). Панпсихизм – это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием. Например, К.Э. Циолковский заявлял: «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной»[49]. Есть и биологический подход к пониманию сознания, когда сознание рассматривается как порождение только живой природы и присуще только живым организмам. Представители данного направления считают, что жизнь животных происходит не спонтанно, а имеет смысл. Их инстинкты не только врожденные, но и приобретенные – животные в течение жизни накапливают и умело используют опыт. А многие их действия (например, охота) требуют «большой работы сознания». Кроме того, животным присуща своя «мораль» – правила поведения, привычки, лидерство, внушаемость.

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей. Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг человека, т.е. вполне определенное материальное образование. Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др. В-третьих, диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма, сознание есть функция мозга человека, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в этом предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта: во-первых, то, что сознание – это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества. Сознание – субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности. Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз; сознание – это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень – желчь, желудок – желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Л. Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное – противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, – это отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания. Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

избирательно и целенаправленно;

не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

регулирует саму деятельность человека и его поведение;

активно и целесообразно воздействует на мир;

отражает прошлое и устремлено в будущее в виде целеполагания, программирования и выбора средств достижения целей;

обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Проблема сознания и сегодня остается одной из трудных и загадочных, так как сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Некоторые западные исследователи говорят, что сознание – это своего рода фикция, не обладающая никакими особенностями. Ж.-П. Сартр подчеркивал, что у сознания нет собственной структуры и субстанции, оно лишено своей природы, оно неуловимо. Сознание – это феномен «ничто», о котором нельзя сказать ничего специфического[50].

Сегодня возникла странная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.

Исходя из всего сказанного, можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:

в сознании нет ничего надприродного и сверхъестественного;

сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека;

сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты;

сознание производно, вторично по отношению к материи;

сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцатель­ное;

понятие «сознание» более узкое, чем понятие «психика», в том числе и психика человека, ведь способ отражения мира человеком потому и называется сознанием, что человек относится к миру с пониманием, со знанием. Интегральной характеристикой сознания выступает идеальность.

В то же время многие психические акты человека носят неосознанный, бессознательный характер. Многие явления и процессы человек отражает отнюдь не целенаправленно и подчас не осмысливает их; ощущения могут возникать и осознанные, и подсознательные; многие элементы деятельности человек осуществляет автоматически и т.д. Исследование бессознательного (или подсознательного) пласта в психике человека связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда (1859–1939). З. Фрейд – основатель теории и практики психоанализа. Психоанализ – это и метод лечения психических заболеваний, и комплекс теорий и гипотез, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Бессознательное – это сфера инстинктов и безотчетных влечений (так называемое «Оно», по Фрейду). При всех заслугах З. Фрейда, он слишком абсолютизировал роль бессознательного. Все психические состояния, все действия человека, а затем исторические события и общественные явления он истолковывает как проявление бессознательного, и прежде всего сексуальных влечений, рассматривает человека как машину, движимую комплексом сексуальной энергии (либидо).

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания (рис. 2).

Рис. 2. Структура сознания

1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «со-знание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека. Источником активности человека служат его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой и неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. Эмоциональные механизмы сознания работают по принципу взаимной оценочно-когнитивной корреляции.

4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я-концепции, которая включает в себя: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание человека выполняет следующие функции:

познавательную – благодаря сознанию, человек приобретает новые знания;

целеполагающую – человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

ценностно-ориентационную – человек не только отражает, но и оценивает явления действительности, а также определяет свое отношение к ним;

управленческую – человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

коммуникативную – человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

рефлексивную – благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.