Социал-демократия

Социал-демократия — родная сестра коммунизма. Они вышли из одного чрева — из марксизма. Если коммунизм воспринял и развивал наиболее радикальные стороны марксистской теории учения об экономической эксплуатации и классовой борьбе, учение о социальной революции и диктатуре пролетариата, то социал-демократия уже в 1880-1890-е годы подвергала критике основные положения марксизма. Германский социал-демократ Э. Бернштейн в книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899) выступил против конечных целей марксистского учения — социалистической революции и диктатуры пролетариата. Он отвергал экспроприацию собственности, политические перевороты, считал неприемлемым такой метод управления обществом, как диктатура, пусть даже осуществляемая целым классом. Чтобы избежать переворотов и насилия, следует отказаться от радикальных целей борьбы. В то же время, считает Э. Бернштейн, необходимо вести постоянную мирную борьбу за улучшение экономического и социального положения рабочих, за социалистическую демократию. «Движение — это все, а цель — ничто» — таков основной лозунг Э. Бернштейна.

Ведущий теоретик II Интернационала К. Каутский в начале умеренно критиковал теоретические позиции Э. Бернштейна, но затем согласился с ним фактически по всем пунктам. Более того, с началом Первой мировой войны он пересмотрел свои интернациональные взгляды. Он утверждал равное право всех социал-демократов вместе со своей нацией защищать свое отечество. Это было прямой антитезой К. Марксу и Ф. Энгельсу, утверждавшим, что «рабочие не имеют отечества»[24].

В противовес марксистскому тезису о разрушении буржуазной государственной машины, как аппарата эксплуатации рабочих, социал-демократическое движение повело линию на постепенное реформирование этой машины и всего общества. Начало практическому врастанию социал-демократии в политическую систему общества положил французский социалист А. Мильеран, в 1890 году вошедший в «буржуазное» правительство. Это способствовало дальнейшему изменению теории и практики социал-демократии.

Современная социал-демократия отказалась от узко классового подхода и стремится представлять интересы всех трудящихся или даже всего народа. Отсюда рост социальной базы социал-демократических партий. Ныне их поддерживают не только рабочие, но и крестьяне, техническая и творческая интеллигенция, студенты, чиновники, мелкие торговцы и предприниматели, пенсионеры и др.

Идеологической основой современной социал-демократия является доктрина демократического социализма. Ее основные ценности — свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Как видим, социал-демократы не решают антитезу «свобода — равенство» в пользу того или другого, а пытаются найти баланс, равновесие, своеобразный свободно-равенственный консенсус. Равенство для социал-демократа имеет социальный смысл.

В отличие от либерального равенства прав и возможностей, социал-демократическое равенство подразумевает такие социальные гарантии как право на труд, достойную человека зарплату, право на отдых и т.д. Причем, малоимущим социальные права предоставляются за счет налогов, собираемых государством с граждан. В таком перераспределении национального дохода видят социал-демократы социальную справедливость. Гарантией социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся, т. е. объединение их в национальном и международном масштабе для защиты своих прав. Социал-демократы считают, что социализм неразрывно связан с демократией и его утверждение есть постепенная демократизация политики, экономики и всего общества. Политические ценности демократии состоят в гарантии прав и свобод граждан, всеобщем избирательном праве и многопартийности, законности и реальном участии в управлении обществом. Экономическая демократия, по мысли социал-демократов, есть такая система хозяйства, которая обеспечивает общественный контроль над экономической деятельностью, разработкой природных ресурсов в интересах общества, активное участие государства и трудящихся в экономической деятельности и управлении производством. Социальная демократия - это и есть собственно демократический социализм, есть обеспечение всех социальных прав трудящихся (на труд, образование, отдых, лечение, жилище, пенсию), ликвидация всех форм угнетения дискриминации и эксплуатации, создание условий для свободного развития каждой личности, что и является условием свободного развития общества.

В достижении этих целей социал-демократия отказывается от насильственных, революционных, скачкообразных методов. Демократический социализм может быть построен путем постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества при поддержке и в рамках демократического, социального и правового государства.

Таким образом, социал-демократия дилемму «личность — общество» решает с общественных позиций, но при этом утверждает, что свободное развитие общества базируется на свободном развитии личности.

Человек для социал-демократа представляется сплошным набором добродетелей, для управления которым нет необходимости применять насилие. А ведь государственная власть — это уже насилие.

Учитывая эволюционный характер общественных преобразований, предлагаемых социал-демократией, ее идеал — демократический социализм представляется весьма отдаленной перспективой человечества.

А пока социал-демократия выдвигает концепцию «социального рыночного хозяйства», в котором «государство справедливо распределяет экономический прирост и создает условия равновесия интересов капитала и труда»[25].

