II. Соответствие специализации кластера и его системы управления перспективным трендам глобального рынка нанотехнологий/нанопродуктов

Развитие кластера должно происходить в результате тесного взаимодействия с глобальным рынком и, в первую очередь, с ведущими организациями наноиндустрии нанотехнологических стран (США, ЕС, Японии, КНР, Республики Корея, Израиля). Передовой зарубежный и отечественный опыт в настоящее время является практически единственным источником релевантной информации о развитии наноиндустрии. Учет глобальных трендов необходим для уточнения требований к:

· ключевым компетенциям, которыми должны обладать предприятия для ведения успешной деятельности в рамах международной системы разделения труда;

· параметрам (стандартам) технологических процессов, а также к оборудованию и материалам (включая стоимость);

· условиям использования нанопродукции;

· финансовым и экономическим рискам;

· условиям продвижения продуктов на зарубежный и отечественный рынки;

· барьерам восприятия (потребительским рискам).

III. Управление преимущественно полным инновационным циклом

Полномасштабный кластер управляет всем инновационным циклом: обучение–исследования–разработка–производство–реализация–обслуживание. Этим определяется потенциальный состав участников:

· научные организации (отраслевые НИИ и институты РАН);

· научно-образовательные учреждения (университеты, научно-образовательные центры);

· производственные предприятия;

· центры коллективного пользования;

· посреднические организации, занимающиеся снабжением и сбытом продуктов, технологий и услуг;

· инвестиционные, финансовые организации и юридические фирмы;

· координационный центр;

· наблюдательный совет, включающий представителей правительственных учреждений и региональных администраций.

При создании кластера должны быть определены цели и задачи каждого участника, выбрана организационно-правовая форма, принципы взаимодействия, определен вклад каждого участника в инновационный процесс, распределение обязанностей, рисков и финансовых результатов. Одним из значимых аспектов является мотивация участия организаций в инициируемых нанопроектах. «Мотивационные» затраты должны быть предусмотрены при финансировании проектов. Также в прямом или опосредованном виде в состав кластера может быть включен инвестор или его представители, выполняющие функции заказчика и имеющие приоритетные права на выпускаемую нанопродукцию.