Внешние таможенно-тарифные и торговые барьеры

Важнейшей проблемой развития российского высокотехнологического экспорта является сложность доступа российских товаров на внешние рынки. За последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер нетарифного регулирования с целью защиты национальной экономики. Во многом это связано с либерализацией тарифной защиты в рамках присоединения или членства стран в ВТО. Список нетарифных мер довольно обширен. Согласно классификатору нетарифных мер, разработанному ЮНКТАД[93], нетарифные меры включают технические, санитарные и фитосанитарные стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другие разрешения, мониторинг импорта и прочее.

По различным оценкам нетарифные меры, начиная со второй половины 80-х годов, охватывают от 15 до 30% объемов мировой торговли. При этом экономически развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 20% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 45% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами (до 40% всего импорта).

 

Ограничительные меры в полной мере относятся и к продукции российского производства. Минэкономразвития России зафиксировало 93 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка. В отношении российских товаров их применяют 22 государства: Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Республика Корея, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, США, Украине и Белоруссии.

Антидемпинговые меры являются наиболее известными и широко применяемыми нетарифными ограничениями. Это объясняется их предметной направленностью и «эффективностью», достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, а также тем, что они могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера (по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на торговые потоки). Применение таких средств защиты рынка становится более частым в период замедления темпов экономического роста или экономического спада в стране.

Россия традиционно попадает в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования, и занимает в данном списке 1 место среди стран – не членов ВТО. С момента образования ВТО по настоящее время странами-членами ВТО в отношении российских товаров проведено 99 расследований, по результатам которых были введены 84 ограничительных меры.

Основными российскими товарами, в отношении которых наиболее активно используются антидемпинговые меры, являются черные металлы и изделия из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химическая продукция. Важно отметить, что нанопродукция имеет непосредственное отношение к этим отраслям и, прежде всего, к химической промышленности.

Специальные защитные меры применяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менее гибкими и точечным. Кроме того, поскольку правилами международной торговли признается, что данный инструмент не является средством устранения недобросовестной конкуренции, а служит для временного «законного протекционизма» отечественных отраслей, страны-члены ВТО имеют определенные ограничения по его применению.

Иные меры нетарифного характера охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленные на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта) или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д. Вторая группа охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических запретов, при которых ограничения торговли товарами и услугами могут оказаться и побочным результатом. Такие меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.

Одним из самых распространенных ограничений является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяются ставки акциза существенно выше, чем в отношении своей продукции. Такое применение косвенных налогов по своей сути является мерой, эквивалентной таможенной пошлине, и нивелирует договоренности о режиме свободной торговли. Кроме того, некоторые страны в своей фискальной политике не всегда обоснованно применяют дополнительный налог, дискриминирующий импортные поставки широкого ряда продукции.

Одной из основных проблем при доступе российской продукции на рынок ЕС является использование энергокорректировок Европейской Комиссией при расчете нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований. Данный механизм используется в отношении энергоемких российских товаров. Ежегодные потери российских экспортеров от таких действий достигают $500 млн. Их применение нарушает правила ВТО в части проведения антидемпинговых процедур. Однако ЕС предпринимает попытки внести изменения в соглашения ВТО о проведении антидемпинговых и компенсационных расследований в рамках раунда Доха и узаконить данную практику.

Возросло влияние на торговлю мер, предпринимаемых государствами с целью реализации экологических принципов. Наиболее широко используются:

· экологические налоги, которые, как правило, увязываются с энергоемкостью производства, содержанием углерода в топливе;

· экологические субсидии и правила закупок – государство может производить прямые или косвенные выплаты производителям, которые соблюдают экологические нормы;

· запреты на торговлю или карантины – чаще всего они приобретают форму санитарных или фитосанитарных мер;

· экологическая маркировка, побуждающая потребителя приобретать более безопасные товары;

· экологические технические стандарты – защита потребителя и окружающей среды посредством принятия, например, нормативов по предельному содержанию тех или иных компонентов. Наиболее ярким примером является технический регламент ЕС, вводящий новую систему регистрации, оценки и авторизации химических веществ.

Серьезной проблемой высокотехнологичного российского экспорта в этой связи является реализация новой политики в отношении химической продукции (системы REACH). В связи с необходимостью прохождения процедур регистрации химических веществ в составе импортируемой в ЕС продукции, российские экспортеры вынуждены нести дополнительные обременения в размере от €100 до €300 тыс. за участие в процедуре по классификации одного вещества. Кроме того, имплементация системы REACH сопровождается огромным количеством неурегулированных технических и методологических проблем, что заставляет экспортеров принимать решения на свой страх и риск. При этом необходимо отметить, что значительная часть экспортируемой российской нанопродукции относится к новым веществам.