Типология партийных и избирательных систем

В борьбе за власть политические партии объединяются в блоки и коалиции, создают в парламентах объединенные фракции или поддерживают союзников при прениях и голосовании. Совокупность всех партий, активно участвующих в политической жизни, все проявления их соперничества и взаимодействия в борьбе за власть и ее осуществление называется партийной системой.

Специфика партийной системы страны складывается из соотношения политического влияния партий, их поддержки избирателями, исторических традиций, правовых норм. В ходе политической истории сложились три основные типа партийных систем.

1. Многопартийная система. Это такая партийная система, когда в формировании правительства принимают участие более двух партий.

Положительным свойством такой системы является то, что она адекватно отражает не только интересы основных групп населения, но и все политические оттенки, идеалы малых групп избирателей. | Недостатками многопартийной системы следует признать сложность формирования правительства, компромиссный характер его программы, частые политические кризисы, неустойчивость всей политической жизни.

Разновидностями многопартийной системы являются следующие:

а) многопартийные системы с доминирующей партией. Такие партийные системы складываются, когда одна из партий располагает абсолютным большинством мест в парламенте и самостоятельно формирует правительство. Такие системы существовали во Франции (когда доминировала голлистская партия Объединение в поддержку республики (ОПР) до победы социалистов в 70-х гг.), в Японии (лидировала Либерально-демократическая партия (ЛДП) до 1993 г.), Индии (Индийский национальный конгресс (ИНК));

б) многопартийные системы без доминанты. В таких системах нет абсолютного лидера и победившая па выборах партия вынуждена для формирования правительства заключать союзы с другими партиями. Правительство в таком случае носит коалиционный характер. Примеры таких систем можно видеть в современной Италии, Бельгии, Финляндии.

в) многопартийные системы «двух с половиной партий». Эти системы являются переходным типом от многопартийных к двухпартийным. В таких системах основную политическую роль играют две партии (или два блока партий). Но существует партии (или блок), которая при сравнительно небольшом политическом «весе» может склонить чашу весов в ту или иную сторону. Примером такой системы служит ситуация в ФРГ, когда Св. ДП в 70-х гг. заключила коалицию с СДПГ, а затем в 80-х гг. вошла в коалицию с блоком ХДС/ХСС.

2. Вторым типом партийных систем является двухпартийная система. Спецификой этой системы является устойчивое поочередное формирование правительства представителями двух партий. Но двухпартийная система не означает наличия в стране двух партий. Например, в Великобритании существуют либеральная, социал-демократическая, кооперативная партии, Национальный фронт, Уэльская и Шотландская национальные партии и др. Но правительство формируют поочередно консервативная и лейбористская партии.

Двухпартийная система позволяет обеспечивать большую политическую стабильность по сравнению с многопартийной, большую эффективность в работе законодательной и исполнительной власти.

Вторым классическим примером двухпартийной системы являются США. Здесь правительство формирует президент, как правило, представляющий демократическую или республиканскую партии. Независимым кандидатам трудно «тягаться» с хорошо отлаженной партийной системой выдвижения и агитации за своих кандидатов.

3. Наконец, третьим типом партийной системы являетсяоднопартийная. Такая партийная система встречается либо в коммунистических странах (авангардная партия), либо в странах с авторитарным режимом. Подобные системы сужают демократию, часто создаются путем запрета оппозиционных партий и поэтому непопулярны в мире.

Поэтому часто авторитарные режимы создают искусственную многопартийность: фиктивные микропартии, действующие под контролем спецслужб и не имеющие достаточной поддержки. Фасадом многопартийности в свое время прикрывалась расистская ЮАР и диктаторская Южная Корея до демократизации, европейские т. н. страны народной демократии ГДР, Болгария, Чехословакия, Венгрия.

Следует отметить, что деятельность современных политических партий в демократических странах закреплена в конституциях и специальных законах. Статьи о партиях содержат все принимаемые вновь конституции (Швеция—1974 г., Греция—1975 г; Португалия—1976 г., Испания—1978 г. и другие).

Сущность этих статей сводится к закреплению места и роли партий в обществе, свободы их образования и принципов деятельности.

Наряду с положениями конституций действуют и специальные законы о политических партиях (в ФРГ—1967 г., Португалии— 1974 г., Австрии—1975 г., Испании—1978 г., и др.). Они содержат требования об обязательном наличии устава и программы (ФРГ), о минимальном количестве членов (5 тыс. чел. — Португалия). Кроме того, во многих демократических странах определена система возмещения партиям избирательных расходов. Например, в Швеции возмещаются расходы партии, если она собрала не менее 2% голосов избирателей, в ФРГ — 0,5%, Дании, Финляндии, Швеции плата исчисляется исходя, из количества депутатских мандатов. Кроме того, в ряде стран партии получают дополнительные субсидии на расходы, связанные с деятельностью молодежных организаций, на партийную печать, на подготовку избирательных бюллетеней и т. д.

