Данный вид конкуренции действует на рынках однородных товаров

07.10.14

Ценовая конкуренция

Борьба строится на снижении цен.

Данный вид конкуренции действует на рынках однородных товаров

Плюсы:

l Снижение цен

l Фирма повышает эффективность производства, стремясь снизить себестоимость

Минусы:

l Снижение нормы прибыли у предпринимателей

 

В современной экономике ценовая конкуренция больше наблюдается на рынках ресурсов, на потребительских рынках она играет все меньшую роль.

 

2. Не ценовая конкуренция

Борьба с помощью придания продукции уникальных качеств ( сервис, качество, дизайн, мода, реклама )

 

При данной конкуренции необязательно что бы сам товар был уникальный, главное чтобы был уникальным его образ в сознании покупателя

Плюсы:

l Инновации

l Повышение качества

l Расширение ассортимента

Минусы:

Происходит к чрезмерному потреблению, закредитированнности и перерасходы ресурсов

 

3. По легальности методов борьбы

1. Честная конкуренция

2. Нечестная конкуренция

Наличие на рынке нечестной конкуренции приводит к тому, что предприниматели не стремятся повышать качество продукции

 

4. По системе борьбы:

l Совершенная конкуренция( пнодество покупателей и продавцов и однородность продукции )

l Монопольная конкуренция ( когда на рынке один продавец)

l Олигопольная ( на рынке несколько крупных продавцов )

l Монополистическая ( ситуация, когда на рынке есть множество продавцов диффиринцированной продукции #одежда)

 

Модель конкурентных сил Портера:

Партер выделил пять факторов определяющих конкурентную ситуацию на рынке:

1. Угроза со стороны новых конкурентов.

Уровень угрозы определяется высотой барьеров входа на рынок.

2. Потребность финансирования

3. Эконом я от масштабов производства

Проблема в том, что на многих рынках существующие компании имеют низкую себестоимость.

Необходимо иметь такой же масштаб производства чтобы бороться на равных

4. Боязнь ответных действий конкурентов

5. Административный (минимализм расширения и тд)

6. Доступ к системе товаров движения

7. Консерватизм покупателей

8. Сетевой эффект-помогает существующим стандартам оставаться монополистами, поскольку переход на новый стандарт связан с высокими издержками

2. Угроза со стороны товаров заменителей

Здесь под товары заменители понимается товар , имеющий другие характеристики, но удовлетворяющий ту же самую потребность более эффективно

3. Рыночная власть покупателя-имеется ввиду степень зависимости предпринимателей на данном рынке

4. Рыночная власть поставщиков это степень зависимости поставщика от предпринимателя на данном рынке действующая конкуренция на рынке

 

Партер сделал 3 возможных конкурентных стратегий:

l Снижение издержек

l Фокусирование

l Дифференцирование

 

 

14.10.14

Производство

 

1. Производственная функция

С позиции экономической теории субъектом осущ производства фирма ( организации целью которой является фирма

#декан-цель произвести набор студентов, цель ректора-финансирование

Цель на бумаге отличается от реальных целей, для охранников чтобы были окна закрыты

Фирма представляет собой "черный ящик" потребляющий ресурсы из внешней среды и выдающий в нее некий результат(товар, прибыль, зп, налоги и тд)

Деятельность фирмы с помощью производ функций которые показывают зависимость между объемом применяемых факторов производства и готовой продукции.

Цель 10000 нужно купить столько того столько того и столько другого.

Функция это зависимость между объемом товара и ресосом функции и готовым результатом

Для простоты анализа все факторы производства объед в две группы - труд и капитал , тогда функция принимает след вид:

 

С позиции экономической теории задачей

фирмы определить такие объемы К и L при

Которых издержки производства для заданного

Объема продукции будут минимальные.

 

В коротком периоде капитал является постоянным фактором, а труд переменным ( до есть Q=F(f) )

Зависимость труда от объема.

Из графика видно, что после опред значения отдача от переменного фактора производства начинает снижаться. данная зависимость является законом убывающей отдачи фактором производства.

