ВВЕДЕНИЕ

О.С. ЩУКИН

 

САМООЦЕНКА

ОРГАНИЗАЦИИ

КРОСС-ДИАГНОСТИКА

СЕМЬ ИНСТРУМЕНТОВ

КАЧЕСТВА

Учебное пособие по курсу

«Управление качеством» (СД.01.01)

Воронеж 2005

 

 

Утверждено научно-методическим советом экономического факультета Воронежского государственного университета (протокол №6 от 23 июня 2005г.)

 

 

Рецензент – д.э.н., д.т.н. проф. Герасимов Б. Н.

(Тамбовский государственный технический университет)

 

 

Пособие подготовлено на кафедре экономики труда и основ управления экономического факультета Воронежского государственного университета.

 

 

Рекомендуется для студентов, обучающихся по образовательным програмам бакалавров и магистров направления 0800 «Менеджмент», а также для слушателей образовательной программы государственного плана переподготовки управленческих кадров и аспирантов.

 

ã ЩУКИН О.С. 2005.

 

 

Содержание

 

Введение 4

1. Самооценка организации 5

1.1 Модель самооценки 5

1.2. Методика самооценки 10

2. Кросс-диагностика 15

2.1. Методика кросс-диагностики 16

2.2. Семь инструментов качества 17

3. Практические задания 43

4. Контрольные вопросы 45

Литература 46

Приложение 48

 

ВВЕДЕНИЕ

Вершиной эволюции управленческой мысли и методологии качества является концепция Всеобщего Менеджмента Качества (TQM). Основной элемент TQM - самооценка организации. Развитие самооценки во всем мире объясняется тем, что самооценка и самодиагностика охватывают всю деятельность организации и вовлекают всех работников в этот процесс. При этом использование региональных и национальных премий по качеству позволяет проводить бенчмаркинг организации. Такой тип самооценки разрабатывается с тем, чтобы описать состояние организации, выявить, насколько она может соответствовать предназначению, и сравнить с конкурентами.

Более важно использовать самооценку для развития методологии непрерывного улучшения. Этому способствует диагностический характер самооценки, заложенный в кросс-диагностике. В кросс-диагностике используются инструменты, разработанные в методологии качества. Самыми широко распространенными являются так называемые семь простых инструментов качества.

Потребности сегодняшнего развития самооценки организации должны основываться на бенчмаркинге, кросс-диагностике и вовлечении всего персонала. Это повысит эффективность и качество организации, повысит доверие инвесторов и потребителей, сформирует уверенность сотрудников в перспективном развитии организации, создаст саморазвивающуюся и самообучающуюся организацию.