ВВЕДЕНИЕ
О.С. ЩУКИН
САМООЦЕНКА
ОРГАНИЗАЦИИ
КРОСС-ДИАГНОСТИКА
СЕМЬ ИНСТРУМЕНТОВ
КАЧЕСТВА
Учебное пособие по курсу
«Управление качеством» (СД.01.01)
Воронеж 2005
Утверждено научно-методическим советом экономического факультета Воронежского государственного университета (протокол №6 от 23 июня 2005г.)
Рецензент – д.э.н., д.т.н. проф. Герасимов Б. Н.
(Тамбовский государственный технический университет)
Пособие подготовлено на кафедре экономики труда и основ управления экономического факультета Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов, обучающихся по образовательным програмам бакалавров и магистров направления 0800 «Менеджмент», а также для слушателей образовательной программы государственного плана переподготовки управленческих кадров и аспирантов.
ã ЩУКИН О.С. 2005.
Содержание
Введение 4
1. Самооценка организации 5
1.1 Модель самооценки 5
1.2. Методика самооценки 10
2. Кросс-диагностика 15
2.1. Методика кросс-диагностики 16
2.2. Семь инструментов качества 17
3. Практические задания 43
4. Контрольные вопросы 45
Литература 46
Приложение 48
ВВЕДЕНИЕ
Вершиной эволюции управленческой мысли и методологии качества является концепция Всеобщего Менеджмента Качества (TQM). Основной элемент TQM - самооценка организации. Развитие самооценки во всем мире объясняется тем, что самооценка и самодиагностика охватывают всю деятельность организации и вовлекают всех работников в этот процесс. При этом использование региональных и национальных премий по качеству позволяет проводить бенчмаркинг организации. Такой тип самооценки разрабатывается с тем, чтобы описать состояние организации, выявить, насколько она может соответствовать предназначению, и сравнить с конкурентами.
Более важно использовать самооценку для развития методологии непрерывного улучшения. Этому способствует диагностический характер самооценки, заложенный в кросс-диагностике. В кросс-диагностике используются инструменты, разработанные в методологии качества. Самыми широко распространенными являются так называемые семь простых инструментов качества.
Потребности сегодняшнего развития самооценки организации должны основываться на бенчмаркинге, кросс-диагностике и вовлечении всего персонала. Это повысит эффективность и качество организации, повысит доверие инвесторов и потребителей, сформирует уверенность сотрудников в перспективном развитии организации, создаст саморазвивающуюся и самообучающуюся организацию.