Выбор участников кластера на основе разрабатываемых/выпускаемых нанопродуктов (вертикальная интеграция)

Рассмотренная ранее патентная активность является начальной стадией вертикальной цепочки создания ценности. В подходе, предлагаемом в настоящем параграфе, в качестве объектов кластеризации выбрана конечная стадия этой цепочки – готовые нанопродукты, а также их разработчики и производители. Основной целью кластеризации в этом случае является структуризация нанопродуктов исходя из важнейшего маркетингового принципа – схожести областей применения. В результате выделяется продуктовая платформа потенциальных кластеров и ее операторы (рис.3.1).

Для этого необходимо описать технологии и нанопродукты в каждом из сегментов с целью их маркетинговой оценки. Определяются основные операторы рынка наиболее перспективных (на мировом и российском рынках) нанопродуктовых групп в обрабатывающей промышленности, медицине и биотехнологиях, энергетике, электронике и IT. Выделяются продуктовые группы, отличающиеся или высокими объемами продаж (текущие рыночные ниши) или высокими темпами прироста продаж (перспективные ниши), что подтверждает их фактическую и потенциальную востребованность.

Данные группы нанопродуктов являются основой выделения состава профильных организаций-кандидатов в соответствующую кластерную цепочку на основе их компетенций (образование, НИР, ОКР, опытные образцы, производство) в соответствующей продуктовой области. В результате определяется состав действующих организаций, образующих интегрированное пространство кластера и специализирующихся на востребованной рынком продукции. Преимуществом данного подхода является ориентация на реализацию инновационной продукции. Кроме того, он позволяет предложить варианты кластеров с привлечением ведущих зарубежных организаций наноиндустрии, имеющих достижения в разработке, производстве и реализации целевой группы нанопродуктов.

3.2.3. Выбор участников территориального кластера в рамках направлений нанотехнологической деятельности
(горизонтальная интеграция)

Особенность третьего подхода – в качестве главных критериев кластеризации используются два перекрестных фактора: уровень инновационной активности регионов и наличие в данных регионах организаций наноиндустрии, обеспечивающих различные этапы инновационного цикла.

Для проработки данного подхода необходим детальный анализ содержания и результатов реализации программ инновационного развития регионов с выделением передовых регионов и лучших программ (подробнее см. главу 4). Одновременно проводится анализ имеющихся региональных организаций наноиндустрии с целью определения состава образовательных, научных, производственных, обслуживающих организаций, которые в силу сложившейся специализации и реализуемых проектов могут сформировать единую производственно-технологическую цепочку кластера в выбранном направлении нанотехнологической деятельности (рис.3.1).

Алгоритм кластеризации позволяет выделять замкнутые и локализированные (на территории федеральных округов, областей, городов) цепочки создания нанопродуктов, объединенные в рамках направлений деятельности головных организаций наноиндустрии РФ. Научный и производственный блоки формируются для обеспечения вертикальной интеграции, а вузовский, научно-образовательный и сервисный – горизонтальной интеграции потенциальных участников кластера.