ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задание № 1. Причинно-следственная диаграмма.

Выберите хорошо известную вам проблему. Проанализируйте, какие причины порождают эту проблему. Постройте причинно-следственную диаграмму. Составьте матрицу распределения ответственности и матрицу планируемых действий.

Задание № 2. Диаграмма Парето.

На участке ведут обработку одинаковых деталей два рабочих А и В на четырех станках [16].

Таблица 3.1

Контрольный листок учета видов дефектов

Рабочий Станок Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
  А     оооо vv xx ## * ooooo v xxx #   ooooo vvvvv xxxx ## * oooo v xxx ## ooooo v xxxx ###
    oo v x     ooo vv xx   * ooo vvvvv xx #   oo v x #   oo vv x #  
  В     oo vv x #   oooo v x     ooo vvvvv x #   ooo v x # * oooo v xx #  
    oo v xx   * ooo v x #   ooo vvvv xx #   ooo v   #   oo v xx #

Обозначения: о – деформация; v – царапины; x – раковины; # - трещины; * - прочие.

 

Выявляемые в течение недели дефекты приведены в таблице 3.1. Проведите анализ полученных данных, составляя различные диаграммы Парето: общую; для рабочего А; для рабочего В; для каждого станка; для каждого дня недели.

Примите решения, основанные на фактах.

Задание № 3. Гистограмма.

В пекарне работают два пекаря А и В, которые пользуются двумя печами (печь 1 и печь 2). В таблице 3.2 приведены веса булочек, изготовленных в течение 20 дней. Ежедневно из каждой печи случайным образом отбирались и взвешивались по 4 булочки. Границы допуска 200 – 225 граммов.

Таблица 3.2

Контрольный листок учета веса булочек

День Булочник Печь 1 Печь 2
А А А В В А А В В В А В В А А А В В В А 209,2 208,5 204,2 204,0 209,6 208,1 205,2 199,0 197,2 199,1 204,6 214,7 204,1 200,2 201,1 201,3 202,2 194,1 204,8 200,6 209,5 208,7 210,2 203,3 203,7 207,9 204,8 197,7 210,6 207,2 207,0 207,5 196,6 205,5 209,2 203,1 204,4 211,0 201,3 202,3 210,2 206,2 210,5 198,2 213,2 211,0 198,7 202,0 199,5 200,8 200,8 205,8 204,6 208,0 205,5 196,3 202,1 208,4 208,4 204,3 212,0 207,8 205,9 199,9 209,6 206,2 205,8 213,1 215,3 201,2 204,6 200,9 199,4 202,7 200,0 205,5 206,6 202,6 212,3 201,4 214,3 215,3 215,7 212,5 208,4 212,3 208,1 207,5 206,9 209,6 212,2 211,4 209,6 203,5 209,1 208,0 210,0 215,6 214,5 209,1 221,8 216,7 213,8 210,2 214,9 216,2 211,9 209,9 207,1 209,5 209,8 211,2 209,2 206,9 206,3 207,9 209,4 211,8 207,5 205,8 214,6 212,3 215,2 211,3 212,8 208,4 212,9 210,6 213,6 206,8 207,6 214,4 206,1 210,6 209,8 205,3 209,1 205,4 212,9 212,0 214,4 212,0 202,7 210,4 214,8 210,8 209,0 212,3 212,2 214,2 212,6 212,6 207,1 212,3 211,4 203,6 207,0 209,0 204,3 204,2
                   

 

Постройте следующие гистограммы: общую; для пекаря А и В; для печей 1 и 2; 4 гистограммы для возможных сочетаний пекарей и печей [16].

Оцените процесс по индексу воспроизводимости процесса.

Примите решения, основанные на фактах.

Задание № 4. Контрольная карта.

Используя данные контрольного листка, таблица 3.2, постройте x-R карту. Проведите анализ контрольной карты.

Оцените процесс по индексу воспроизводимости процесса.

Примите решения, основанные на фактах.

Задание № 5. Самооценка организации.

1. Проведите самооценку выбранной организации согласно анкете (Приложение и сайт http://www.lib.vsu.ru).

2. Проанализируйте результаты самооценки на первом этапе для своей организации.

3. Проведите кросс-диагностику, используя семь инструментов качества.

4. Определите области улучшения деятельности (бизнес-процессов) организации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое самооценка?

2. Чем отличаются понятия «оценка», «проверка», «аудит» и «самооценка»?

3. Модель самооценки.

4. Что такое «адаптация модели самооценки»?

5. Методика проведения самооценки организации.

6. Что такое кросс-диагностика?

7. Инструмент диагностики «анализ Парето».

8. Инструмент диагностики «контрольный листок».

9. Инструмент диагностики «гистограмма».

10. Что такое индекс воспроизводимости процесса?

11. Инструмент диагностики «круговая диаграмма».

12. Инструмент диагностики «причинно-следственная диаграмма».

13. Инструмент диагностики «график представления результатов».

14. Инструмент диагностики «диаграмма сродства».

15. Инструмент диагностики «контрольная карта».

16. Какие инструменты диагностики необходимо использовать на этапе «выявление проблемы».

17. Какие инструменты диагностики необходимо использовать на этапе «анализ проблемы».

18. Какие инструменты диагностики находятся на границе выявления и анализа проблемы.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.

2. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. Система менеджмента качества. Требования. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.

3. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: ИПК Изд-тво стандартов, 2001. - 46 с.

4. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш.шк.. 2003. – 334 с.

5. Окрепилов В.В. Управление качеством: учебник для вузов / В.В. Окрепилов - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. – 639 с.

6. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова и др. / под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199 с.

7. Щукин О.С. Управление качеством: терминологический словарь / О.С. Щукин. – Воронеж: Экон. фак., 2002. - 92 с.

8. Щукин О.С. Эволюция самооценки в менеджмента качества / О.С. Щукин // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Эконом. и управл. – 2004. - № 1. – С. 138-142.

9. Щукин О.С. Методологические и практические аспекты самооценки организации по центрированной модели / О.С. Щукин // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Эконом. и управл. – 2004. - № 2. – С. 183-192.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

10. Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФА-М, 2001. – 212 с.

11. Конти Т. Самооценка в организациях / Тито Конти / пер. с англ. И.Н. Рыбакова; науч. ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. – М.: Ред. информ. агентство «Стандарты и качество», 2000. – 328 с.

12. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус / [Гос. ун-т управления: Нац. Фонд подготовки кадров]. – М.: ОАО «Тип. “Новости”», 2000. – 432 с.

13. Лапидус В.А. Диалог консультанта с руководителем компании / В.А. Лапидус, А.Н. Рекшинский. - 2-е изд-е: - Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001. – 88 с.

14. Марш Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения: практикум для достижения организационного превосходства / Дж. Марш; пер. с англ. И.Н. Рыбаков. – 2-е изд. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. – 128 с.

15. Мишин В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.

16. Статистические методы повышения качества / под ред. Х. Кумэ; пер. с англ. Ю.П. Адлера, Л.А. Конаревой. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 304 с.

17. Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru)

18. Социальные и гуманитарные науки. Экономика и демография: Библиографическая база данных 1986 – 2003 г.г. / ИНИОН РАН. – М., 2003 – (CD-ROM).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

А Н К Е Т А