Текстовый редактор

Ввод программы в компьютер представляет собой ввод текста в компьютер. При наборе текста программы полезно пользоваться следующими «горячими» клавишами:

 

Ins (Ctrl+V) изменение режима «Вставка/Замена»
Del удаление символа над курсором
BackSpase удаление символа перед курсором
Home/ End перенос курсора в начало/конец текущей строки
PgUp/PgDn (Ctrl+R/C) перенос курсора на предыдущую/следующую страницу файла (программы)
Ctrl+PgUp/PgDn перенос курсора в начало/конец файла
Ctrl+ Home/ End перенос курсора в начало/конец экрана
Left/ Right перенос курсора на один символ влево/вправо
Ctrl+ Left/ Right перенос курсора на одно слово влево/вправо
Ctrl+W/Z экран сдвигается вверх/вниз по тексту (при этом курсор неподвижен)
Shift+Left/ Right выделение символов слева/справа от текущего символа
Shift +Up/Dn выделение строк вниз/вверх от текущей строки
Ctrl+Y удаление текущей строки
Alt+ BackSpase восстановление удаленной информации
Ctrl+T удаление слова справа от курсора
Ctrl+Q+Y удаление части строки от курсора до конца строки
Ctrl+N вставка строки
Ctrl+Ins копирование выделенного блока в буфер обмена
Shift+Ins вставка информации из буфера обмена
Shift+ Del перенос выделенного блока в буфер обмена (удаление с сохранением в памяти)
Ctrl+ Del полное удаление выделенного блока
F5/F6 перемещение по открытым окнам с программами
Alt+ F3 закрытие текущего окна
F5 развернуть окно на весь экран
Ctrl-F2 удаление голубой полосы
Ctrl+F8 удаление красной полосы

Выполнение программы

Турбо-Паскаль позволяет выводить на экран несколько окон с программами одновременно. Выполнять можно программу, которая находится в активном (текущем) окне. Признак активного окна — двой­ная рамка вокруг него.

Для выполнения программы надо выйти в меню и в пункте Run выполнить команду Run (или одновременно нажать клавиши Ctrl + F9. Система сначала запускает транслятор (интерпретатор), который переводит программу с Паскаля на язык машинных кодов и ищет синтаксические ошибки в программе. Если ошибки найдены, то программа не будет выполняться, произойдет возврат в редактор. Поверх текста программы появляется красная строка с сообщением об ошибке. После нажатия Esc окно исчезает, курсор устанавливается в строку с ошибкой. Для получения информации об ошибке надо нажать Ctrl+F1.

Когда все ошибки исправлены, программа начинает выполняться. Просмотреть результаты работы можно, нажав Alt+F5 (выводится окно пользователя). Возврат обратно в окно редактора – нажатие любой клавиши.

Прерывание работы «зацикленной» программы - Ctrl +Break.

Основные понятия:

алфавит Turbo Pascal:

ü латинские буквы отAдоZ

ü арабские цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

ü знаки препинания . , : ; ..

ü знаки арифметических операций + – * /

ü знаки логических операций > < = >= <= <>

ü специальные символы ( ) { } [ ] ' := (* *)

 

Основные элементы Паскаля:

Идентификатор – последовательность латинских букв, арабских цифр, знаков подчёркивания. Начинается с латинской буквы. Длина до 127 символов. Используется в качестве имён переменных, меток, программ и подпрограмм. Нельзя в качестве идентификаторов использовать зарезервированные слова.

Зарезервированные слова – слова, используемые в операторах, названиях операций, функций и т. п. Всего их около 80. Например, begin, sin, while.

Константы – это величины, которые не могут менять своего значения в процессе выполнения программы.

В качестве констант могут использоваться числа, логические константы, символы и строки символов.

Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение от –2147483648 до +2147483647.

Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом е или Е, за которым могут следовать знаки «+» или «-» и десятичный порядок. Символ е (Е) означает десятичный порядок и смысл «умножить на 10 в степени». Например, запись 3.14Е5 означает 3,14 × 105 ,а запись -17е-2 – это -17× 10-2.

Логическая константа – это либо слово FALSE (ложь) либо слово TRUE (истина).

Символьная константа – это любой символ, заключенный в апострофы:

'z' – символ z;

'ф' – символ ф.

Строковая константа – последовательность символов, заключенная в апострофы. Если в строке нужно указать сам символ апострофа, он удваивается, например:

' Это - строка символов ';

' That''s string'.

Описание констант начинается со служебного слова const. Далее пишется имя, которое мы дали данной величине и после знака равенства пишется конкретное значение данной величины.

Const

<Имя константы>=<значение константы>;

Переменные – это величины, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы или их конкретное значение изначально не определено.

Выражение – последовательность переменных и числовых констант, объединённых знаками арифметических (арифметическое выражение, например, Pi*r+1/2.5, Х/5 + 2.5 0) или арифметических и логических операций (логические выражения, например, Х + 2.5 = 0, x+1>=12). Выражения всегда записываются в строчку, указывая все арифметические операции, включая знак умножения (например, математическое выражение записывается – (X+Y)/2.5-3*Sqrt(X*X-Y*Y)). Математическое уравнение y=–3x3+0,475x–45,5 записывается – y:=–3*x*x*x+0.475*x–45.5);

Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий - любой текст, заключённый в { } или (* *). Комментарии не выполняются программой.

Оператор – это инструкция, которую должен выполнить Turbo Pascal. Программа состоит из последовательности операторов.

Операторы. Исполняемые операторы должны заканчиваться – ; Существует несколько типов операторов:

Оператор присваивания – это последовательность из переменной, знака присваивания (:=) и арифметического выражения. Например, x:=x+1;

Структурный оператор – это оператор, состоящий из нескольких зарезервированных слов и логических проверок. К ним относятся операторы циклов и условные операторы.

Нестандартные операторы – это подпрограммы, оформленные стандартным образом и записанные в библиотеки (модули). Вызываются при указании имени и параметров.

Составной оператор – это группа операторов, заключённая между begin … end;

Begin

Оператор 1; Оператор 2; … Оператор n;

End;

Пустой оператор – оператор Begin End;, не выполняющий никакого действия.