Дж. Уатт, М. Болтон, Дж. Уилкинсон, Г. Корт, Э. Картайт

Нововведения создали в англ. промышленности цепочку взаимного стимулирования отраслей тяжелой индустрии, производящих средств производства (оборудование, минеральное топливо, железо). Эти отрасли обслуживали растущие отрасли легкой промышленности, которые производили предметы широкого потребления. Таким образом, произошел структурный сдвиг к увеличению доли промышленности: производительность труда возросла почти в 30 раз за 1770-1840 годы.

Суть 3) Дерево как энергоноситель было вытеснено углем, а как конструкционный материал - железом. Этому способствовало появление горелок, выделявших светильный газ (У. Мердюк, 1792) и металлорежущих станков (Г. Модсли, 1791-1800); усилился эффект масштаба. Также появился фабричный непрерывный режим работы с ночными сменами, благодаря искусственному освещению, что увеличило выпуск массовой продукции. Станкостроение выделилось в отдельную отрасль.

Суть 4)Транспорт. Появился паровой и рельсовый транспорт на рудничных и шахтовых рельсовых колеях в 1813-1814 годах. После нововведений инженера Дж. Стефенсона в 1825-1833 годах железные дороги стали дальним транспортом, а в 1840-ые рельсовые пути связали крупные города Англии, дополнив уже созданное водное сообщение и шоссе шириной 60 футов (21 метр) по системе инженера Дж. Мак-Адама.

Важнейшие дороги:

1)Манчестер (хлопчатобумажная промышленность) - Ливерпуль