Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

1. Правовое регулирование института обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Глава 12 ТК ТС посвящена институту обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный институт таможенного права является важной гарантией исполнения юридических обязанностей, составляющих содержание таможенных правоотношений.

При анализе статьи 86 ТК ТС следует выделить следующие способы уплаты таможенных пошлин, налогов: внесение денежных средств, банковская гарантия, поручительство, залог имущества.

Исходя из способов уплаты таможенных пошлин, налогов далее целесообразным представляется рассмотреть правовое обеспечение каждого из них.

Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Денежный залог может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа. Правовое регулирование данного способа заключается в таможенном законодательстве, а именно ТК ТС.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В данном случае банковская гарантия регулируется гражданско-правовыми нормами, а именно Гражданским кодексом РФ часть первая (далее - ГК РФ)[49].

Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем. При выборе плательщиком таможенных пошлин, налогов поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства. Вместе с указанным предложением представляется в двух идентичных экземплярах проект договора поручительства, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а также согласие плательщика таможенных пошлин, налогов с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.

Залог имущества оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита залог имущества может быть представлен также иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Залоговые отношения относятся к гражданско-правовым и регулируются нормами ГК РФ и Закона РФ от 25.02.1992 г. № 2871-1 «О залоге»[50].

Таким образом, порядок обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, главным образом, регулируется нормами таможенного и гражданского законодательства. При этом таможенное законодательство представлено на международном уровне (ТК ТС и Соглашение от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»), а также на национальном, т.е. стран участниц таможенного союза (в РФ ФЗ от 27.11.2012 г « О таможенном регулировании в РФ», Приказы ФТС России).

Обеспечение уплаты таможенных платежей связано с особенностями определения момента возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей и определения круга лиц, на которых обязанность по уплате возлагается. Также сроки уплаты таможенных платежей и лица ответственные за их уплату зависят от выбранной таможенной процедуры (ст. ст. 81, 161, 166, 172 и др. ТК ТС). В тоже время эти показатели влияют на выбор способа обеспечения уплаты таможенных платежей.

Исследование правовой природы института обеспечения уплаты таможенной пошлины, налогов позволяет сделать вывод о дуалистическом характере его сущности. Данная категория рассматривается и как защитная мера, и как источник доходов государственного бюджета.

 

2. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Размер сумм таможенных платежей в большинстве случаев значителен и существует риск их неуплаты участниками ВЭД, которые пытаются уклониться от их уплаты. В противовес этому существует институт обеспечения уплаты таможенных платежей, который закреплен в ТК ТС. Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (см., например, Соглашение от 21 мая 2010 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров");

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами (см., например, вышеназванное Соглашение от 21 мая 2010 г. между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин") и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров в случае необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получение заключения эксперта;

5) в иных случаях, предусмотренных международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

А также в случаях, если:

1) таможенным органом проводится дополнительная проверка при обнаружении им признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров либо невозможности их документального подтверждения;

2) товары выпущены при проведении дополнительной проверки, в случаях выявления признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, установленные ст. 196 ТК ТС, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки;

3) товары отнесены к условно выпущенным;

в случае помещения товаров под таможенные процедуры таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реэкспорта;

4) осуществления деятельности в сфере таможенного дела;

5) в иных случаях, предусмотренных ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Обеспечение уплаты не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро.

Если лицом предполагается совершение нескольких таможенных операций в течение определенного срока, то для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при совершении указанных операций лицом представляется генеральное обеспечение, которое гарантирует уплату таможенных платежей в отношении требуемых таможенных операций и составляется с указанием нескольких таможенных органов, осуществляющих контроль за совершением таких операций. При этом каждый таможенный орган, указанный в генеральном обеспечении, вправе использовать такое обеспечение в случае нарушения лицом своих обязательств.

Генеральное обеспечение предоставляется на срок не менее одного года и по желанию лица сумма обеспечения может быть увеличена путем внесения дополнительного денежного залога, переоформления (замены) банковской гарантии и внесения соответствующих изменений в договор поручительства. В случае обращения взыскания на генеральное обеспечение таможенный орган, который осуществляет взыскание, информирует лицо, предоставившее генеральное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания.

 

3. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей

В соответствии со ст. 88 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется таким же образом, но при этом должна быть не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в других государствах союза, как если бы товар помещался на их территории под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ТК ТС позволяет на уровне национального законодательства предусмотреть включение в обеспечение сумм таможенных сборов и процентов[51].

В п. п. 3 и 5 ст. 88 ТК ТС предусматриваются специальные правила определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые различаются в зависимости от установленных особенностей выпуска товаров таможенными органами:

- в случае выпуска товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (ст. 198 ТК); при выявлении административного правонарушения или преступления (ст. 199 ТК) сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов;

- в случае выпуска товаров, если дополнительная таможенная проверка не может быть проведена в установленные сроки (ст. 69 ТК), сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки[52].

В п. 2 ст. 88 ТК предусмотрено специальное правило определения суммы обеспечения для тех случаев, когда невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Для ее расчета может быть, в частности, использована:

- информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов);

- таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;

- таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений[53].

При этом в п. 4 ст. 88 ТК предусматривается возможность установления в законодательстве государств - членов Таможенного союза фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров. Например, Приказом ФТС РФ установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров[54].

Таким образом, институт обеспечения уплаты таможенных платежей выступает гарантом надлежащего исполнения обязанностей участников ВЭД по поводу получения сумм таможенных пошлин, налогов и сборов федеральным бюджетом РФ.

