Система государственного кредитования и структурная политика.
· Созданное в 1 949 г. Министерство внешней торговли и промышленности
(МВТП), получило контроль за всеми внешнеэкономическими связями Японии. Оно предоставляло помощь приоритетным отраслям импортными тарифами и квотами и экспортными налоговыми льготами;
-Закон об обеспечении рационализации промышленности
( 1 952 r. ) наделил его также правом субсидирования компаний, инвестирующих в обновление машин и оборудования и капитальное строительство.
-Приоритетными были признаны черная металлургия, судостроение, станкостроение и нефтехимия.
-Министерство финансов передавало М ВТП поступления в фонд Программы инвестиций и займов - сбережения населения, аккумулируемые через вклады в почтовых отделениях. Государство ссужало эти средства крупнейшим банкам Японии по процентной ставке, значительно уступавшей международным образцам. В свою очередь, банки на выгодных условиях одалживали эти деньги компаниям, с которыми они были связаны.
-Правительство рассчитывало на эффект, прозванный «эффектом колокольчика для коровьего стада»: кредитование государственным институтом отрасли или группы предприятии уменьшает кредитный риск, что привлекает частныхкредиторов, их доля в 1 955 г. в рамках Программы составила 87%,а в 1 960-е гг. - 92%.
-Государство фиксировало низкие ставки процента по всем видам
вкладов и одновременно жестко устанавливало потолок бюджетных
расходов.
Проточная экономика• - перестройка структуры промышленности.
Первой отраслью, где обновленная Япония достигла мирового первенства, стало судостроение (1 955 г.).
Специальной программой создания прибрежных насыпных участков было расширено пространство извилистого морского побережья, что в соединении с новыми возможностями крупнотоннажного морского транспорта - рудовозов и супертанкеров - и механизацией портовыхпогрузочно-разгрузочных работ позволило создать своеобразную проточную экономику портово-промышленных комплексов.
Заводы «на воде» имели ключевое значение для расцвета японской черной металлургии, достигшей мирового лидерства на переработке заокеанского сырья, внедряя передовыетехнологии (кислородно-конвертерный процесс и непрерывнаяразливка стали).
Была придана гибкость отраслевой структуре промышленности, ставшая предпосылкой для развертывания массового производства интеллектуальных продуктов.
В поставщика каменного угля и металлических руд для японской черной и цветной металлургии превратилась богатая минеральным сырьем Австралия.
В 1 960-е гг. Япония стала основным импортером австралийских продуктов, оттеснив Великобританию, а позднее доля Японии в австралийском экспорте превзошла долю США, Канады и Западной Европы, вместе взятых.
Однако еще большее значение, чем австралийские товары, для Японии приобрел импорт нефти из стран Ближнего и Среднего Востока и Индонезии: в «золотые 1 960-е» он рос на 18% ежегодно; к 1 970 г. нефть обеспечивала 70% потребляемой в Японии энергии (в начале 1950-х гг. - 7%).
Высокотехнологичная продукция японских фирм обратила на себя внимание уже на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.), но окончательно снискала всемирное признание в 1960-е гг., когда был успешно реализован (и даже перевыполнен) амбициозный план удвоения национального дохода, получившии имя премьер-министра Х. Икэда. «План Икэда» предусматривал темпы роста ВВП 9% годовых, реально они составили 1 1 % годовых.
Японским технологическим достижениям способствовали первые на территории Азии Олимпийские игры (Токио, 1964 г.) и Всемирная выставка (Осака, 1 970 г.). К Олимпиаде была построена первая высокоскоростная электрическая железная дорога синкансен. Синкансен завершила объединение юго-восточной части о. Хонсю в крупнейшую мировую городскую агломерацию Токайдо.