#будем копать яму для фундамента

От них отдача Q

Отдача фактора всегда снижается причины:

-

-2 работника одни носилки оО

 

 

2. Издержки производства

Прибыль и доход

Доход - это объем денежных средств поступивших от реализации продукции ( выручка , издержки , затраты ресурсов на производства, прибыль это разница между доходами и издержками. Прибыль = доход - издержки )

 

Виды издержек:

1. Бухгалтерские издержки - непосредственные затраты ресурсов на производства в денежном выражении ( явные издержки)

2. Неявные издержки - упущенная выгода - это доход , который можно было получить от альтернативного варианта действий

3. Экономические издержки ( альтернативные ) объем денежных средств , который можно было бы получить при выборе наиболее выгодного альтернативного варианта действий. Экономические издержки = бухгалтерские + неявные , бухгалтерская прибыль = выручка - бухгалтерские издержки, ;экономическая прибыль= выручка-минус издержки

4. Экономическая прибыль показывает, насколько выгодней или убыточней выбранный вариант действий чем альтернативный

 

Положительная экономическая прибыль показывает, что доходность на этом рынке выше, чем на других. Поэтому положительная прибыль всегда приманивает предпринимателей с других сфер. Приток предпринимателей на рынок приводит к снижению экономической прибыли до нуля.

Прибыль при которой ЭП=0 называется нормальной прибылью.

В многострочном периоде прибыль на всех рынках ( при условии совершенной конкуренции ( нет монополий) )стремится к нормальной. то есть стремится к нулю.

Получается, что положительная экономическая прибыль может быть обусловлена либо высокими барьерами входа на рынок, либо уникальностью применяемых ресурсов.

 

5. Предельные издержки - это прирост общих издержек при увеличении объема производства на одну единицу.

 

 

6. Общие издержки - все издержки производства

Постоянные f(c) затраты, которые не зависят от изменения производства.

 

7. Переменные издержки VC издержки, которые зависят от объема производства. Сумма постоянных и переменных издержек = общим издержкам

 

8. Средние издержки АС = размер издержек на одну единицу продукции

Выделяют средние общие издержки ( ATC)

Atc= tc/q

Сред постоян atc= pc/q

 

 

Виды доходов:

1. Общий доход TR=PQ

2. Предельный доход MR=r/q показывает насколько увеличивается доход продаж на одну единицу

 

 

Условия максимолизации прибыли (с позиции микроэкономики )

Фирма максимилизурует прибыль при равенстве MR=MC

 

18.10.14

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ

Деятельность, скрываемая от прямого учета.

Она может быть и в ребенпльном госуд и в тоториторном.

Причины роста развития теневой экономики:

l Одни процессы завершили другие нет

l Боязнь привлечь внимание своего деяния государства

 

Особенности:

1. Возникновение чиновников и предпринимателей. Ч помогает предпринимателю скрыть черный доход

2. сохранение прежних форм демократизации

3. Высокий уровень налоговложения

4. Внеправовой характер экономического образования

 

 

Плюсы:

В кризисе

 

Биржа

Фондовая биржа-вторичный рынок ценностных бумаг

Изначально рост гос долга

Дилеры и джобберы

Обычные биржевые спекулянты

Представляет собой рынок, который продает ценные бумаги, акции. Индивидуальные лица, организации которые могут вложить деньги.

Центральные и региональные биржи.

Инвестиционные и спекулятивные

 

Биржевые операции оО

Осущразличные виды сделок:

l Простая сделка ( через брокера)

l Сделка с премией ( аукционная сделка , вкладчики комиссии )

l Фьючерс ( долгосрочный контракт )

 

Все большее внимание уделяется ценным бумагам и фондовому рынку.

Покупать и продавать ценные бумаги могут только брокеры , изгнать может любой

 

 

Плюсы и минусы глобализации

Плюсы:

l Расширение капитала и экспорта

l Развитие человека, маркетинга

l Приток новых технологий

Минусы:

l Вытеснение отечественных товаров

l Установление монопольных цен на товары

l Нарушение законов

l Хищническая эксплотация природных ресурсов

l Отросли получают плюсы от внешней экономики

 

21.10.14

Конкурентные структуры рынка

Монополия

Это ситуация на рынке, когда есть только один продавец

В реальной экономике чистые монополии практически не встречаются, поэтому исследуя рынок на предмет монополии изучается уровень монопольной власти фирмы.

