C) Методы стимулирования поведения деятельности
- соревнования
- поощрение
- наказание
Рассказ на этическую тему –яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание
Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.
Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.
Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Эффективность упражнений зависит от:
Систематики упражнений
Содержания
Объема
Доступности и пассивности
Частоты повторения
Контроля и коррекции
Личных особенностей воспитанника
Места и времени выполнения упражнения
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнени1
Мотивация и стимулирование
(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).
Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.
По форме представления:
Прямые
Косвенные
Косвенные могут быть:
Требование совет
Требование в игровой форме
Требование доверием
Требование просьба
Требование намек
Требование одобрение
По результатам воспитания:
Позитивное
Негативное
По способу предъявлении:
Непосредственные
опосредованные
Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.
Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.
Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.
Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.
Виды поощрения:
одобрение
ободрение
похвала
благодарность
награждение грамотой или подарком
С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.
Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.
Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.
Виды наказания:
связанно с наложение дополнительных обязанностей
лишение или ограничением прав
выражение моральных порицаний м осуждений
Формы наказаний:
неодобрение
замечание
предупреждение
обсуждение на собрании
отстранение от занятий
исключение
Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.