Вопрос 3 «Система цен на продукцию, работы, услуги железнодорожного транспорта»
Реализация услуг на железнодорожном транспорте осуществляется по государственно регулируемым тарифам. Уровень тарифов определяется, как правило, плановой себестоимостью перевозок и установленным для каждого рода груза нормативом прибыли.
Тарифные руководства представляют собой сборники, в которых публикуются в установленном законодательством порядке: тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Предельная величина тарифа контролируется государством в соответствии с Постановлением Правительства РФ №140 «О мерах по ограничению цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий».
Перечень применяемых на железнодорожном транспорте Тарифных руководств приведен в таблице 2.
Таблица 2
Тарифные руководства – сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством РФ порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. | ||
Тарифное руководство №1 | Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» | Постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. №47 - т/5. |
Тарифное руководство №2 | Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта | Постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 19 июня 2002 г. №35/12. |
Тарифное руководство №3 | Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте | Постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 19 июня 2002 г. №35/15. |
Тарифное руководство №4, издания 2001 г. | Книга 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог» Книга 2 (часть 1) - «Алфавитный список железнодорожных станций» Книга 2 (часть 2) – «Алфавитный список пассажирских остановочных пунктов и платформ» Книга 3 – «Тарифные расстояния между транзитными пунктами» | Указание Министерства путей сообщения РФ (МПС России) от 7 мая 2002 г. № Н-393у |
Книга 3 – «Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта» | Приказ Министерства путей сообщения РФ (МПС России) от 15 июля 2003 г. №55 | |
Тарифное руководство №5 – утратило силу | Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР | Приказ МПС России от 14 октября 2002 г. №44 «О признании недействующими и утратившими силу нормативных актов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа» |
(Действует) | Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте | Приказ МПС России от 26 июля 2002 г. №30 |
(Действует) | Прейскурант 10-02-16 «Тарифы на пассажирские перевозки во внутреннем сообщении» | Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.04.2007 №552р «Об образовании рабочей группы по подготовке проекта Прейскуранта 10-02-16» |
Тарифное руководство №11-В | Служебная инструкция к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении | МПС СССР; Действует с 01.07.1990 г. |
Тарифное руководство №12-Е | Соглашение между Правительством СССР и Правительством Польской Народной Республики о пограничном железнодорожном сообщении | Совершено в Москве 24 апреля 1973 года между Министром путей сообщения СССР Б.Бещевым и Министром путей сообщения Польской Народной Республики М.Зайфрид |
Тарифное руководство №16-А | Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении | Совершено в г.Хельсинки 16 апреля 1996 года между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики |
Тарифное руководство №16-Б | Условия перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов в советско-финляндском прямом железнодорожном сообщении | |
Тарифное руководство №16-В | Служебная инструкция к тарифу на перевозку пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов | |
Тарифное руководство №16-Е | Пограничное железнодорожное соглашение |
Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами, приведены в тарифном руководстве №1 (Прейскурант №10-01). Указанный Прейскурант содержит правила применения тарифов, а также расчетные таблицы плат за перевозку грузов. При определении платы за перевозку грузов выполняются следующие действия:
1) по Тарифному руководству №4 определяется тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения с учетом правил определения тарифных расстояний, изложенных в пункте 2.1. и в Приложении 1 Тарифного руководства №1, а также в Тарифном руководстве №4.
2) устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая или сборная повагонная), тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива, и при определении платы применяются соответствующие правила ее расчета, приведенные в Тарифном руководстве №1.
3) определяется позиция ЕТСНТ (единой тарифно-статистической номенклатуры грузов) для данного груза и масса груза, применяемая для расчета плат, а при повагонной, групповой, маршрутной отправках – тарифный класс груза.
4) из таблиц, приведенных в Приложении 5 Тарифного руководства №1, определяется номер тарифной схемы для данного вида отправки, а также поправочные коэффициенты к ним, приведенные в приложении 3 и 4 Тарифного руководства.
5) по расчетным таблицам, приведенным в части 2 Тарифного руководства №1 определяется плата:
- для универсальных и специализированных вагонов, включая вагоны термосы, цистерн общего парка (повагонными, групповыми, маршрутными отправками, кроме перевозок грузов в рефрижераторных вагонах и негабаритных грузов), порожних специализированных контейнеров повагонными отправками в вагонах общего парка, вагонов общего парка собственных (арендованных) локомотивов – как плата за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "РЖД" (тариф группы И, умноженный на поправочный коэффициент, установленный Тарифным руководством №1) и плата за использование вагонов общего парка (тариф группы В, умноженный на соответствующий коэффициент).
- для собственных (арендованных) вагонов повагонными, групповыми, маршрутными отправками в универсальных специализированных крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах, для рефрижераторных вагонов, негабаритных грузов – как произведение единой платы и поправочных коэффициентов, установленных Тарифным руководством №1 и исключительными тарифами.
6) размеры сборов и плат определяются в соответствии с приложением 6 Тарифного руководства №1.
Для выполнения задания:
По исходным данным (вариант) определяется тип и принадлежность подвижного состава. Путем деления веса груза на динамическую нагрузку необходимо определить количество подвижного состава. По таблице, приведенной в задании, определяется номер тарифной схемы. Для определения платы за перевозку грузов использовать Прейскурант №10-01, по приведенным выше указаниям определяется тариф за использование инфраструктуры и локомотивов, и отдельно за использование вагонов. По исходным данным использовать поправочный коэффициент.
Расчет провозной платы = (плата за использование инфраструктуры и локомотивов + плата за использование вагонов) × поправочный коэффициент.
Вопрос 4 Планирование доходов
В целях планирования и контроля объемов реализации продукции, работ, услуг, в стоимостном и натуральном выражении, формируется сводный бюджет продаж. Структура бюджета продаж представлена на рисунке.
Показатели сводного бюджета продаж объединены в следующие группы: 1) объемные показатели;
2) начисленная выручка;