ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................5
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТА............................................................................................7
Глава 1. Формы аудиторных занятий в вузе и учебная
работа студента...................................................................................... 7
1.1.Лекция и ее виды............................................................................... 7
1.2.Виды практических занятий.............................................................. 11
1.2.1.Семинар........................................................................................... 11
1.2.2.Практическое занятие..................................................................... 13
1.2.3.Лабораторный практикум.............................................................. 13
1.3.Коллоквиум....................................................................................... 14
1.4.Консультации..................................................................................... 14
Глава 2. Самостоятельная учебная и учебно-
исследовательская работа студента..................................................16
2.1.Работа с литературой......................................................................... 17
2.1.1.Чтение литературы.......................................................................... 17
2.1.2.Выписки........................................................................................... 18
2.1.3.Составление плана.......................................................................... 19
2.1.4. Составление тезисов...................................................................... 19
2.1.5. Конспектирование.......................................................................... 20
2.2.Письменные работы......................................................................... 23
2.2.1.Контрольная работа........................................................................ 24
2.2.2. Реферат........................................................................................... 25
Глава 3. Курсовая работа...................................................................27
3.1.Общие положения и требования....................................................... 27
3.2.Выбор темы курсовой работы.......................................................... 28
3.3.План исследовательской работы...................................................... 29
3.4.Изучение первоисточников и теоретической литературы,
составление библиографического списка............................................... 30
3.5.Структура и объем курсовой работы............................................... 32
3.5.1.Титульный лист............................................................................... 32
3.5.2. Оглавление..................................................................................... 32
3.5.3. Введение......................................................................................... 32
3.5.4. Основная часть курсовой работы................................................. 38
3.5.5.Заключение...................................................................................... 39
3.5.6. Библиографический список........................................................... 39
3.5.7. Приложения................................................................................... 39
3.6. Оформление курсовой работы................................................... 39
3.6.1. Набор текста................................................................................... 40
3.6.2. Представление таблиц и иллюстраций......................................... 41
3.6.3. Использование и оформление цитат............................................ 42
3.6.4. Библиографический аппарат курсовой работы............................ 42
3.6.5. Оформление приложений.............................................................. 51
3.7. Защита курсовой работы и ее оценка.............................................. 52
3.7.1. Отзыв научного руководителя .................................................... 52
3.7.2. Процедура защиты. Защитная речь.............................................. 52
3.7.3. Оценка курсовой работы............................................................... 53
Глава 4. Научно-исследовательская работа студента........................... 54
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА56
Глава 5. Общелогические методы исследования............................58
5. 1. Анализ и синтез............................................................................... 58
5.2. Абстрагирование............................................................................... 59
5.3. Индукция и дедукция....................................................................... 60
5.4. Аналогия........................................................................................... 64
5.5. Системный анализ............................................................................. 66
5.6. Структурно-функциональный метод.............................................. 69
Глава 6. Общенаучные эмпирические методы исследования......71
6.1. Метод наблюдения........................................................................... 71
6.2. Метод эксперимента......................................................................... 72
6.3. Компаративистский (сравнительный) подход................................ 74
6.4. Описание............................................................................................ 78
6.5. Измерение......................................................................................... 80
Глава 7. Общенаучные методы теоретического исследования....83
7.1. Формализация................................................................................... 83
7.2. Гипотетико-дедуктивный метод...................................................... 84
Глава 8. Социологические методы исследования..........................86
8.1. Опросные методы............................................................................. 86
8.1.1. Понятие и типы выборки......................................................... 86
8.1.2. Очные опросы и анкетирование............................................... 91
8.1.3. Глубокое интервью.................................................................. 96
8.1.4. Фокус-группа............................................................................ 98
8.2. Контент-анализ.................................................................................. 101
8.3. Метод наблюдения в социологии.................................................... 101
Глава 9. Журналистские методы исследования.............................105
9.1. Анализ СМИ по типологическим признакам............................ 105
9.2. Анализ творческой деятельности журналиста........................... 111
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА» 114
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................120
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................124
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество остро нуждается в специалистах, способных удовлетворять разнообразные потребности в информации и разрабатывать новые технологические подходы на основе интегрирования творческих идей из различных областей социальной практики и науки. Журналистика как творческая социальноориентированная информационная деятельность предполагает от каждого, кто посвятил себя ей, прежде всего овладения определенной суммой знаний и различными методами исследовательской работы. Только на этой базе возможно производство качественного журналистского продукта.
Данное пособие призвано помочь в развитии навыков работы с учебно-научной информацией тем, кто видит применение своих сил и способностей в медиасфере.
В университетах на протяжении множество веков, из поколения в поколение, оттачиваются формы подачи учебно-научного материала и методы его усвоения (что позволяет сохранять преемственность) и приращиваются новые, востребованные современностью. Специфика университетской подготовки будущего журналиста многоаспектна. Она предполагает работу в аудитории (слушание лекций, участие в семинарах, лабораторных практикумах, занятия в творческих студиях и т.д.), самостоятельные занятия, исследовательскую деятельность и производственную практику.
Первый раздел пособия посвящен описанию традиционных форм аудиторных занятий в высшей школе и специфике работы студента во время лекций, семинаров, практикумов и т.д., а также самостоятельной работе как важнейшей составляющей образовательного процесса. Рекомендации, которые даны в этом разделе, помогут студенту организовать свою работу в аудитории и в условиях самостоятельной подготовки.
Отдельная глава отведена курсовой работе, являющейся важнейшим видом исследовательской деятельности в высшем учебном заведении.
Освоение основных правил и принципов написания курсовой готовит к созданию выпускной квалификационной (дипломной) работы. Большую помощь в работе над курсовым исследованием окажет студенту-журналисту второй раздел настоящего учебного издания. В нем дается обзор основных методов научного исследования, а также доступно, с использованием примеров, имеющих непосредственное отношение к журналистике, показаны возможности их применения при выполнении курсовой работы.
Третий раздел пособия предлагает планы практических занятий по курсу «Методика учебной и научной работы студента».
Учение – это сложная и интересная работа (подчеркнем, работа). Успеха здесь добивается не тот, кто трудится от случая к случаю, а тот, кто упорно, день за днем накапливает знания, умения и навыки. Эта истина стара как мир. Но мы позволим себе еще раз акцентировать на ней внимание. Только через кропотливое обучение идет развитие способностей и талантов человека. Мы желаем всем, кто идет по пути познания, успехов и открытий.