Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Кафедра социально-экономических дисциплин

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

 

Введение

Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" разработана для аспирантов и соискателей cледующих научных специальностей – физико-математические науки (01.00. 00); биологические науки (03.00.00); исторические науки (07.00.00); экономические науки (08.00.00); филологические науки (10.00.00); педагогические науки (13.00.00); психологические науки (19.00.00).

Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую и третью части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

 

Часть I

 

Основы философии науки

 

Наука в культуре современной цивилизации

 

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

 

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.