Вопрос №70. ”Новое политическое мышление” во внешней политике СССР в период перестройки, его результаты.

Добавлено, чтобы хоть что-то было. Доработать!

Во внешней политике СССР прослеживаются два этапа: на первом этапе (1985— 1988 гг.) были подтверждены тради­ционные приоритеты советского внешнеполитического курса, на втором этапе (1988—1991 гг.) началась сдача всех позиций западным странам с целью обретения политичес­кой и финансовой поддержки европейских, американских и некоторых арабских государств. Активными проводниками провозглашенного М. С. Горбачевым курса «нового полити­ческого мышления» на XVII съезде во внешней политике стали Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и член Полит­бюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев.

Основные вопросы советской внеш­ней политики.

Проблема разоружения: Заключены договоры с США (1987 и 1991 гг.), положившие начало тенденции к сокраще­нию ядерного оружия, в основном за счет ракетного потен­циала СССР. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений, и в дополнение к это­му СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности армии на 500 тыс. человек.Советско-японская проблема островных территорий. В 1991 г. советское руководство официально признало суще­ствование территориального вопроса о государственной при­надлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.Германский вопрос. Несмотря на исторические, мораль­ные и международно-правовые основания СССР по герман­скому вопросу, М. С. Горбачев фактически предоставил его решение канцлеру ФРГ Г. Колю, что предопределило изме­нение внутриполитической ситуации в ГДР и последовав­шее объединение двух немецких государств в ущерб нацио­нальным интересам ГДР.Взаимоотношения со странами соцсистемы. В 1989 г. на­чался форсированный и социально не обеспеченный вывод войск с советских баз в странах Центральной и Юго-Вос­точной Европы, что в свою очередь стимулировало активи­зацию антисоциалистических и антисоветских настроений. На опасения руководства соцстран по поводу того, что от­дельные решения в духе «нового мышления» повлекут за собой дестабилизацию в их странах общественно-полити­ческой обстановки, администрация М.С.Горбачева отреа­гировала экономическим давлением (перевод взаиморасче­тов на СКВ). В итоге обострились отношения между соцстранами, в них сменились политические режимы в 1989— 1990 гг., произошел разрыв экономического (СЭВ) и воен­но-политического (ОВД) союзов в 1991 г.Проблема региональных конфликтов. После вывода воин­ских контингентов из Афганистана и Монголии весной 1989 г. были подписаны советско-китайские соглашения о по­литическом, экономическом и культурном сотрудничестве. Отказ советского руководства от участия в гражданских кон­фликтах в Анголе, Мозамбике, Никарагуа и Эфиопии повлек за собой изменение внутриполитической ситуации в этих странах. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва выступила с позиции поддержки Запада против инте­ресов Ирака. Все эти действия предопределили развитие от­ношений с Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.Частные контакты. С 1985 г. начался период интенсив­ного расширения связей между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское государство было заинтересовано прежде всего в развитии технико-эко­номических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные государства, прежде всего США, шли на расширение торговых связей, обуславливая их полити­ческими изменениями в СССР.Итоги «нового политического мышле­ния» М.С.Горбачева. Оставшись без прежних со­юзников и не приобретя новых, Советский Союз быстро терял инициативу в международных делах и оказался в фарва­тере внешней политики стран НАТО, не получив от западных стран тех союзнических отношений, на которые рассчитывал М. С. Горбачев. А Запад был склонен к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм и все меньше ве­ря в политическую дееспособность Президента СССР.С ликвидацией СССР и политических режимов социа­листической ориентации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы взорванной оказалась биполярная сис­тема международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь од­на сверхдержава —США, другая же распалась под влияни­ем внутренних и внешних факторов, в результате чего по­явилась опасность утечки современных военных техноло­гий и вооружений в страны, являющихся потенциальным источником военной угрозы.Распад единых Вооруженных Сил СССР не только сни­зил обороноспособность России, но и во многом способст­вовал эскалации межнациональных военных конфликтов, прежде всего — на Кавказе и в Средней Азии.Таким образом, сложившаяся международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.