Контрольная работа № 3

Сборник контрольных работ по логике и методические указания по их выполнению

 

Решение задач по логике является обязательным элементом освоения данного курса. Выполнению контрольной работы следует предварить изучением соответствующих теоретических разделов учебника. Решая задачу, студент еще раз обдумывает теоретический материал. Решение ее свидетельствует об усвоении теории. Студент-заочник должен выполнить контрольную работу, включающую 10 задач по формальной логике. Методика их решения дается в следующем после контрольных задач разделе (см. с. 69)

 

Контрольная работа № 1.

 

1. Характеризовать понятие - А.В. Суворов;

2. Обобщить и ограничить понятие - А.В. Суворов;

3. Проанализировать определение: Логика есть наука о рассуждении;

4. Проанализировать деление: Люди делятся на расы: арийскую, монгольскую, африканскую;

5. Определить отношение между понятиями: железо, металл, медь, вещество;

6. Проанализировать суждение: Не все золото, что блестит;

7. Проанализировать силлогизм: Все люди смертны; Ни одна змея не человек, значит, ни одна змея не смертна;

8. Проанализировать энтимему: Раб есть человек, поэтому не следует держать его в неволе;

9. Определить тип и сделать необходимые выводы из суждения: Если Цезарь был тираном, то он заслуживал смерти;

10. Сделать непосредственные умозаключения: Все реки текут.

 

Контрольная работа № 2

 

1. Характеризовать понятие – грозовое облако;

2. Обобщить и ограничить понятие - грозовое облако;

3. Проанализировать определение: Человек есть млекопитающее, имеющее руки и варящее себе пищу;

4. Проанализировать деление: Люди делятся на блондинов и брюнетов;

5. Определить отношение между понятиями: дерево, дуб, маленькое дерево, большое дерево;

6. Проанализировать суждение: Некоторые отрасли математики имеют практическое приложение;

7. Проанализировать силлогизм: Некоторые ученые сошли с ума; Этот человек не ученый, следовательно, он не сойдет с ума;

8. Проанализировать энтимему: Он магометанин, так как все магометане держатся таких воззрений;

9. Определить тип и сделать необходимые выводы из суждения: Если известная система воспитания пользуется популярностью, то принуждение излишне.

10. Сделать непосредственные умозаключения: Ни один петух не соловей.

 

Контрольная работа № 3

 

1. Характеризовать понятие – красный цвет

2. Обобщить и ограничить понятие - красный цвет

3. Проанализировать определение: Животное есть чувствующее организованное существо;

4. Проанализировать деление: Искусства делятся на живопись, графику, скульптуру, музыку;

5. Определить отношение между понятиями: лошадь, животное, хромая лошадь, осел;

6. Проанализировать суждение: Не всякий совет благоразумен;

7. Проанализировать силлогизм: Ярко-красные цветы не имеют запаха; это цветок не имеет запаха, значит, он ярко-красного цвета;

8. Проанализировать энтимему: У него нет вкуса к изящному, так как он совсем не любит живопись;

9. Определить тип и сделать необходимые выводы из суждения: Логика - или наука или искусство;

10. Сделать непосредственные умозаключения: Ни один человек не осел.

 

Контрольная работа № 4

 

1. Характеризовать понятие – белое облако;

2. Обобщить и ограничить понятие - белое облако;

3. Проанализировать определение: Бинокль - оптический прибор;

4. Проанализировать деление: Трава бывает сухая и мокрая.

5. Определить отношение между понятиями: млекопитающее, лошадь, животное

6. Проанализировать суждение: Добродетель есть одно из условий счастья;

7. Проанализировать силлогизм: колесо – планета, ибо все планеты круглы, а колесо тоже кругло;

8. Проанализировать энтимему: Всякий закон есть ограничение свободы, а следовательно, и счастья.

9. Определить тип и сделать необходимые выводы из суждения: Если добродетель есть знание, то ей можно обучать;

10. Сделать непосредственные умозаключения: Некоторые люди филателисты

 

Контрольная работа № 5

1. Характеризовать понятие – нелогичный;

2. Обобщить и ограничить понятие - нелогичный вопрос;

3. Проанализировать определение: Сельдь – морская рыба;

4. Проанализировать деление: грибы бывают съедобными и несъедобными;

5. Определить отношение между понятиями: кошка; белая кошка; хвост.

6. Проанализировать суждение: Не все птицы летают;

7. Проанализировать силлогизм: Некоторые математики-логики; Все логики знакомы с произведениями Аристотеля; значит, некоторые математики знакомы с произведениями Аристотеля;

8. Проанализировать энтимему: У него нет вкуса к изящному, ибо он не любит живописи.

9. Определить тип и сделать необходимые выводы из суждения: Если козел жует траву, то опасности для жизни нет;

10. Сделать непосредственные умозаключения: Ни один математик не поэт.