Требования к результатам освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины

Цель курса – формирование адекватного понимания природы зависимого поведения, и подготовка специалистов для работы с различными видами зависимостей и для реализации профилактической работы и программ сопровождения и поддержки на современном уровне.

Основные задачи курса:

- формирование у студентов понятийного словаря психологии зависимого и отклоняющегося поведения;

- формирование системы знаний о закономерностях отклоняющегося и зависимого поведения;

- освоение основных закономерностей формирования навыков здорового образа жизни;

- изучение современных методов профилактики, сопровождения, коррекции и реабилитации различных форм зависимого поведения;

- развитие практических навыков работы с зависимыми;

- освоение основных подходов, технологий и методов групповой и индивидуальной форм работы с зависимыми;

- обучение разработке и реализации собственных программ профилактики зависимых форм поведения и программ социального сопровождения обучающихся.

Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки

Дисциплина«Психология зависимого поведения» входит в вариативную часть профессионального цикла направления подготовки 030300 – Психология и способствует реализации требований ФГОС к уровню подготовки выпускника по данному направлению.

Курс взаимосвязан и базируется на таких дисциплинах как «Социальная психология», «Психология социальной работы», «Специальная психология» и дает основу для дисциплины «Психология девиантного поведения».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Способен к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития (ПК 1):

- знает основные методы диагностики нарушений здоровья человека;

- знает основные (стандартные) методы и приемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения и развития личности;

- умеет выбирать и применять стандартные методы профилактики и коррекции отклонений в социальном и личностном статусе и развития;

- умеет разрабатывать и применять программы, направленные на профилактику отклоняющегося поведения и развития личности.

 

2. Способен к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на охрану здоровья индивидов и групп (ПК 23):

- владеет знаниями о закономерностях формирования здорового образа жизни;

- готов формировать навыки ценностного отношения к собственному здоровью у индивидов и групп;

- умеет формулировать рекомендации, направленные на формирование навыков здорового образа жизни у разных категорий населения;

- владеет технологиями работы по формированию навыков здорового образа жизни;

- умеет разрабатывать и применять программы, направленные на профилактику и коррекцию различных форм зависимого поведения.

.

В результате изучения дисциплины студент:

Знает:

1. категориальный аппарат психологии зависимостей;

2. основные проблемы психологии зависимостей, уровни их постановки и решения на современном этапе психологии;

3. закономерности функционирования и развития зависимой психики в филогенезе и онтогенезе.

Умеет:

1. использовать в работе с клиентами разработанные профилактические, коррекционные и психотерапевтические программы по профилактике, сопровождению и коррекции отклоняющегося и зависимого поведения;

2. формировать навыки здорового образа жизни у разных категорий населения;

3. разрабатывать авторские коррекционные программы и программы социального сопровождения для работы с зависимыми;

4. проводить стандартные программы и диагностические мероприятия в терапии зависимого поведения.

Владеет:

1. основными методами и технологиями первичной, вторичной и третичной профилактики зависимого поведения;

2. навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества, повышения ценности здорового образа жизни и снижения риска формирования различных форм отклоняющегося и зависимого поведения;

3. интерактивными методами, психологическими технологиями, ориентированными на охрану здоровья индивидов и групп.

 

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации

 

Таблица 4.1.1 – Трудоемкость дисциплины «Психология зависимого поведения» и формы аттестации для направления 030300.62 – Психология

 

Учебная работа (УР) Всего Распределение по семестрам
         
Полная трудоемкость          
дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ),в т.ч.:                
             
             
- экзамен, ЗЕ          
Распределение трудоемкости          
по видам УР в академических              
часах (АЧ): - лекции - семинары - в том числе, аудиторная СРС - внеаудиторная СРС              
         
         
Аттестация: экзамен          

Содержание дисциплины

Таблица 4.2.1 – Календарный план дисциплины «Психология зависимого поведения» входит в вариативную часть профессионального цикла направления подготовки 030300.62 – Психология