Основы анализа финансового состояния компании (корпорации)
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности корпорации, определяющая его финансовую устойчивость, ликвидность и платежеспособность, деловую репутацию, конкурентоспособность.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Таким образом, финансовое состояние корпорации является важной и определяющей характеристикой в системе финансового управления. Оно не может характеризоваться лишь наличием и использованием оборотных средств, как и только наличием и использованием финансовых ресурсов. Также нельзя сводить определение финансового состояния предприятия лишь к платежеспособности и ликвидности его баланса. Следует полагать, что финансовое состояние – это комплексное понятие, отражающее результат взаимодействия всех элементов экономических отношений, возникающих у корпорации в процессе ее деятельности. Финансовое состояние корпорации является важнейшей характеристикой ее деловой репутации, стабильности, конкурентоспособности.
9.2. Методы и способы оценки финансового состояния корпорации
В условиях постоянного влияния внешних и внутренних факторов сложно удерживать стабильное положение корпорации. Данные обстоятельства требуют новых методов проведения исследования финансового состояния, основным содержанием которого является комплексное и системное изучение финансового положения корпорации и факторов его формирования с целью оценки уровня финансового потенциала, а также возникновения финансового кризиса. В современных условиях финансовый, диагностический, стратегический анализ являются эффективными инструментами, позволяющими наиболее полно дать оценку конкретной ситуации.
Основная цель проведения исследования финансового состояния – получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, выявление наиболее рациональных направлений распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Теория и практика проведения финансового анализа выработали основные методы чтения финансовых отчетов:
– анализ относительных показателей;
– горизонтальный (временной) анализ;
– вертикальный (структурный) анализ;
– трендовый анализ;
– сравнительный (пространственный) анализ;
– факторный анализ.
Ни один метод сам по себе не дает достаточной информации, на основании которого можно было бы сделать вывод о финансовом положении предприятия. Для проведения полного и качественного анализа финансовой отчетности предприятия необходимо в полной мере использовать все указанные выше методы. Довольно часто, особенно в российской практике, финансовый анализ сводился к простому расчету соответствующих коэффициентов. Такой подход не является обоснованным, напротив, пренебрежение остальными методами не позволяет достаточно глубоко разобраться в структуре производственно-хозяйственной деятельности компании. Кроме того, только при использовании всего спектра существующих методик можно правильно провести толкование используемых коэффициентов.
Одним из современных методов к исследованию причин и следствий возможного возникновения кризиса является диагностический анализ. Диагностический анализ – это комплексный метод выявления ранних признаков нарушений нормального хода экономических процессов, а также инструмент обоснования управленческих решений по финансовому оздоровлению промышленного предприятия.
Стратегический анализ является одним из инструментов стратегического управления корпорацией, в том числе антикризисного финансового управления. Для разработки стратегии развития необходимо использовать методы стратегического анализа, позволяющие проводить изучение внутренней и внешней среды функционирования корпорации. К ним относятся:
– внутренний аудит, сконцентрированный на оценке результатов деятельности компании;
– анализ внешнего окружения, представляющий собой детальное изучение окружающей среды, необходимое для идентификации и рассмотрения открывающихся для организации возможностей и возникающих угроз, текущих и потенциальных тенденций и событий;
– анализ влияния, состоящий в оценке относительной значимости стратегических неопределенностей;
– сценарный анализ, который представляет собой способ проверки различных предположений о будущем на основе построения сценариев и оценки вероятности их осуществления;
– SWOT-анализ, заключающийся в оценке сильных и слабых сторон деятельности, возможностей и опасностей среды предприятия и ее основных конкурентов;
– SNW-анализ, который заключается в проведении анализа внутренней среды предприятии (сильная, нейтральная, слабая позиция);
– PEST-анализ, который контролирует и способствует проведению диагностики внешней среды, учитывающей факторы макроуровня (политико-правовая среда, экономическая, социальная и технологическая среда);
– прогнозирование тенденций – метод анализа, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего;
– ретроспективный анализ, сконцентрированный на изучении прошлой деятельности;
– анализ покупателей, включающий определение сегментов потребителей, а в каждом из них – мотивов покупателей и их неудовлетворенных потребностей;
– анализ конкуренции, сконцентрированный на определении возможностей, угроз или стратегических неопределенностей, создаваемых действиями рыночных соперников, их сильными и слабыми сторонами;
– сегментный анализ прибыльности, имеющий целью выявление прибыльных сегментов рынка;
– портфельный анализ бизнеса, представляющий собой инструмент оценки бизнеса по двум ключевым направлениям: привлекательности рынка и прочности позиции фирмы на нем. Результаты анализа используются для принятия решений о распределении ресурсов.
