Методические советы
Вопрос 1. К началу XVI века усилиями Ивана III и Василия III было создано единое русское государство, включавшее большую часть русских земель (значительная их часть входила в состав Великого княжества Литовского). Основной проблемой в это время и на весь XVI век становится укрепление центральной власти, создание единой системы управления недавно разрознёнными землями. Процесс централизации власти протекал сложно, так как порождал серьезные внутренние конфликты – между великим князем и боярством, боярством и дворянством, которое с рубежа XV–XVI веков превращается в многочисленную служилую прослойку.
Значительные шаги по созданию новой системы управления были созданы в самом начале правления Ивана IV и связаны с деятельностью его матери. Какие мероприятия, направленные на усиление централизации, были проведены Еленой Глинской? Почему не удалось полностью реализовать эти нововведения?
Какая обстановка сложилась в Русском государстве в годы «боярского правления»? Какие проблемы во внутренней жизни страны проявились к середине 1540-х годов?
Как складывалась внешнеполитическая обстановка для Русского государства в 1530–1540-е годы? Содержала ли она какие-либо угрозы для Руси?
Вопрос 2. С каких событий начались широкие преобразования конца 1540-х – 1550-х годов? Какое значение для начавшихся реформ имел «Собор примирения» 1549 г.?
Кто являлся разработчиком и организатором большинства реформ? Что собой представляла «Избранная рада» и кто в неё входил? Почему на ваш взгляд среди инициаторов реформ было много людей незнатного происхождения? Какую роль – ведущую или второстепенную, – играл Иван IV в подготовке и проведении реформ?
Рассмотрите основные реформы конца 1540-х – 1550-х гг. и заполните следующую таблицу.
Реформа | Время проведения | Содержание (основные мероприятия) | Результаты реформы |
военная | |||
местного управления | |||
центрального управления | |||
податная | |||
церковная |
В каких памятниках эпохи реформы получили официальное закрепление?
Какие проблемы возникли при проведении реформ? Когда и по каким причинам между Иваном IV и «Избранной радой» начались разногласия?
Вопрос 3. Что такое опричнина (что обозначали этим словом в XVI в. и что им обозначают историки)? Укажите временные рамки опричнины, обращая внимание на дату ее завершения, которая является весьма спорной. Назовите важнейшие события начала 1560-х годов и покажите, как они повлияли на переход Ивана IV к опричнине.
Перечислите основные мероприятия (события) опричнины.
Рассмотрите основные подходы к проблеме причин и последствий опричнины в современной исторической науке, оформите их в виде таблицы:
Авторы подхода | Сущность опричнины (причины введения и назначение) | Последствия опричнины (причины прекращения и результаты) |
А.А. Зимин | ||
Р.Г. Скрынников | ||
Д.Н. Альшиц | ||
А.Л. Юрганов |
При работе опирайтесь на статьи Е. Ельянова и И.Г. Шишкина.
Какие политические, социальные и экономические последствия имела опричнина?
Вопрос 4.Назовите основные задачи и направления внешней политики Русского государства в середине XVI века.
По каким причинам в 1540-е годы активизировалось восточное направление внешней политики (см. Елишев С. Присоединение Поволжья…)? Каким образом к Русскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства? Когда и кем было покорено Сибирское ханство?
Какие варианты внешней политики появились у Русского государства в конце 1550-х гг. после успехов на восточном направлении?
Назовите причины и этапы Ливонской войны. Имейте в виду, что за основу периодизации этой войны берется заключение перемирий между воюющими сторонами и складывание коалиций. Каковы причины поражения России в этой войне? На каких условиях России удалось окончить войну?
Удалось ли России решить проблему крымской угрозы, обострившейся в годы Ливонской войны?
Вопрос повышенной сложности: почему на восточном направлении Россия во второй половине XVI века добилась значительных успехов, а на западном ей не удалось достичь ни одной из поставленных задач?