Монопольная власть это возможность повышения цены на товар без потери покупателей

Минусы:

l отсутствие стимула к снижению затрат и повышению качества продукции

l Низкий стимул инновации

l Коррупция, бюрократия ( будут оставаться на рынке)

l Завышенные цены

l Возведение искусственных барьеров для потенциальных конкурентов

l Дискриминация клиента

 

Плюсы:

l Снижение издержек в некоторых отраслях за счет эффекта экономии масштаба (# железные дороги, это выгодно чтобы что-то было одно)

l Наличие единого стандарта на рынке снижает издержки взаимодействия

l Возможность стать монополистом стимулирует предпринимателей к инновациям

l Монополия имеет высокую экономическую прибыль поэтому она может себе позволить инвестировать деньги в научные исследования

 

Виды монополии :

1. исскуственная монополия - это монополия образовавшееся в результате захвата рынка и вытеснения конкурентов (#майкрософт

2. Естественная-ситуация на рынке, когда из-за сильного эффекта от масштаба эта ситуация , рентабельно работать может только одна фирма , как правило естественная монополия обусловлена техническими особенностями производства ( Иркутск энерго, Газпром, водоканал)

3. Административная монополия-монополия, власть которой обусловлена полномочиями данными государства ( сейчас практически такого не осталось # паспортный стол , раньше : пшено петров водка сидоров)

4. Сетевая монополия - преобладание одного стандарта взаимодействий , если данный стандарт связан с одной фирмой, то ее также называют сетевой монополией ( USB) сетевая монополия бывает:

l Социальной

l Технической (#USB)

 

Борьба с монопольной властью

В России существует федеральная антимонопольная служба ( фас) которая руководствуясь законом, о защите конкуренции регулирует монополией по след направлениям:

l Запрет на монопольно высокие и монопольно низкие цены

Монопольно-низкие цены

l Зап

l рет на сговор между компаниями по поводу проведения единой ценовой политике и раздела рынка

l Запрет на дискриминацию покупателей действующих на одном рынке

l Запрет на навязывание невыгодных условий контрогент

l Запрет на действия органов власти ограничивающих конкуренцию

l Запрет на слелки с акциями и привотизации если в результате образуется монополист

l Запрет на участие коммерческой деятельности на участие гос и муниципальных служб

 

ФАС ведет моритонинг монополимтов и проверяет крупные сделки, поэтому мелких предпринимателей данные санкции не касаются.

 

 

Ценовая дискриминация

Цена спроса это максимальная цена, по которой поеупатель готов купить товар, определяется полезностью товара покупателя.

Разница между ценой спроса и рыночной ценой называется излишком потребителем

Ценовая дискриминация это политика установления разных цен для покупателей с разной ценой спроса с целью максимизации прибыли .

 

Условия проведения дискриминации :

1. монопольная власть продавца

Должна быть исключена передача товара между покупателями

2. Продавец должен иметь возможность разделит покупателей по цене спроса.

Как правило ценовая дискриминация развита на рынке услуг

 

08.11.14

СЕМИНАР : МОНОПОЛИЯ ( ЭКОНОМИКА)

Виды экономических санкций :

1. Запрет на экспорт

2. Запрет на поставки оружия, технологий или всех товаров страны

3. Запрет финансовых действий для какой-либо страны

 

Тяжелые последствие новых санкций для России :

Оказались банки и природные секторы.

Финансовые и фондовые рынки РФ

РУБЛЬ ОБЕСЦЕНИЛСЯ НА 9 %

 

Для банков там там, короче, кредитные ставки возрастут .

Кризис ликвидности : не хватает денег к экономике .

Чем выше ставка процента, тем меньше в старше денег для реализации. Меньше товаров в кредит , меньше ипотеки и так далее

 

Мы какие вели санкции :

Запрет на ввоз хоз продукции других стран.

 

Плохо-цены выросли, курс падает.

 

Плюсы: рост производства .

 

 

Причины и последствия падению курса рубля:

Важную роль сыграли торговые ограничения и санкции

Запрет на мясо

Цены выпасли на 10% где-то....

Курс рубля ослаб из-за сильного потока валюты .

Курс рубля зависит от цены на нефть

 

Инфляции.

ЦБ увелицивает границы валютного коридора.

Банк России переходит к плавящему валютному курсу.

ЦБ планирует к 2015 году пустить рубль в свободное плавание.

Будет отменен валютный коридор в его первоначальной виде

 

Последствия падения курса рубля:

1. Влияние на импортирующих компаниях ( падение продаж в силу роста цен )

2. Отличная возможность для отечественных компаниях ( увеличение производства на рынках )

3. Оптимизация издержек ( сокращение работников )

4. Сектор экономики , сектор недвижимости. - всегда растущий рынок, будущее предсказать невозможно

5. Меньше всего пострадают компании связаны с транспортом и связью. Так как меньше имеют связь с зарубежными компаниями.

