Основные данные для расчета.
«Из краткого автомобильного справочника» НИИАТ М. «Транспорт», 1979 запишем основные технические данные заданного по варианту автомобиля. Автомобиль грузовой, двигатель карбюраторный.
Таблица № 2
Nc – мощность, кВт | nн – обороты кол. Вала мин, | Размер шин | На – высота автомобиля, м | Ва (В) – ширина (колея) авт. В м | Ма – полная масса авт-ля, кг | Ма2 – масса на ведущих колесах авт-ля,кг | Мо – собственная масса (масса незагруженного авт-ля), кг | Мо2 – масса незагруженного авт-ля на ведущие колеса, кг | ηтр – кпд трансмиссии | Uгл – передат. число глав. передачи | U1 – перед. число I передачи | U2 – перед. число II передачи | U3 – перед. число III передачи | U4 – перед. число IV передачи | U5 – перед. число V передачи |
220х 520 | 2,5 | 1,8 | 0,85 | 5,2 | 1,45 | 0,7 |
3.2. Определим передаточные числа трансмиссии на всех передачах:
Uтр.i = Uкпп.i * Uразд.i
Где Uтр.i – передаточные числа трансмиссии на различных передачах;
Uкпп.i – передаточные числа коробки передач автомобиля соответственно на 1, 2, 3, 4 и 5 передачах;
Uгл.п. – передаточное число главной передачи
Uразд.i – передаточное число раздаточной коробки или делителя КПП, если таковые включены в трансмиссию.
Подставляя значение в формулу, получим:
1 передача: Uтр.1 = 5,2 * 7,0 = 36,4
2 передача: Uтр.2 = 3,0 * 7,0 = 21,0
3 передача: Uтр.3 = 1,45 * 7,0 = 10,15
4 передача: Uтр.4 =1,0 * 7,0 = 7,0
5 передача: Uтр.5 =0,7 * 7,0 = 4,9
Результаты занесем в таблицу № 3.
Таблица № 3
Uгл.п. | 1 передача | 2 передача | 3 передача | 4 передача | 5 передача |
Uтр. | 36,4 | 21,0 | 10,15 | 7,0 | 4,9 |
3.3. Определим угловые скорости вращения коленчатого вала:
Используем результаты из 1-ой контрольной работы (смотри таблицу № 3 из контрольно работы № 1).
В зависимости от оборотов коленчатого вала переведем из мин в рад/с по формуле:
где - угловая скорость коленчатого вала (рад/с)
- обороты коленчатого вала (об/мин)
= 3,14
= (рад/с) = (рад/с)
= (рад/с) = (рад/с)
= (рад/с)
Таблица № 4
(мин ) | |||||
(рад/с) | 52,33 | 115,13 | 177,93 | 251,2 | |
(кВт) | 18,98 | 46,18 | 70,53 | 92,8 | |
(Н*м) | 362,69 | 401,1 | 396,67 | 369,43 | 318,47 |
3.4. Определим моменты тяги, т.е. моменты вращения на ведущих колесах автомобиля на всех передачах на различных режимах работы двигателя:
= , где
- момент двигателя на различных режимах работы. Берем из таблицы № 4.
- передаточные числа трансмиссии на различных режимах. Берем из таблицы № 3.
- коэффициент полезного действия трансмиссии. Берем из таблицы № 2.
Рассчитаем момент тяги:
1 передача и 1 режим работы двигателя: Мт1.1=Мдв1 · Uтр.1 · ηтр.=362,69 · 36,4 · 0,85=11221,6(Н·м)
1 передача и 2 режим: Мт1.2= 401,1 · 36,4 · 0,85=12410(Н·м)
1 передача и 3 режим: Мт1.3= 396,67 · 36,4 · 0,85=12273(Н·м)
1 передача и 4 режим: Мт1.4= 369,43 · 36,4 · 0,85=11430,2(Н·м)
1 передача и 5 режим: Мт1.5=318,47 · 36,4 · 0,85=9853,5(Н·м)
2 передача и 1 режим: Мт2.1=362,69 · 21 · 0,85=6474(Н·м)
2 передача и 2 режим: Мт2.2=401,1 · 21 · 0,85=7160(Н·м)
2 передача и 3 режим: Мт2.3=396,67 · 21 · 0,85=7080(Н·м)
2 передача и 4 режим: Мт2.4=369,43 · 21 · 0,85=6594(Н·м)
2 передача и 5 режим: Мт2.5=318,47 · 21 · 0,85=5685(Н·м)
3 передача и 1 режим: Мт3.1=362,69 · 10,15 · 0,85=3130(Н·м)
3 передача и 2 режим: Мт3.2=401,1 · 10,15 · 0,85=3461,5(Н·м)
3 передача и 3 режим: Мт3.3=396,67 · 10,15 · 0,85=3422,3(Н·м)
3 передача и 4 режим: Мт3.4=369,43 · 10,15 · 0,85=3188,2(Н·м)
3 передача и 5 режим: Мт3.5=318,47 · 10,15 · 0,85=2748,4(Н·м)
4 передача и 1 режим: Мт4.1=362,69 · 7 · 0,85=2158(Н·м)
4 передача и 2 режим: Мт4.2=401,1 · 7 · 0,85=2386,5(Н·м)
4 передача и 3 режим: Мт4.3=396,67 · 7 · 0,85=2360,2(Н·м)
4 передача и 4 режим: Мт4.4=369,43 · 7 · 0,85=2198(Н·м)
4 передача и 5 режим: Мт4.5=318,47 · 7 · 0,85=1895(Н·м)
5 передача и 1 режим: Мт5.1=362,69 · 4,9 · 0,85=1523,3(Н·м)
5 передача и 2 режим: Мт5.2=401,1 · 4,9 · 0,85=1687(Н·м)
5 передача и 3 режим: Мт5.3=396,67 · 4,9 · 0,85=1666(Н·м)
5 передача и 4 режим: Мт5.4=369,43 · 4,9 · 0,85=1551,6(Н·м)
5 передача и 5 режим: Мт5.5=318,47 · 4,9 · 0,85=1337,6(Н·м)
Результаты занесем в таблицу № 5.