ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................5

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТА............................................................................................7

Глава 1. Формы аудиторных занятий в вузе и учебная

работа студента...................................................................................... 7

1.1.Лекция и ее виды............................................................................... 7

1.2.Виды практических занятий.............................................................. 11

1.2.1.Семинар........................................................................................... 11

1.2.2.Практическое занятие..................................................................... 13

1.2.3.Лабораторный практикум.............................................................. 13

1.3.Коллоквиум....................................................................................... 14

1.4.Консультации..................................................................................... 14

Глава 2. Самостоятельная учебная и учебно-

исследовательская работа студента..................................................16

2.1.Работа с литературой......................................................................... 17

2.1.1.Чтение литературы.......................................................................... 17

2.1.2.Выписки........................................................................................... 18

2.1.3.Составление плана.......................................................................... 19

2.1.4. Составление тезисов...................................................................... 19

2.1.5. Конспектирование.......................................................................... 20

2.2.Письменные работы......................................................................... 23

2.2.1.Контрольная работа........................................................................ 24

2.2.2. Реферат........................................................................................... 25

Глава 3. Курсовая работа...................................................................27

3.1.Общие положения и требования....................................................... 27

3.2.Выбор темы курсовой работы.......................................................... 28

3.3.План исследовательской работы...................................................... 29

3.4.Изучение первоисточников и теоретической литературы,

составление библиографического списка............................................... 30

3.5.Структура и объем курсовой работы............................................... 32

3.5.1.Титульный лист............................................................................... 32

3.5.2. Оглавление..................................................................................... 32

3.5.3. Введение......................................................................................... 32

3.5.4. Основная часть курсовой работы................................................. 38

3.5.5.Заключение...................................................................................... 39

3.5.6. Библиографический список........................................................... 39

3.5.7. Приложения................................................................................... 39

3.6. Оформление курсовой работы................................................... 39

3.6.1. Набор текста................................................................................... 40

3.6.2. Представление таблиц и иллюстраций......................................... 41

3.6.3. Использование и оформление цитат............................................ 42

3.6.4. Библиографический аппарат курсовой работы............................ 42

3.6.5. Оформление приложений.............................................................. 51

3.7. Защита курсовой работы и ее оценка.............................................. 52

3.7.1. Отзыв научного руководителя .................................................... 52

3.7.2. Процедура защиты. Защитная речь.............................................. 52

3.7.3. Оценка курсовой работы............................................................... 53

Глава 4. Научно-исследовательская работа студента........................... 54

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА56

Глава 5. Общелогические методы исследования............................58

5. 1. Анализ и синтез............................................................................... 58

5.2. Абстрагирование............................................................................... 59

5.3. Индукция и дедукция....................................................................... 60

5.4. Аналогия........................................................................................... 64

5.5. Системный анализ............................................................................. 66

5.6. Структурно-функциональный метод.............................................. 69

Глава 6. Общенаучные эмпирические методы исследования......71

6.1. Метод наблюдения........................................................................... 71

6.2. Метод эксперимента......................................................................... 72

6.3. Компаративистский (сравнительный) подход................................ 74

6.4. Описание............................................................................................ 78

6.5. Измерение......................................................................................... 80

Глава 7. Общенаучные методы теоретического исследования....83

7.1. Формализация................................................................................... 83

7.2. Гипотетико-дедуктивный метод...................................................... 84

Глава 8. Социологические методы исследования..........................86

8.1. Опросные методы............................................................................. 86

8.1.1. Понятие и типы выборки......................................................... 86

8.1.2. Очные опросы и анкетирование............................................... 91

8.1.3. Глубокое интервью.................................................................. 96

8.1.4. Фокус-группа............................................................................ 98

8.2. Контент-анализ.................................................................................. 101

8.3. Метод наблюдения в социологии.................................................... 101

Глава 9. Журналистские методы исследования.............................105

9.1. Анализ СМИ по типологическим признакам............................ 105

9.2. Анализ творческой деятельности журналиста........................... 111

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА» 114

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................120

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................124


ВВЕДЕНИЕ

Современное общество остро нуждается в специалистах, способных удовлетворять разнообразные потребности в информации и разрабатывать новые технологические подходы на основе интегрирования творческих идей из различных областей социальной практики и науки. Журналистика как творческая социальноориентированная информационная деятельность предполагает от каждого, кто посвятил себя ей, прежде всего овладения определенной суммой знаний и различными методами исследовательской работы. Только на этой базе возможно производство качественного журналистского продукта.

Данное пособие призвано помочь в развитии навыков работы с учебно-научной информацией тем, кто видит применение своих сил и способностей в медиасфере.

В университетах на протяжении множество веков, из поколения в поколение, оттачиваются формы подачи учебно-научного материала и методы его усвоения (что позволяет сохранять преемственность) и приращиваются новые, востребованные современностью. Специфика университетской подготовки будущего журналиста многоаспектна. Она предполагает работу в аудитории (слушание лекций, участие в семинарах, лабораторных практикумах, занятия в творческих студиях и т.д.), самостоятельные занятия, исследовательскую деятельность и производственную практику.

Первый раздел пособия посвящен описанию традиционных форм аудиторных занятий в высшей школе и специфике работы студента во время лекций, семинаров, практикумов и т.д., а также самостоятельной работе как важнейшей составляющей образовательного процесса. Рекомендации, которые даны в этом разделе, помогут студенту организовать свою работу в аудитории и в условиях самостоятельной подготовки.

Отдельная глава отведена курсовой работе, являющейся важнейшим видом исследовательской деятельности в высшем учебном заведении.

Освоение основных правил и принципов написания курсовой готовит к созданию выпускной квалификационной (дипломной) работы. Большую помощь в работе над курсовым исследованием окажет студенту-журналисту второй раздел настоящего учебного издания. В нем дается обзор основных методов научного исследования, а также доступно, с использованием примеров, имеющих непосредственное отношение к журналистике, показаны возможности их применения при выполнении курсовой работы.

Третий раздел пособия предлагает планы практических занятий по курсу «Методика учебной и научной работы студента».

Учение – это сложная и интересная работа (подчеркнем, работа). Успеха здесь добивается не тот, кто трудится от случая к случаю, а тот, кто упорно, день за днем накапливает знания, умения и навыки. Эта истина стара как мир. Но мы позволим себе еще раз акцентировать на ней внимание. Только через кропотливое обучение идет развитие способностей и талантов человека. Мы желаем всем, кто идет по пути познания, успехов и открытий.