6. Не равновесие спроса и предложения

 

От чего зависит курс валюты - от ЦБ и интервенции ( это покупка и продажа валюты за доллары )

 

Валютный коридор - плавающая валюта

 

 

11.11.14

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия – это ситуация на рынке , когда он поделён между несколькими крупными продавцами

ЧЕРТЫ:

Ярким примером являются сотовые связи .

  1. Не многочисленность продавцов ( 2-8 )
  2. Высокие барьеры входа на рынок
  3. Взаимозависимость олигополистов ( нам нужно знать общие тенденции на рынке . Это выражается в том ,что олигополист разрабатывает стратегию , должен учитывать стратегии конкурентов.)
  4. Высокий уровень монопольной власти ( выражается в если цены поднять , то ничего не измениться. Покупатели не исчезнут )

Две формы поведения олигополистов на рынке :

  1. Кооперативная ( означает что олигополисты в цели максимизации прибыли вступает в сговор и координирует свои действия # 2 кофешки. Они специально держат цены высокие, или делят народ и доход , такие вещи запрещены! Антимонопольное законодательство запрещает подобный сговор, тем неимение, существует тайный сговор.

Тайный сговор является неустойчивым по следующим причинам :

· Могут посадить

· Боязнь наказания

· Трудность определения цены устраивающей всех участников сговора

· Возможность мошенничества

· Сговор по ценам приводит к росту прибыли на рынке, что привлекает на рынок новых конкурентов , это делает сговор бессмысленным ( на уровне страны запрещены, но есть в странах ОПЕК)

Помимо сговора есть другие ситуации при которых фирмы проводят единую ценовую политику. Их часто называют неявным сговором :

  • Модель лидерства цен ( 10 компаний , одна из них лидер, подняла цены и все так повторяют за ним. ) (Если на рынке есть явно выраженный лидер , то остальные компании часто повторяют его действия и могут поднять цены вслед за ним )
  • Модель привычных цен ( ведро клубники, приходите, цена есть. Как у всех.)
  • Ценообразование «издержки+» ( издержки + наценка )
  1. Некооперативная

СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО МОЖЕЛЕЙ ОБЪЯСНЯЮЩИХ ПОВЕДЕНИЮ ОЛИГОПОЛИСТОВ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ. Рассмотрим одну из них.

МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ИГР:

Есть система поощрений и наказаний.

Разберём данную модель на примере дилеммы «заключенных».

Представим себе, что в темнице сидят два узника лишенные возможности для переговоров, совершившие одно преступление.

Представим возможные действия узников и их последствия в виде таблицы. Отметим , что последствия для каждого узника зависят от поведения другого узника.

Табличка в тетради:

Выгодно обоим не сознаваться. Но они лишены возможности переговоров. Из таблицы ( матрицы ) , что оптимальным для узников является квадрат 4. Рассмотрим рассуждение игрока А:

Если В сознается, что А выгодно тоже сознаться, чтоб получить 4 года вместо 10. Если В не сознается, то А всё равно будет выгодно сознаться, чтобы получить 0 лет ( чтобы выйти на свободу ).

Узник В рассуждает также. Получается ,что узники вероятнее всего окажутся в квадрате 1, хотя и выгоден квадрат 4. Данная ситуация называется равновесием Нешша. ТОТ САМЫЙ ДЖОН НЕШШ!!! ^^

Рассмотрим данную ситуацию применительно к олигополии. Представим , что на рынке конкурирует две компании и каждой из них нужно принять решение понижать цены или нет.

Табличка ( БВК и МТС )

Из таблицы видно , что для обеих компаний оптимальный квадрат 4, то есть выгодно цены не снижать , но рассуждая как узники в прошлом примере компании оказываются в квадрате 1 , то есть снижают цены.

Если компании всё-таки цены не снижают, то это говорит о сговоре между ними.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Ситуация на рынке, когда борьба идет между продавцами дифференцированной продукции.

Черты :

  1. Дифференцированная продукция ( товары относятся к одной товарной группе, имеют уникальные черты)
  2. Множество покупателей и продавцов
  3. Низкие барьеры входа на рынок
  4. Полная информированность участников рынка
  5. Невысокий уровень монопольной власти ( каждая фирма на этом рынке является монополистом только в рамках уникальности своей продукции )
  6. Преобладает методы борьбы неценовой конкуренции

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

в чистом виде не существует.

