В иерархических уровнях стратегии
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа: выбор общей стратегии; выбор конкурентной стратегии; разработка набора функциональных стратегий. Все они представляют собой иерархические уровни одной стратегической альтернативы и представлены на рис. 4 в Приложении.
Общая стратегия организации формулируется высшим руководством. Различные варианты общих стратегий сводятся к трем основным типам: стабильности, роста, сокращения.
Иногда общую стратегию организации называют портфельной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации.
Под влиянием конкурентных сил авиапредприятия (авиакомпании) выбирают ту или иную конкурентную стратегию. С учетом диапазона потенциальных внешних сил можно предположить, что достаточно широк и диапазон возможных стратегий. Но в продолжительном соревновании выживают только три следующие "генерические" стратегии, основанные на комбинации двух типов конкурентных преимуществ - низких издержках или дифференцировании продукции и масштаба бизнеса.
1. Лидерство в издержках.
2. Дифференциация продукции.
3.Фокусирование на издержках / на дифференциации продукции.
После выбора конкурентной стратегии предприятие разрабатывает функциональные стратегииспециально для каждого функционального пространства: производственную, НИОКР, маркетинговую, финансовую, управления персоналом, организационных изменений, социальную, экологическую. Таким образом, отчетливо видно место стратегии управления персоналом в стратегии организации.
Стратегия управления персоналом решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
Таким образом, стратегия управления персоналом является одной из функциональных стратегий и может разрабатываться на двух уровнях:
· для организации в целом в соответствии с ее общей стратегией – как функциональная стратегия на корпоративном, общеорганизационном уровне;
· для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофильной, диверсифицированной компании – как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы.