Цель, задачи и источники ревизии (аудита) вложений во внеоборотные активы и операций с основными средствами
Целью проверки операций с внеоборотными активами является получение доказательств правильности их оценки, законности и правильности применяемых методов начисления амортизации и переоценки, документального оформления их движения и отражения этих операций в учетных регистрах.
Источники информации:
1) бухгалтерская отчетность - форма № 1 «Бухгалтерский баланс», «Приложение к бухгалтерскому балансу» – форма №5;
2) статистическая отчетность – форма № 2-кс «Отчет о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании инвестиций в основной капитал», форма № 2-ф «Отчет о составе средств и источниках их образования», форма № 1-онс «Сведения об объекте незавершенного строительства», форма № 1-Ф (ОС) «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов»;
3) регистры бухгалтерского учета – Главная книга, журналы-ордера № 10 10/1, 13 и другие учетные регистры;
4) первичные документы по учету основных средств, ведомости по переоценке основных средств, акты экспертов и оценщиков, договоры аренды и др.
С целью оценки системы внутреннего контроля проверяемой организации изучают:
- порядок подписи документов по движению основных средств;
-наличие и состав комиссий по движению основных средств и амортизационной политике;
- наличие и состав инвентаризационной комиссии;
- договоры о полной материальной ответственности и др.
С целью оценки системы организации бухгалтерского учета изучается учетная политика, в том числе:
- критерии отнесения объектов к основным средствам;
- способ отражения затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском учете;
- график инвентаризации основных средств;
- применяемые методы начисления амортизации;
- график документооборота;
- субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов;
Цель проверки обусловливает задачи инаправления проверки:
1) правильность отнесения активов к основным средствам и наличие прав на эти объекты;
2) классификация объектов основных средств;
3) обеспечение контроля наличия и сохранности основных средств;
4) оценка и переоценка основных средств;
5) документальное оформление и учет операций с объектами основных средств;
6) организация аналитического учета основных средств по материально-ответственным лицам и местам эксплуатации (нахождения);
7) правильность начисления и учета амортизации основных средств;
8) достоверность и обоснованность затрат по восстановлению объектов основных средств;
9) налогообложение операций с объектами основных средств;
10) соответствие данных учета требованиям к составлению отчетности.