ЧЕРТЫ:

1. Однородность продукции ( # картошка, она вежде одинакова, предполагает анонимность производителя и продавца , там где бренд – это уже неоднородный товар )

2. Множественность продавцов и покупателей на рынке ( их должно быть настолько много, чтобы сговор между ними стал невозможен )

3. Отсутствие привязанности продавцов и покупателей

4. Полное отсутствие барьеров входа и выходов с рынка ( входа трудно войти , выхода – трудно сменить специальность)

5. Абсолютная мобильность ресурсов

6. Полная информированность субъектов рынка о его параметрах ( если нет полной информации, то и конкуренции нет. не должно быть асимметрии информации , информация должна мгновенно перемещаться между субъектами и ничего не стоить. )

Следствия :

  1. Экономическая прибыль при совершенной конкуренции стремиться к нулю.
  2. Одинаковые цены у всех продавцов поскольку продавец является на этом рынке ценополучателем. Цены могут меняться лишь в следствии общих изменений на рынке.
  3. График спроса фирмы на продукцию конкретной фирмы выглядит как прямая горизонтальная линия. При этом цена = предельному и среднему доходу.

Графики в тетради.

Добиться данных черт невозможно, но для развития рынка необходимо стремиться к этому.

 

РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

РЫНОК КОПИТАЛА

18.11.14

Рынок факторов производства

В экономической теории выделяется пять факторов производства : ( виды присутствуют )

- капитал

-труд

-земля

-предпринимательской деятельность

-информация

 

1. Рынок капитала

Капитал- это благо являющиеся продуктом человеческого труда используемые производством

Рынок капитала - это механизм связывающий между собой предпринимателя и владельца капитала

В современной экономике рынок капитала принимает форму рынка ценных бумаг

Функции рынка :

1. Обеспечение финансирования бизнес проектов ( если рынок развит , всё будет хорошо, если нет , т идея просто пропадает )

2. Превращение сбережений в инвестиции

3. Снижение уровня риска при инвестициях

4. Обеспечение эффективного пере распределения капитала в экономике

Рынок позволяет ресурсы перераспределить

То есть рынок " отбирает " капитал у неэффективных собственников и передает эффективным

В советское время жилье давали всем подряд :) :) :)

Если рынок не работает происходит распределение на факторах рынка.

Рынок капитала надо развивать

 

Спрос и предложение на рынке капитала

Спрос здесь представлен планируемыми инвестициями

Цензовым фактором инвестиции является ставка процента

График 1 инвестиции :

· Чем ниже процент тем больше инвестиции и бизнес

· Чем выше ставка процента тем ниже спрос на инвестиции

Предложение капитала представлена плановыми сбережениями

Сбережение-откладываемая часть дохода.

От чего зависти предложения? Цензовым фактором сбережения является также ставка процента

График 2

Если проценты в банке высокие , то это хорошо :D , тем выше сбережения. Это всё плановое .

Равновесие на рынке

График 3

Re-равновесиная ставка процента

· Если ставка процента выше равновесной, то на рынке образуется переизбыток сбережения это приводит к снижению процентных ставок и возраста рынка к равновесию

 

Допустим ставка стала маленькой:

Если ставка ниже равновесной , то на рынке образуется дефицит капитала

 

Неценовые факторы :

Точка равновесия постоянно смешается под воздействием неценовые факторов

Неценовые факторы инвестиции :

Сбережение зависит от дохода.)

1. Уровень неопределенности в экономике ( уровень риска )

Чем выше неопределенность , тем выше риск не инвестировать

( бизнес все боятся открывать, так как закрывается всё )

Спрос падает

2. Экономические ожидания.

Оптимистичные ожидания-увеличивает спрос инвестиции

Пессимистические - уменьшает

3. Уровень административных барьеров для бизнеса

4. Уровень налогов

Чем налоги выше, тем желаний меньше

5. и так далее

 

ФИРМА

Виды капитала фирмы :

1. Основные фонды ( капитала )

Это активы фирмы имеющие высокую стоимость и используемые в процессе производства многократно . Стоимость основных фондов переносится на стоимость готовой продукции постепенно . Сюда можно отнести : здания,, сооружения, оборудования, транспорт и так далее

Процесс износа основных фондов - называется арматизацией

Нормы ароматизации для каждого вида основных средств определяется законом

Предмет труда - это мы

Под износом основных фондов или ароматизации понимается снижение стоимости основных средств с течением времени

Износ бывает двух видов:

1. Моральный

Имеет две причины :

А) появление основных фондов , выполняющих те же функции более эффективно #мода

Б) потеря функциональности из-за несоответствия новым стандартам работы ( устареваете)

2. Физический - ухудшен физических характеристик оборудования

в современной экономике большею роль износ играет моральный

 

2. Оборотных капитал

Это актовы фирмы, участвующие в производственной процессе однократно и полностью переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции ( сырье, материалы, топливо , незавершенное производство , полуфабрикаты , упаковка , готовая продукция , дебиторская задолженность, деньги )

Либи орская задолженность - Материалы > незавершенная продукция > полуфабрикаты > готовая продукция = покупатель а дальше рисовать не надо.

