Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) и образовательные программы.
ГОСТ – основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.
ГОСТы различного уровня и направленности, а также совокупность образовательных программ являются определенными основами образования в РФ.
Образовательные программы:
- общеобразовательные: основные и дополнительны;
- профессиональные: основные и дополнительные.
Общеобразовательные программы оказывают влияние на формирование и развитие общей культуры личности, реализует задачу общего развития личности в современных образовательных условиях.
К общеобразовательным программам относят:
- программы дошкольного образования;
- программы начального общего образования;
- программы основного общего образования;
- программы среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистов соответствующих квалификаций.
К профессиональным программам относят:
- программы начального профессионального образования;
- программа среднего профессионального образования;
- программы высшего профессионального образования;
- программы послевузовского профессионального образования (аспирантура, бакалавриат).
Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяется законом, а также положениями о типах и видах образовательных учреждений.
Формы получения образования:
а) с отрывом от производства;
б) без отрыва от производства (вечерняя, заочная);
в) экстернат;
г) самообразование;
д) семейное образование.
Виды образовательных учреждений:
· дошкольные образовательные учреждения;
· основные общеобразовательные учреждения;
· средние профессиональные учебные учреждения;
· высшие профессиональные учебные учреждения;
· послевузовские образовательные учреждения;
· дополнительные образовательные учреждении.
Учредители образовательных учреждений.
Ими могут быть:
· органы государственной власти и местного самоуправления;
· отечественные, иностранные, зарубежные предприятия, общие и частные фонды, ассоциации;
· общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ.
Допустимо совместное учредительство образовательных учреждений.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В Росси сфера образования является ведущей и дает возможность творческого поиска для решения задач образования, воспитания и развития детей. Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Система образования формируется государством постепенно. Например: в древней Руси это были школы, которые существовали при монастырях, храмах и церквях, они самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих педагогов, учителя учили о том, что знали сами и т.к. это себе представляли. Никакой системы контроля за качеством знаний и их преподавания в этих школах в это время не было. С укреплением государственной власти школы были взяты под контроль, для этого были созданы органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала до 1992 года.