Итоговым результатом проведения стратегического анализа является оценка внутренней и внешней среды предприятия и его конкурентоспособности.
Абсолютно каждый аспект предпринимательской деятельности отражается на финансовом состоянии компании, что влечет некий обобщающий результат, выражаемый в денежной форме. Для этого руководству корпораций необходимо иметь высокий уровень информационного обеспечения для проведения анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
9.3. Основные показатели финансового состояния корпорации
Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами. Краткосрочная задолженность предприятия, обособленная в отдельном разделе пассива баланса, погашается различными способами, в частности ее обеспечением могут выступать любые активы предприятия, в том числе и внеоборотные. Вместе с тем понятно, что вынужденная распродажа основных средств для погашения текущей кредиторской задолженности нередко является свидетельством предбанкротного состояния и потому не может рассматриваться как нормальная операция.
Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. В учетно-аналитической литературе под ликвидными понимают активы, потребляемые в течение одного производственного цикла (года).
Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически, достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Иными словами, ликвидность означает формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами.
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: (а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; (б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Это дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов.
Финансовая устойчивость — характеристика стабильности финансового положения предприятия, обеспечиваемая высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых им финансовых средств. Оценка уровня финансовой устойчивости предприятия осуществляется с использованием обширной системы показателей.
3адачей анализа финансовой устойчивости является оценка у степени независимости от заемных источников финансирования. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние ее активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении.
Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели.
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота средств.Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов — показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период. Выделяют различные показатели прибыли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели являются наиболее распространенными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их идентификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения.
Показатели рентабельности – это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.
Рыночная активность. Этот термин имеет различные интерпретации. С позиции компании, котирующей свои ценные бумаги на бирже, он означает комплекс мероприятий, способствующих стабильному ее положению на рынке капитала в плане динамики рыночных индикаторов. С позиции других компаний рыночная активность подразумевает контроль за динамикой рынка капитала, имеющий целью выявление общеэкономических и отраслевых тенденций, оценку положения основных конкурентов и (или) компаний, определяющих «погоду» в конкретном секторе производства товаров и услуг, формирование эффективного инвестиционного портфеля и др. Поэтому в развитой рыночной экономике подавляющее число компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Целесообразность общения с рынком (в плане мобилизации финансовых ресурсов, в спекулятивных целях, с позиции оценки конъюнктуры рынков и т.п.) оценивается по результатам анализа ряда финансовых индикаторов. Охарактеризуем наиболее значимые из них.
Доход (прибыль) на акцию (Earnings Per Share, EPS). Представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на широкую публику – владельцев обыкновенных акций. Рост этого показателя или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции способствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо подчеркнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании, естественно, не приносит непосредственного дохода эмитенту, вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными доходами, например: растет доход от капитализации, что стимулирует действующих акционеров к реинвестированию прибыли в активы компании; возрастает резервный заемный потенциал компании; становится возможным размещать вновь имитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т.п.
Ценность акции (Price/Earnings Ratio, P/E). Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Коэффициент Р/Е служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя «ценность акции».
Дивидендная доходность акции (Dividend Yield) выражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.
Дивидендный выход (Dividend Payout) рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя – доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.
Коэффициент котировки акции (Market-to-Book Ratio) есть отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Таким образом, она складывается из номинальной стоимости (т.е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.
Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии:
Финансовый результат и его оперативная оценка
Финансовое состояние и финансовая устойчивость, краткосрочный и долгосрочный аспект
Анализ финансовой устойчивости
Анализ ликвидности баланса
Анализ прибыльности и рентабельности
Темы докладов (научных рефератов):
Сущность финансового анализа корпорации.
Цели и методы финансового анализа.
Стратегические задачи развития корпорации в условиях рыночной экономики.
Основные источники информации для проведения анализа финансового состояния корпорации.
Формирование политики управления финансовой устойчивостью предприятия.
Формирование политики управления ликвидностью и платежеспособностью.
Формирование политики управления рентабельностью.
Анализ финансовой несостоятельности корпорации