История социал-демократического движение начинается созданияII Интернационала в 1889 году. В 1914 году в связи с началом первой мировой войны он распадается. Но затем в 1923 году на базе социалистических и социал-демократических партий Европы он воссоздается как Социалистический рабочий интернационал. С началом второй мировой войны его постигает участь II Интернационала. После войны в 1951 году он воссоздается как Социалистический интернационал, В настоящее время Социалистический интернационал является достаточно авторитетной политической силой и объединяет 76 партий и организаций.

Наибольшим влиянием социал-демократические партии пользуются в странах Европы (Испания, Италия, Германия, Великобритания, Португалия, Франция и др.) и Латинской Америки, а также в Японии.

В России, идеи демократического социализма разделяют Социал-демократическая партия Российской Федерации (СДПР) и Социалистическая партия.

Фашизм

Название этого политического течения происходит от итальянского слова «фашио», т. е. пучок, связка, объединение, союз.

Философскими предтечами своей идеологии фашистские лидеры считали А. Шопенгауэра (1768-1861 гг.), Ф. Ницше , (1844-1900 гг.) и О. Шпенглера (1880-1936 гг.). А. Шопенгауэр создал пессимистическое философское учение о мировой воле, которая проявляется во всех явлениях природы и в человеческом обществе как «слепая побудительная сила»,[26] которая вечно борется сама с собой. Эта борьба в животном мире проявляется в уничтожении более высшими (хищниками) более низших (травоядных), в человеческом обществе — в отношениях «человек человеку — волк». Что отсюда следует делать человеку? Шопенгауэр считает, что человеческое общество должно направить свою энергию на уничтожение этой воли, т. е. феномен, явление должен уничтожить сущность, источник своего существования. Именно в самоуничтожении существующего мира и заключается, по Шопенгауэру, пессимистическая цель бытия.

Из Шопенгауэра фашисты взяли учение о проявлениях мировой воли в вечной борьбе, упустив все пессимистические выводы.

Больше всего идей фашистская идеология заимствовала у Ницше. «Никто, — писал он, — не имеет права ни на существование, ни на работу, ни на, счастье. Индивидуум — не что иное, как жалкий червь». А народ — «постамент для избранных натур». Ницше считал войну высшим проявлением человеческого духа, а государство—организованной аморальностью, которая «проявляет волю к власти, к войне, к завоеваниям, к мести». Добродетелью, по Ницше, общество всегда считало «стремление к силе, власти, порядку»[27]. В одной из наиболее известных своих работ «Воля к власти» Ницше предсказывал возникновение господствующей расы, которая завоюет мир и породит сверхчеловека.

Идею О. Шпенглера, предсказавшего в своей книге «Закат Европы» упадок западной демократии, нацисты видоизменили таким образом, что погибнут только расово неполноценные народы, в то время как немецкая нация выполнит свою историческую миссию, вольет животворную кровь в одряхлевший, загнивающий организм Европы и займет в ней господствующее положение. Философия фашизма идеалистична, волюнтаристична и фаталистична. Она воспевает как высшую добродетель культ силы и власти, оправдывает стремление «арийской расы» к господству. Философия фашизма антигуманна, ибо отрицает свободу и равенство народов, считает высшим проявлением в мире не человеческий разум, а Мировую Волю. Она античеловечна потому, что считает фатально предопределенным господство «арийской расы» и рабское подчинение других народов.

На базе такой «философии» фашисты строили свою идеологию. Отметим ее основные черты.

1. Расизм. Гитлер на основании им же открытого закона «борьбы рас» утверждал, что вся история человечества есть постепенное движение к господствующему положению в мире «арийской расы». Но для того, чтобы стать расой господ «арийская раса» должна быть сильной, ибо сильный побеждает, слабый погибает. Отсюда высшая цель арийца блюсти чистоту крови, быть сильным и безжалостным к представителям «низших рас». «Раса превыше всего» — утверждал Гитлер». «Высшая раса» всегда права в отношении «низшей расы».

2. Национализм. Б. Муссолини проводил идею «величия итальянской нации», которой не хватает «места под солнцем» в ряду мировых держав.

Главным сосредоточением, центром «арийской расы»; по Гитлеру, является Германия, и это дает ей право претендовать па особую роль в мире. «Германия — сердце и мозг Европы, центр созидающей арийской расы», — утверждал Гитлер. Она выполняет историческую миссию, подчиняя себе другие страны и уничтожая «неполноценные расы». Если немцы забудут свой долг, они сами будут уничтожены.

3. Антигуманизм, антикоммунизм и антисемитизм. Для фашистской идеологии вообще характерен постоянный поиск внутренних и внешних врагов. Это нужно фашизму для сплочения нации, подготовки ее к агрессии. Для Муссолини постоянным врагом были социалисты. Врагом номер один Гитлер объявил коммунистов, так как именно коммунисты были сначала главным препятствием для нацистов в завоевании на свою сторону рабочих и в победе на выборах. Евреев Гитлер объявил врагами в связи с тем, что они, по его мнению, засоряли и ослабляли «арийскую расу», а также в виду личной антипатии. Врагами объявлялись в разное время инакомыслящие, «нигилисты», «нытики», славяне и др.

