Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль.
В соответствии с законодательством налоговый контроль в Российской Федерации осуществляют налоговые органы.
Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
При проведении налоговых проверок налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел РФ. Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.
Налоговый контроль осуществляется государственными органами от имени государства, являясь при этом частью государственного финансового контроля.
Элементами налогового контроля являются:
· предмет (что проверяют);
· субъект (кто проверяет);
· объект (кого проверяют).
Предметом налогового контроля выступают налоговые правоотношения, возникающие между государством и субъектами налогового права, на которых лежит конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоговые правоотношения, являющиеся предметом налогового контроля – это своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к соответствующему бюджету, в том числе, ведение в установленном порядке налогоплательщиками учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам документов, необходимых для исчисления и уплаты налога.
Субъектами налогового контроля являются специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством представлены полномочия в сфере налогового контроля в отношении организаций и физических лиц (налоговые и таможенные органы).
Субъекты налогового контроля реализуют свои полномочия в отношении плательщиков налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджетную систему.
Объект налогового контроля – это совокупность плательщиков и налоговых агентов, к которым относятся организации и физические лица.
Налоговый контроль имеет своей целью максимально возможный сбор налогов, который бы обеспечивал выполнение поставленной задачи по поступлению платежей в доходную часть бюджета при минимуме затрат на содержание органов налогового контроля, а также обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности объектов контроля, допустивших нарушение налогового законодательства.
Принципы налогового контроля:
· плановость;
· законность;
· объективность;
· открытость (гласность);
· эффективность.
Принцип плановости – определяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. Субъекты контроля проводят свою работу на основе системы планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип законности – обусловлен Конституцией РФ, согласно которой органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15).В развитие этой номы подп.1.2 п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Принцип объективности – предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами и другими нормативными актами, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Не допускается вынесение решений по налоговым проверкам на основании каких либо подозрений и предположений, на основании противоречивых данных , а также на основании других, неналоговых форм контроля.
Принцип открытости (гласности)- вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Он предполагает информированность и полную осведомленность лица о проведении в отношении него тех или иных мероприятий налогового контроля и об их результатах.
Принцип эффективности налогового контроля – проявляется в своевременности проведения мероприятий налогового контроля, полноте учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, качестве налоговых проверок, в снижении числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия и должностных лиц проверяющих органов, в соотношении выявленных сокрытых от налогообложения сумм и затрат на проведение налоговых проверок.
Направления налогового контроля -относительно обособленные сферы контрольной деятельности, охватывающие однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей. Можно выделить следующие направления налогового контроля:
· контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов;
· контроль законности применения налоговых льгот;
· контроль правомерности возмещения косвенных налогов из бюджета;
· контроль соблюдения специальных налоговых режимов;
· контроль постановки на налоговый учет и исполнения связанных с этим обязанностей;
· контроль правильности ведения бухгалтерского ( налогового) учета , своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
· контроль своевременности уплаты налогов;
· контроль исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет;
· проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
· контроль полноты учета денежной выручки;
· проверка правильности применения контрольно-кассовой техники;
· предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства;
· выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
· выявление резервов увеличения налоговых поступлений;
· анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
· контроль крупнейших налогоплательщиков и др.