В России закон о политических партиях вступил в силу в 2001 г. В соответствии с его требованиями в политической партии должно состоять не менее 10 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, а в остальных отделениях численность членов должна составлять не менее 50 человек. Государственное финансирование российских партий осуществляется в размере 0,005 МРОТа умноженного на число голосов избирателей, полученных политической партией. Деятельность политических партий в периоды избирательных кампаний регламентируют законы о выборах.

М. Дюверже в середине 50-х годов отметил тесную связь избирательной и партийной систем страны. Действительно, закон о выборах регламентирует состав, способ и порядок формирования парламента (из партийных фракций), а, следовательно, воздействует и на все формы работы партий с избирателями на партийную структуру, (организацию и дисциплину).

Существуют три основные, системы выборов: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Принципом, на котором базируется мажоритарная система, является избрание от каждого избирательного округа кандидата. Эта система исторически сложилась в Англии.

Рассмотрим разновидности мажоритарной избирательной системы:

а) выборы, в одномандатных округах в один тур. Победитель в этом случае может определиться как абсолютным (> 50% голосов), так и относительным большинством голосов (< 50%), но тогда депутат не будет представлять большинство населения округа. Этот недостаток устраняет другая разновидность мажоритарной системы.

б) выборы, в одномандатных округах, в два тура. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного числа голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют лишь два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.

Мажоритарные системы выборов действуют в Канаде, Индии, Франции, США, других странах.

Мажоритарные системы выборов способствуют формированию устойчивых партийных систем в условиях существования небольшого количества партий. Они заставляют политические партии при формировании партийных программ и лозунгов ориентироваться на всех избирателей округа, страны, учитывать интересы большинства населения.

Недостатком мажоритарной системы является тот факт, что решающее значение приобретают размеры и границы избирательных округов. Поэтому часто можно наблюдать, как в странах с мажоритарной системой выборов партия, пришедшая к власти, ставит вопрос об изменении границ избирательных округов. Иногда мажоритарной система выборов содействует созданию паралича власти, когда президент и большинство парламентариев представляют разные партии.

Кроме того, при такой системе, когда победитель получает все, интересы избирателей, голосовавших против него, остаются не представленными.

Интересы меньшинства помогает учесть система пропорционального представительства. Наиболее распространенная ее модель — голосование по партийным спискам. В этом случае от каждого круга избирается несколько депутатов. Все партии представляют списки своих кандидатов, строго определенные по порядку избрания. Процент голосов, поданных за данную партию, и определяет, сколько и кто из этих кандидатов проходит в парламент. Такой порядок действует в большинстве европейских и латиноамериканских стран.

Смешанную систему выборов рассмотрим на примере России.

В нашей стране верхняя палата Федерального собрания – Совет Федерации формируется путём делегирования двух депутатов от каждого из 89 субъектов федерации. То есть численность Совета Федерации составляет 178 депутатов. В верхней палате в отличие от нижней (Государственной Думы) запрещается создание партийных фракций.

Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу проводятся по смешанной системе. Состав Государственной Думы определен Конституцией в 450 депутатов. Закон о выборах определяет: 225 депутатов Государственной Думы, избираются по мажоритарной системе — в одномандатных избирательных округах,[38] и 225 депутатов избираются по пропорциональной системе — по партийным спискам в общефедеральном избирательном округе.[39]

Таким образом, каждый избиратель, участвующий в парламентских выборах в России, на избирательном участке получает два бюллетеня:

1. Избирательный бюллетень по выборам в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу. В нем избиратель голосует за какого-нибудь одного кандидата.

2. Избирательный бюллетень по выборам в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу. Здесь избиратель выбирает один из списков политических партий или движений.

Другие модели пропорционального представительства отличаются от вышеизложенной только процентным цензом и процедурой деления остатка голосов избирателей.

Процентный ценз вводится для того, чтобы ограничить в парламенте число фракций от мелких партий, затрудняющих его работу и деятельность правительства, а также, чтобы избавиться от крайних, экстремистских мнений. Процентный ценз — это минимальное количество голосов избирателей. Он, например, составляет в Дании 2%, т.е. партии, набравшие менее 2% голосов избирателей мест в парламенте не получают. Голоса их избирателей составляют остаток обычно около 10%, который пропорционально делится между партиями прошедшими в парламент. Иногда остаток отдают победившей партии.

Положительной стороной системы пропорционального представительства, как мы отмечали, является учет интересов национальных, этнических, религиозных меньшинств (что очень важно для России); она не усложняет голосования (всегда в один тур) и выглядит более демократично. При такой системе избиратели скорее отдают свой голос партии, а не ее представителю. Поэтому они больше интересуются партийными программами, а не личностями кандидатов, тем более, что партийную программу осуществить гораздо легче чем многочисленные обещания (часто противоречивые) большого числа независимых депутатов. Кроме того, парламент, избранный по партийным спискам, более оперативен в работе: не надо заслушивать большое число ораторов, так как выступать будут, в основном, представители партийных фракций. С другой стороны, большое количество фракций иногда затрудняет работу парламента и ведет к смене правительства. Эта система не обеспечивает связи и ответственности депутата перед своими избирателями, ибо от округа избрано несколько депутатов, считающих себя представителями всего народа.