4. Характерной чертой фашистской идеологии было отсутствие всяких доказательств. Ни в «Майн кампф», ни в своих речах и выступлениях, ни в беседах с единомышленниками Гитлер никогда не утруждал себя аргументацией. Фашистскую идеологию он считал истиной в последней инстанции, а истинная идеология должна быть основана не на логике, не на разуме, а на слепой вере. Отсюда и своеобразная организация партийных мероприятий. В НСДАП не проводилось ни дискуссий, ни съездов или конференций в том виде, в котором их проводят в демократических организациях. Муссолини вел настоящую войну за власть над умами итальянцев: запрещал независимую прессу, подвергал гонениям несогласных с фашизмом интеллигентов, «очищал» библиотеки от «вредных» книг и т. д. Фашистские собрания и съезды были чисто зрелищными, пропагандистскими мероприятиями, демонстрирующими партийное единство, верность и преданность фашистов фюреру, дуче.

5. Важный признак фашизма — иерархическое построение нацистской партии и государства. На самой вершине этой иерархии находился вождь нации — фюрер, дуче. Партийный аппарат сверху донизу был подчинен воле вождя. Он и только он назначал на высшие партийные должности, и перед ним несли ответственность партийные функционеры. После прихода фашистов к власти в Италии и Германии и запрещения деятельности всех партий, кроме ПНФ и НСДАП[28], произошло быстрое слияние партийного и государственного аппарата и установление партийно-государственной иерархии во главе с дуче, фюрером во всей стране. Теперь уже и государственные мероприятия, собрания, парады стали проходить как партийные. А главной целью их стала демонстрация массовой поддержки режиму, сплочения нации и ее готовность к борьбе, любви и преданности вождю.

6. Отличительная черта фашизма — антидемократизм. Одной из главных причин разрыва Б. Муссолини с социалистами было его неверие в парламентские процедуры. В «Майн кампф» Гитлер написал, что в будущем идеальном государстве «демократического мусора» не будет. Отрицательно относился он и к «безответственному» парламентаризму. А вместо свободы и равенства предлагал немцам беспрекословное подчинение и железную дисциплину «во имя общего блага».

В своей политической практике фашизм для создания тотального единства нации применял методы террора и уничтожения политических противников, расправы со всеми инакомыслящими. Политическая система государства с приходом фашистов к власти становилась типично тоталитарной за счет огосударствления средств массовой информации, системы образования и воспитания, уничтожения многопартийности, расширения карательных органов.

Целями внешней политики фашисты считали расширение государства за счет территорий других стран, завоевание «жизненного пространства».

После Второй мировой войны, закончившейся разгромом фашизма, его идеология была осуждена и запрещена Нюрнбергским трибуналом. Поэтому официально действующих фашистских партий нигде в мире нет.

Тем не менее, в современном мире существует фашистская идеология. Неофашистские группы и объединения проявляют себя Германии, Италии, Испании, США, России и других странах, Социальной базой для них служат маргиналы, безработная или недовольная своим положением молодежь. Особенно возрастает эта база в периоды экономических и политических кризисов, когда резко увеличивается число недовольных. На росте неофашистских настроений сказываются также такие факторы, как «унижение нации», разделение государства, сокращение армии, рост преступности, коррупция власти и т. д.

Таковы основные идеологии и политические движения современного мира. Все эти течения мысли и практические движения имеют место и в России. Они являются теоретической и практической базой для создания различных политических партий, для многообразного проявления политической жизни.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимал Б. Констан свободу индивида в обществе?

2. В чем сущность концепции утилитаризма И. Бентама?

3. Перечислите основные ценности либерализма.

4. Чем неолиберализм отличается от классического либерализма?

5. Что критиковали в либерализме консервативные идеологи Э. Берк, де Местр, де Бональд?

6. Каковы ценности и антиценности консерватизма?

7. Что нового в идеологию консерватизма внес неоконсерватизм?

8. Каковы основные постулаты индивидуалистского анархизма М. Штирнера и П. Ж. Прудона?

9. В чем сущность учений коллективистского анархизма?

10. Что такое анархо-синдикализм?

11. Каковы основные положения идеологии коммунизма?

12. В чем критиковал К. Маркса идеолог социал-демократии Э. Бернштейн?

13. Каковы основные ценности современной социал-демократии?

14. Что такое персонализм?

15. Чем отличается идеология христианской демократии от идеологии либерализма и коммунизма?

16. Каковы основные ценности христианской демократии?

17. Каковы философские основы фашизма?

18. Назовите основные черты фашистской идеологии.

19. В чем фашизм представляет угрозу современной России?