Виды дискриминации российских производителей при проведении антидемпинговых расследований

Дискриминация особенно негативно влияют на высокотехнологичный экспорт, в том числе и нанопродукции, что в отдельных случаях приводит к неформальному «закрытию» границы. Среди наиболее существенных дискриминационных мер необходимо выделить:

1) Не соответствующие международным правилам принципы проведения процедур расследований и последующего введения мер, т.е. нарушение принципа наибольшего благоприятствования. Дискриминация заключается в том, что в ряде случаев, специальные защитные меры направлены исключительно против России, несмотря на то, что такие меры в принципе предусматривают ограничение доступа конкретного товара, поставляемого из неопределенного круга стран.

2) Принятие ограничений в отношении российских товаров в связи с не членством России в ВТО. Зачастую антидемпинговые и специальные защитные меры вводятся членами ВТО в отношении российских товаров без обязательного приведения убедительных доказательств. Аргументацией служит тот факт, что Россия не является членом ВТО и требования ВТО в этой области на нее не распространяются. Более того, ряд стран (в частности, Перу, Турция и Египет) имеют в своем национальном законодательстве положения, в соответствии с которыми по отношению к странам – не членам ВТО их уполномоченные органы имеют полную свободу в применении мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, защитные и компенсационные меры). Например, в египетском законе, устанавливающем правила применения антидемпинговых мер, есть положение, позволяющее уполномоченному министру в отношении стран – не членов ВТО «применять меры, которые он сочтет необходимыми».

3) Проведение антидемпинговых расследований в отношении российских товаров на основе непризнания рыночного статуса российской экономики без соответствующих критериев. В рамках антидемпингового расследования наличие рыночного статуса означает, что расчет себестоимости импортируемой продукции в стране его происхождения будет проводиться на основе данных, предоставленных непосредственно производителем или экспортером товара, против которого проводится расследование. При нерыночном сценарии орган, проводящий расследование, не признает достоверными данные российских компаний и основывает свои расчеты на данных третьей, рыночной страны, имеющей схожие общеэкономические показатели отрасли, производящей товар («суррогатный подход»). Возможно использование данных, предоставленных национальной компанией-петиционером, по чьей инициативе было начато расследование. И в том, и в другом случае данные по себестоимости фактически искажаются в пользу петиционера и в ущерб интересам производителей страны с нерыночной экономикой.

4) Закрепление в национальном законодательстве зарубежных стран нерыночного статуса российской экономики. Российские производители в рамках каждого нового антидемпингового расследования кроме типовых антидемпинговых вопросников должны предоставить большое количество доказательств того, что они оперируют в рыночных условиях. При этом, если уполномоченные органы сочтут представленные данные недостаточными, они законодательно имеют право продолжать антидемпинговое расследование по нерыночному сценарию.

5) Применение «энергетических» корректировок, приводящих к необоснованно высоким антидемпинговым пошлинам в отношении российских товаров. Указанный вид дискриминации выражается, в частности, в проводимых Комиссией ЕС корректировках данных российских компаний по затратам на энергоносители при расчете нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований. Формально проводя антидемпинговое расследование по рыночному сценарию, Комиссия ЕС активно использует также понятие «особой ситуации на рынке экспортера» и искусственно увеличивает нормальную стоимость продукции российских производителей, что приводит к необоснованно завышенным антидемпинговым пошлинам.

6) Наличие в национальном законодательстве иностранных государств методик расчета, заведомо завышающих размер антидемпинговой маржи. Характерным примером такого вида дискриминации служит зафиксированная в антидемпинговом законодательстве США процедура т.н. «обнуления» при расчете демпинговой маржи. Суть ее заключается в том, что при оценке ценовой политики предприятия за год демпинговые поставки не принимаются во внимание вообще, т.е. «обнуляются», и даже одна незначительная демпинговая поставка может стать основанием для введения антидемпинговой меры. Такой подход признан Органом по разрешению споров ВТО не соответствующим нормам ВТО, однако, данное решение не распространяется на России в силу ее не членства в данной организации.