 

 

3. Не материальные активы

- бренд и деловая репутация

- деловые связи

- уровень менеджмента

- патенты( товар можете производить только вы) и лицензии ( право на создание )

- программное обеспечение

- накопленные знания

 

Источники капитала фирмы :

- не распределения прибыль

- капитал займ

- продажа долей собственники

- субсидии государства

- дополнительные взносы собственников

 

Подходы к оценки капитала.

Существует три подхода

1. Рыночный ( сравнительный ) цена актива определяется путем анализа похожих сделок

Проблемой является сложность получения информаци относ к коммерческой тайне

2. Затратный ( балансовый)

Стоимость активов определяется затратами на его создание

Данный метод не отражает реальную рыночную стоимость актива

3. Доходный

Стоимость актива определяется будущими доходами о его использования . Чем больше доход тем больше стоимость актива .

 

25.11.14

ДОХОДНЫЙ МЕТОД РАЗДЕЛЯЕТ СЯ НА ДВА ПОДМЕТОДА:

1. Метод дисконтирования ( здесь стоимость актива определяется путем дисконтирования будущих доходов и его использования )

Дисконтирование-процесс приведения стоимости будущих денежных потоков к текущей стоимости

Причины различия стоимости денег во времени:

1. Риск

2. Инфляция

3. Упущенная выгода

Процедура дисконтирования обратна расчету сложного процента

Формула сложного процента : FV=PV(1+R)

FV-будущая стоимость денег

PV-процентная ставка

 

Формула дисконтирования -

За ставку дисконтирования на практике принимает ставку по депозитам в банке, ставки по кредитам , доходность по альтернативным вариантам инвестиции

 

Чему равна стоимость объекта?

Рис 3

Если цена объекта ниже чем С , то объект имеет смысл покупать

Если выше , то выгодней выбрать альтернативные направления инвестиции

 

2. Метод ставки доходной

Ставка доходности это уровень прибыльности нормальной для данного рынка

Покупать данный объект имеет смысл по цене ниже С

Но если подавать , то по цене выше С

 

Нормы доходности схожи со ставкой дисконтирования и отражает цену денежных средств для покупателя или продавца.

 

 

РЫНОК ИНФОРМАЦИИ

Информация в широком смысле - это средство снижающее неопределенность .

В современной экономике информация становится важнейшим фактором производства , благодаря которому в современной экономике информация становится важнейшим фактором экономики , с помощью которого преодолевается ограниченность остальных факторов.

Особенность информации как товара:

1. Создание информации имеет высокие издержки , а тиражирование низкие ( почти бесплатные ) это приводит к трем закономерностям :

А) высокий уровень экономии от масштаба

Б) рост пиратства ( теряется стимул что-то производить)

В) проблема безбилетника ( поскольку информацию очень легко взаимствовать , то теряется стимул ее производить ( е к/т взаимствует, те и есть безбилетники ))

2. Информация моде передаваться почти мгновенно. Следствия :

А) теряется важность географического местоположения производства информации

Б) расширяется рынок сбыта и усиливается конкуренция

3. Производство информации ( научной ) неопределенно как с точки зрения времени так и с точки зрения финансов и результатов

Информация физически не изнашивается , но может устареть морально ( лекции до экзамена и после ) при этом ценность коммерческой информации зависит от того , сколько субъектов рынка ее имеют.

4. Информация может принимать неявную форму

 

СЕГМЕНТЫ РЫНКА ИНФОРМАЦИИ

1. Рынок коммерческой информации ( это информация о параметрах рынка : цены , маркетинговые исследования и так далее )

Функции :

- снижение риска

-ассиметрия информации

2. Рынок образования

Функции:

-рост эффективности труда

3. Рынок научной информации ( данный рынок помогает наладит взаимосвязь между наукой и бизнесом )

4. Рынок массовой информации ( СМИ )

Функции:

Рабочие места , деньги

 

Проблемы развития рынка информации:

1. Сырьевая ориентация экономики

2. Монополизм экономики и внерыночные методы борьбы

3. Высокий уровень риска в информационном производстве

 

Языковые барьеры

 

РЫНОК ТРУДА

2.12.14

Рынок труда это механизм обеспечивающий взаимодействия между наемными работниками и работодателями.

