Анализ объема и ассортимента продукции

Произведенная продукция подразделяется на валовую и товарную продукцию. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция – это валовая продукция за минусом незавершенного производства и продукция, предназначенная для собственного потребления.

Основными задачами анализа продукции являются:

– анализ объема и динамики производства продукции;

– анализ ассортимента и структуры продукции;

– анализ качества продукции;

– анализ ритмичности работы организации;

– анализ факторов и резервов роста производства продукции.

Источниками информации для анализа являются: бизнес-план организации; оперативные планы-графики производства и реализации продукции; формы № 1, 2 бухгалтерской отчетности; форма № 1-п статистической отчетности.

Анализ объема включает в себя оценку выполнения плана, который рассчитывается путем деления фактического показателя производства и реализации продукции на плановый и умножением на 100.

Существуют различные измерители объема производства продукции: 1) натуральные (штуки, метры, тонны);2) условно-натуральные (тысячи условных банок);3) стоимостные показатели(в денежном выражении).

Для изучения динамики производства продукции рассчитываются: абсолютные отклонения; темпы роста и темпы прироста по производству продукции. Абсолютные отклонения определяются как разность между фактическими и плановыми показателями, темп роста – как отношение фактического показателя отчетного периода к фактическому показателю прошлого года и умножением на 100, темп прироста – как разность между темпом роста и 100%.

Динамика производства продукции изучается также с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Для расчета базисных темпов роста за базу принимается показатель определенного года, квартала или месяца, с которым будут сравниваться показатели последующих периодов. Методика расчета: необходимо значение показателя каждого последующего года разделить на показатель базового года и умножить на 100. При расчете цепных темпов роста последующие показатели сравниваются с показателями предыдущих периодов. Методика расчета: значение каждого показателя последующего года необходимо разделить на значение показателя предыдущего года и умножить на 100.

Ассортимент продукции – это перечень разновидности продукции одного и того же наименования по видам, типам, маркам и другим признакам с указанием количества по каждому из них. Различают ширину (количество наименований продукции) и глубину ассортимента продукции (количество видов изделий на одно наименование продукции).

При анализе ассортимента произведенной продукции оценивается выполнение плана, которое определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции и умножением на 100. Продукция, изготовленная сверх плана и не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся:

– изменение спроса на отдельные виды продукции;

– неудовлетворительное состояние материально-технического обеспечения;

– несвоевременный ввод в действие производственных мощностей организации по не зависящим от нее причинам.

Внутренние причины:

– недостатки в организации производства;

– плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии;

– нехватка электроэнергии;

– недостатки в системе управления и материального стимулирования и др.

Невыполнение плановых заданий по ассортименту ведет к нарушению ритмичности работы субъекта хозяйствования.

Организации должны постоянно обновлять ассортимент продукции с учетом спроса и рынка. Для анализа этого процесса рассчитывается коэффициент обновления ассортимента ( ), который определяется по формуле

.

При анализе также изучаются такие вопросы, как абсолютное и относительное отклонения; темпы роста и прироста по этому коэффициенту; выполнение плановых заданий.