Обеспечение выделенности и самодостаточности кластера

Формирование кластера следует рассматривать в динамике: первоначально должны возникнуть предпосылки для создания кластера – его инфраструктура и институциональная среда, стимулирующая инновации. Подготовленная таким образом «экосистема» стимулирует взаимодействие организаций кластера, что, в свою очередь, приводит (в результате синергии) к выделенности и самодостаточности кластера. Общие (рамочные) условия для успешной реализации данного процесса сводятся к следующим требованиям:

I. Обеспеченность кластера рыночным и институциональным спросом на конечную продукцию

Как и в любом другом коммерческом проекте, работа организаций кластера должна быть тесно увязана с условиями работы на рынке и ориентирована на заказчика. Наличие спроса на конкретный вид нанопродуктов со стороны рынка в целом или возможность его инициации являются ключевым требованием. Кроме того, выделенные группы нанопродуктов (направления деятельности) должны быть привлекательными для каждого предприятия – участника кластера. Это означает, что ниша участника должна обладать рядом рыночных характеристик:

соответствие целям и возможностям организации;

наличие потенциальных потребителей/заказчиков;

отсутствие или невысокая интенсивность конкуренции;

достаточность размера ниши для достижения необходимых финансовых результатов: объемов продаж и уровня прибыли;

более высокая отдача на инвестиции по сравнению с другими рынками;

перспективы увеличения рыночной доли.

На стадии становления рынка помимо рыночного спроса важную (часто решающую) роль в создании рыночной платформы кластера играют институциональные заказы. Они обеспечивают решение приоритетных задач развития наноиндустрии и экономики в целом. Спрос со стороны государства (B2G) на нанопродукты в настоящее время стимулируется в различных направлениях деятельности. Среди них особое значение имеют нанопродукты, повыщающие качество медицинского обслуживания населения, снижающие материало- и энергоемкости продукции отечественной промышленности, улучщающие экологическую ситуацию, повышающие уровень безопасности и др.[82].

Только достаточный объем спроса или возможность его инициации (например, в рамках B2G) создают кластеру рыночные перспективы. На базе соотнесения рыночного и институционального спроса на нанопродукты уточняется текущая специализация и целевая ниша кластера в сфере нанотехнологий.