Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»
Кафедра социально-экономических дисциплин
ПРОГРАММА
кандидатского экзамена по курсу
«История и философия науки»
Введение
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" разработана для аспирантов и соискателей cледующих научных специальностей – физико-математические науки (01.00. 00); биологические науки (03.00.00); исторические науки (07.00.00); экономические науки (08.00.00); филологические науки (10.00.00); педагогические науки (13.00.00); психологические науки (19.00.00).
Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую и третью части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
Часть I
Основы философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.