Если нет рынка то работники не могут себе найти персонал и прочее.

Причины безработицы - отсутствие информации.

Функции рынка:

1. Усиливает конкуренцию между работниками , что стимулирует к труду и саморазвитию.

2. Повышение эффективности рабочей силы

Эффективность рабочей силы- когда мы свой потенциал реализуем - то эффективно, если не реализует , то не эффективно.

3. Обеспечивает снижение безработицы

4. Обеспечивает соответствие структуры рабочей силы потребности экономики. # экономики стали нужны маркетологи :D больше желающих и больше людей требуется

Особенности :

1. Высокая социальная значимость ( рынок айфонов , куплю себе простой телефон )

2. Высокий уровень государственного регулирования

На рынке рыба отношения между покупателями долгосрочные ( пособие пенсии )

3. Ценой на данном рынке является ЗП

4. Низкий уровень мобильности рашей силы ( что во многом определяет разброс зарплат по региону ) ( люди не могут переехать в трущобе место из-за того что привязаны к своему месту)

5. Высокий уровень ассиметрии информации ( работник может обмануть работодателя) Диплоооом хороший сигнал об образовании

6. Высокий уровень дискриминации работников ( вместо женщины могут взять мужчину , половые признаки , расса , религия, социальное происхождения, территория, по уму )

7. Высокая продолжительность взаимодействия между покупателем и продавцом

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Спрос

представлен желанием работодателей принять на работу определенное количество персонала при данных условиях

График показывает что спрос на рабочую силу и ЗП обратно пропорциональны друг к другу

Главным фактором влияющим на спрос является реальная ЗП

Факторы спроса :

  1. Эффективность труда

Чем эффективней труд , тем ниже спрос в целом на рынке ( машинист ка уже не востребована) ; уровень предельной производительности работника

ПП - прирост прибыли от каждой дополнительной единицы рабочего времени

2. Структура производства

3. Уровень налогов связанный с персоналом

Чем выше налоги , тем больше желания у фирмы заменить работника капиталом или вывести данную функцию на аут сорсинг

 

Предложение

Представлено желанием соискателей работать при данных условиях

Чем выше зп тем желание работать больше

Если рассмотреть функцию предложения отдельного работника, то график будет вот такой!

Сначала подъем зп мотивируем , но потом , когда доход большой ; потом хочется тратить , а не работать.

Из графика видно, что рост зп приводит к росту индивидуального продолжения труда лишь до определенного момента

После того как зп стала выше чем w1 желание работать уменьшается , это вызвано ростом ценностей свободного времени и действием закона убывающей предельной полезности: каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность .

 

Равновесие на рынке труда

Это ситуация когда объем спроса на труд равен объему предложения труда

We-равновесие труда

В реальной экономике данная модель равновесия работает только при анализе долгосрочного периода

В коротком периоде зп не является гибкой по следующим причинам :

1. Долгосрочные контракты

2. Трудовое законадательство Запрещающие понижение зп

3. Профсоюзы

Вызывают рост зп не обусловленные ростом эффективности труда это вызывает стабильную безработицу

 

Экономика 16.01.15

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

- это ситуация, когда совокупный спрос равен совокупному предложению

1. Совокупность спроса AD

Это планируемые расходы субъектов экономики

AD=C+I+G+NX

Данная формула похода на расчет ВНП по расходам , но в отличие от нее тут используется не фактические, а плановые показатели .

График 1.

Отрицательный наклон линии АD обусловлен следующими эффектами ( ценовыми факторами ) :

1. Эффект богатства ( доходы )

Спрос цен в экономике приводит к снижению реального дохода , а значит и спросу .

2. Эффект процентной ставки

3. Рост цен приводит к дефициту денег и росту процентных ставок в экономике , это уменьшает спрос на инвестиции и потребительские расходы . - это эффект импортных закупок

Рост цен внутри страны приводит к замещению отечественных товаров импортными что снижает ( уменьшает ) чистый экспорт ( NX) испрос ( AD)

 

Не ценовые факторы спроса:

1. Колебание валютного курса

Снижение курса национальной валюты влияет на спрос неоднозначно. С одной стороны возрастает спрос на отвары отечественного производства и могут вырасти инвестиции. Падение курса рубля приводит к росту цен в экономике, что уменьшает покупательскую способность субъектов экономики.