 

4. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей: залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог); поручительство

Среди всех способов обеспечения исполнения обязательств особое место занимает залог имущества. Согласно положениям Закона РФ "О залоге", залог - это способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

Залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Предметом залога по договору между таможенным органом и залогодателем может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, за исключением:

- имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

- имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;

- товаров, подвергающихся быстрой порче, животных;

- электрической, тепловой и иных видов энергии;

- а также предприятий, имущественных прав, ценных бумаг, космических объектов, залога товаров в обороте, продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством РФ запрещена, имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством РФ обращается только по решению суда.

Условиями принятия таможенным органом банковской гарантии являются включение гаранта в реестр и непревышение максимальных сумм одной банковской гарантии и всех одновременно действующих гарантий, указанных в реестре для данного гаранта.

Гарантия предоставляется в таможенный орган плательщиком, банком, иной кредитной организацией или страховой организацией, являющимися гарантом, и рассматривается в течение трех рабочих дней. Вместе с банковской гарантией в виде оригиналов или нотариально заверенных копий представляются документы, подтверждающие соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию. В случае если указанные документы ранее представлялись в таможенный орган, дополнительного их представления не требуется. В случае приема банковской гарантии таможенный орган выдает плательщику таможенный приходный ордер, в случае отказа информирует лицо, предоставившее гарантию, с указанием на это причин в течение трех рабочих дней.

В качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей возможно внесение денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

Подтверждающим документом поступления на счет Федерального казначейства денежного залога для лица, внесшего денежный залог, является таможенная расписка.

Поручительство как способ обеспечения уплаты таможенных платежей оформляется договором поручительства и предполагает обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или частично.

При выборе плательщиком поручительства в качестве обеспечения лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении данного договора, проект договора в двух идентичных экземплярах, а также согласие плательщика с тем, что лицо может выступать за него поручителем в порядке, установленном нормами Гражданского кодекса РФ.

В проекте договора должны быть отражены положения о солидарной ответственности плательщика и поручателя за исполнение обеспечиваемого обязательства и о сроке действия договора, не превышающем двух лет.

При принятии таможенным органом поручительства должно соблюдаться одно из нижеперечисленных условий:

1) лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям, определяемым Правительством Российской Федерации;

2) в договоре поручительства оговорено обязательство лица (поручителя) представить в качестве документа, подтверждающего исполнение обязательств, банковскую гарантию, по которой бенефициаром (лицом, в пользу которого выдается банковская гарантия) выступает таможенный орган, в размере не менее принимаемого поручителем на себя обязательства. Договор вступает в силу с даты предоставления гарантии.

Предложение о заключении договора поручительства рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня поступления его в таможенный орган, при его заключении плательщику выдается таможенный приходный ордер. В случае отказа таможенным органом лицу, предложившему заключить договор, данное лицо информируется об этом с указанием на то причин в течение 15 рабочих дней. Заключение договора поручительства для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов нескольких лиц может осуществлять Правительство РФ.

ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте сообщение на тему: Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Расскажите о применении договора страхования как способа обеспечения в России и других странах-участницах таможенного союза.

 

2. Проанализируйте порядок обеспечения уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела.

Юридическое лицо, Осуществляющее деятельность в сфере ТД Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов Последствия непредоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
1) Таможенный представитель    
2) Таможенный перевозчик    
3) Владелец СВХ    
4) Владелец таможенного склада    
5) Владелец МБТ    
6) Уполномоченный экономический оператор    

 

3. Проанализируйте

Нормы таможенного законодательства, регулирующие вопросы обеспечения уплаты таможенных платежей Нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы обеспечения уплаты таможенных платежей
Статья и вид правоотношения, которое она и регулирует  

 

4. Напишите эссе по теме: Соотношение публичных и частных интересов при обеспечении уплаты таможенных платежей. В силу того, что отношения по уплате таможенных платежей носят публично-правовой характер, а при применении некоторых способов обеспечения присутствуют элементы частного правого метода регулирования отношений, поэтому при написании эссе необходимо раскрыть вопрос о необходимости нахождения и соблюдения баланса публично-правовых (государства в лице таможенных органов) и частно-правовых (участники ВЭД) интересов.

 

5. Подготовьте доклад по теме: «Проблемы определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в Таможенном союзе».

В докладе необходимо осветить следующие вопросы:

1) На основании чего таможенные органы определяют суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

2) Укажите каково влияние таможенной стоимости на определение сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.

3) Проведите анализ судебной практики по вопросам определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

 

6. Составьте проект договора поручительства и залога имущества, которые предоставляются участниками ВЭД в таможенный орган и будут использоваться как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

7. В кратком сообщении оцените законодательную и организационную возможность использования электронной формы обеспечения уплаты таможенных платежей для банковской гарантии и денежного залога

8. Проследите изменения законодательства по вопросам обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с момента вступления в силу ТК ТС и ФЗ «О таможенном регулировании».

9. Таможенный орган потребовал предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру временного хранения на складе получателя, который является государственным органом. Дайте юридическую оценку решению таможенного органа в соответствии с действующим законодательством.

10. Российская организация заключила внешнеэкономический договор на приобретение карамели, классифицируемой кодом 1704 90 710 0 ТН ВЭД. После ввоза данного товара на территорию Таможенного союза он будет помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита. В отношении данного товара Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 856 "О мерах по защите экономических интересов производителей карамели в Таможенном союзе" установлена специальная пошлина. Необходимо ли предоставлять обеспечение уплаты антидемпинговой пошлины при помещении карамели под таможенную процедуру таможенного транзита?

 

Вопросы для семинарских занятий

1) Какова роль и значение института обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов?

2) Расскажите о правовом регулировании института обеспечения уплаты таможенных платежей.

3) Назовите случаи, когда необходимо обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

4) Что представляет собой генеральное обеспечение?

5) Каким образом происходит определение сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов?

6) Расскажите о специальном правиле определения суммы обеспечения для тех случаев, когда невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

7) Расскажите о каждом способе обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.