Анализ дебиторской задолженности

 

Все предприятия стремятся осуществлять продажу своих товаров или оказание услуг на условиях немедленной оплаты, однако под влиянием конкуренции продавцам часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. При этом образуется дебиторская задолженность.

Управление дебиторской задолженностью как часть общей политики управления оборотными средствами заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывают негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение. Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или сокращение продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.

Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности предприятия. При этом необходимо:

- постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

- своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок поставщиками и покупателями, по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»;

- прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

- оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.

Анализ дебиторской задолженности предприятия проводится в несколько этапов:

1-й этап. Оцениваются уровень дебиторской задолженности организации и его динамика. Оценка данного уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

КОАДЗ = ДЗ / ОА ,

где КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ – сумма дебиторской задолженности организации;

ОА – сумма оборотных активов организации.

2-й этап. Проводится анализ оборачиваемости дебиторской задолженности. Количество оборотов характеризует скорость обращения инвестированных в дебиторскую задолженность средств в течение определенного периода. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

КОДЗ = ОР / ДЗср ,

где КОДЗ – количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде (выручка);

ДЗср – средний остаток дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде.

3-й этап. Оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации. Для этого используется показатель периода оборачиваемости дебиторской задолженности, или период инкассации, который равен количеству дней между отгрузкой товаров и получением за них денег от покупателей.

4-й этап. Подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженности. В процессе данного анализа рассчитывается коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

КПДЗ = ДЗпр / ДЗ ,

где КПДЗ – коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр – сумма дебиторской задолженности, не оплаченной в предусмотренные сроки;

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности организации.

5-й этап. Определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Для этого сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ – ФПДЗ ,

где ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

ПДЗ – дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗДЗ – текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

При анализе на основании изучения динамики данных показателей определяют причины увеличения продолжительности периода нахождения средств в дебиторской задолженности (неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей), определяют резервы сокращения данного периода, разрабатываются мероприятия по снижению доли просроченной дебиторской задолженности.