Коды по наименованиям тарифных составляющих

 

Код Наименование
Вагонная составляющая
Инфраструктурная составляющая (без учета вокзальной)
Локомотивная составляющая
Вокзальная составляющая

 

Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384, определено, что «…новая система тарифов на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки должна предусматривать установление отдельных тарифов за пользование вагонным парком и за пользование услугами инфраструктуры и локомотивной тяги».

В целях реализации положений Программы, а также для регулирования и контроля за обеспечением доступа к инфраструктуре, в доходах от перевозок выделяются соответствующие составляющие: вагонная, локомотивная, плата за услуги инфраструктуры.

Кроме того, в части пассажирских перевозок в дальнем следовании выделяются вокзальная составляющая и составляющая багажных отделений.

При разделении доходов от перевозок учет должен вестись по следующим укрупненным статьям:

· провозная плата за перевозку грузов;

· дополнительные сборы по грузовым перевозкам;

· плата за пользование грузовыми вагонами и контейнерами;

· дополнительные услуги клиентам по грузовым перевозкам;

· перевозка пассажиров в прямом и местном сообщении;

· перевозка пассажиров в пригородном сообщении;

· перевозка багажа, грузобагажа и дополнительные сборы по ним;

· перевозка почты и пробег почтовых вагонов;

· дополнительные услуги пассажирам.

 

1.3. Новая, действующая с 1 января 2008 года, Номенклатура доходов и расходов не только определяет основные аспекты группировки доходов и расходов, но и является основой для подготовки методических документов в целях разработки новых тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.

Наличие дополнительных функций по выделению тарифных составляющих позволило с наибольшей точностью оценить уровень рентабельности различных видов бизнеса на транспорте, определить степень необходимых дотаций на возмещение убытков владельца инфраструктуры при ее предоставлении для перевозок пассажиров, оплата проезда которых осуществляется по регулируемым государством тарифам. Таким образом, впервые удалось получить дотации на перевозку пассажиров в общих и плацкартных вагонах и направить эти средства на развитие пассажирских перевозок, осуществление инвестиционных проектов, связанных с улучшением обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте.

В Концепции нового пассажирского Прейскуранта появился дополнительный раздел, определяющий экономически обоснованный уровень тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении в части предоставления услуг инфраструктуры. При этом в дальнейшем предполагается установить на уровне государственного регулирующего органа (ФСТ России) максимальный размер экономически обоснованного тарифа на оплату услуги инфраструктуры в разрезе субъектов Российской Федерации. Принятие такого решения значительно облегчит работу с регионами по получению дотаций в случае установления ими более низких размеров оплаты оказанных услуг, по сравнению с предусмотренными в тарифе.

При формировании новой Номенклатуры доходов и расходов по видам еятельности ОАО «РЖД» в качестве приоритетных были поставлены следующие задачи:

1. Оценка видов услуг, оказываемых Компанией, с позиции их исполнения и финансирования, с обеспечением учета в перевозочных видах деятельности услуг, выполняемых контингентом, задействованном в перевозочном процессе. При этом исключается необходимость ведения раздельного учета затрат для передачи их на ПВД.

2. Отказ, по возможности, от статьи «прочие» в перевозочных видах деятельности. Данное обстоятельство обусловлено тем, что перечень услуг, в том числе и выполняемых по договору с клиентом (т.е. по ценам, не регулируемым ФСТ), подлежит строгому согласованию и обозначен в распоряжении № 119р по грузовым перевозкам.

3. Разъяснение и понимание вопросов, поступающих от железных дорог, о возможном использовании сходства в наименовании услуг, оказываемых и учитываемых в составе перевозок, с аналогичными услугами в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания.

Наличие видов договорных услуг, имеющих сходство по названию, в разделе работ и услуг, которые выполняются по просьбе грузоотправителей, и цены на которые не опубликованы в тарифных руководствах, а также в разделе транспортно-экспедиционное обслуживание, перенос ряда статей из ПВД в перевозки, породили множество вопросов. При их рассмотрении было принято решение о необходимости заключения отдельного договора на транспортно-экспедиционное обслуживание с приложением к нему перечня видов услуг, поименованных в распоряжении № 119р, которые могут быть оказаны в рамках исполнения данного договора.

При этом следует иметь в виду, что наличие договора на транспортно-экспедиционное обслуживание требует проведения соответствующих организационных мероприятий, предусматривающих, в том числе, создание подразделений, в обязанности которых будет входить данный спектр услуг.