Анализ качества продукции
Качество продукции – это совокупность свойств продукции (параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские, уровень их стандартизации и унификации, надежность и долговечность), определяющих ее пригодность для использования по назначению потребителем.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Они включают:
– удельный вес новой продукции в общем выпуске;
– удельный вес продукции высшей категории качества;
– средний коэффициент сортности;
– удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
– удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют какое-либо свойство продукции. К ним относятся:
– полезность (жирность молока, содержание железа в руде и т.д.);
– надежность (безотказность в работе длительное время);
– технологичность (эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость));
– эстетичность изделий.
Косвенные показателихарактеризуют потери от низкого качества продукции (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.).
При анализе показателей качества продукции необходимо изучить динамику (темпы роста и прироста), выполнение плана.
Основными причинами снижения качества продукции являются:
– плохое качество сырья;
– низкий уровень технологии и организации производства;
– недостаточная квалификация работников;
– неритмичная работа организации и др.
В процессе анализа качества продукции оценивается выполнение плана по качеству продукции. Для этого рассчитывается средний коэффициент сортности ( ). Он определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта:
,
где – объем производства i-го вида продукции;
– цена i-го вида продукции;
– общий объем выпуска продукции;
– цена продукции высшего сорта.
Последовательность оценки выполнения плана по качеству продукции следующая:
1) плановые и фактические объемы выпуска продукции пересчитываются по цене высшего сорта;
2) рассчитывается коэффициент сортности по плану;
3) определяется коэффициент сортности по факту;
4) рассчитывается процент выполнения плана по качеству путем деления коэффициента сортности по факту на коэффициент сортности по плану и умножением на 100.
Основными причинами снижения качества продукции являются:
– плохое качество сырья;
– низкий уровень технологии;
– плохая организация производства;
– низкая квалификация работников;
– аритмичность производства.