2. Ценовые ожидания

3. Экономические ожидания ( будет подъем или спад экономики? Предприниматели начинают ожидать)

4. Политика расходов государства

5. Инвестиционная прибыль

Это условия , от которых зависит уровень инвестиций , то на что влияет предпринимательское решение

6. Уровень налогов

Налоги выше спрос меньше

7. Внешнеторговая политика

Чистый экспорт

 

 

Чем определяется динамика спроса ?

В структуре спроса самым изменчивый элементом являются инвистиции, поэтому именно они определяют динамику спроса

 

2. Совокупность приложения

Это стоимостная оценка планов производства у предпринимателя = плановый ВНП

пишут правду в плане короче

Обозначается : AS .

Построению функции совокупного предложения исторически сложилось два подхода :

1. Классический

График 2.

Представители данной школы считают , что объем производство в экономике всегда будет стремиться к своему потенциалу независимо от уровня цен . Дело в том , что по их мнению каждый рынок в экономике стремится к равновесию. Смотреть тему - равновесие. , а значит везде достигается полная занятость :) и экономика соответствует потенциальному ВНП.

Данный подход справедлив для анализа экономики в долгосрочном периоде.

2. Кейнсианский подход

График 3

Горизонтальная форма графика объясняется тем , что Кейнс считал полную занятость невозможной , по его мнению в эк вмегда есть свободные ресурсы , а сама экономика не достигает полной занятости из - за своего не совершенствования .

У графика видно , что рост производства возможен без увеличения цен , поскольку в него вовлекается незанятые ресурсы .

Данный подход справедлив для короткого периода .

Современные экономисты объединяют данные подходы на одном графике

График 4

Отрезок один называется кейнскианский , он характеризуется неполной занятостью

Есть рост спроса приводит к росту реального внп без инфляции.

Отрезок два - промежуточный. Рост спроса на нем приводит к политике реального внп и росту цен. Дело в том, что свободные ресурсы начинают заканчиваться и экономику вовлекаются менее эффективные ресурсы. Это приводит к росту цен.

Отрезок три - классическый. Рост спроса на нем приводит только к росту цен. Поскольку невозможно увеличить производство из-за отсутствия свободных ресурсов.

Из графика видно, что на отрезке один рост экономики можно обеспечить стимулированием спроса

На отр. 3 эконом. Рост может обеспечивается сдвигом линии предложения вправо. То есть расширением потенциала экономики.

Сдвиг АС ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕЦЕНОВЫМИ ФАКТОРАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Энтенсивный пусть

Факторы :

Очень плохой ; ресурсы могут закончится .

1Увеличение количества применяемых количеством ископаемых

2Снижение стоимости ресурсов

3Примирение новых новых технологий и рост эффективности труда Меняются технологии , развитие науки.

 

Классическая модель равновесия

 

 

6.02.15

 

Экономика

Lm данная модель описывает рынок денег и позволяет найти все комбинации дохода и ставки процента при которых на денежном рынке возможно равновесие .

Кейсиансы считают что спрос на деньги состоит из двух частей :

1. Транс акционный спрос

Это спрос на деньги для сделок и по мотиву предосторожности.

( рынок денег - это спрос на деньги на всеобщий эвкалиент , мы пытаемся определить сколько денег ) откладывание денег

2. Спикулитивный спрос на деньги

Это спрос на деньги как на актив позволяющий сохранить богатство

 

От чего зависит спрос ?

Транс акционный спрос зависит от уровня производства и доходов экономики . Чем больше спрос производства , тем больше денег

Спикклитивный спрос зависит от ставки процента , чем ставка ниже , тем спрос больше .

Спрос на деньги L = Lt+Ls

Предложение денег определяется объемом денежной массы выпускаемыми ЦБ

Денежная масса M =Lt+Ls

Объем денежной массы должен быть равен потребности в деньгах

График 1 ( в телефоне )

Линия Lm объединяет в себе все комбинации ry при которых выполняется равенство M=L , то есть на рынке денег возможно равновесие

Точки лежащие выше линии Lm соответствуют ситуации переизбытка на рынке денег( m>l) поскольку процентные ставки выше равновесной.

Точки лежащие ниже Lm соответствуют ситуации дифецита денег ( m< l )

Поскольку ставки процента ниже равновесной .

 

3. Модель Islm

График 2

Объединим линию is и Lm на одном графике

Из графика видно , что одновременное равновесие на обоих рынках достигается только в точке Е.

Покажем , что только эта точка является устойчивой и равновесие на одном рынке недостаточно для равновесия в экономике в целом .

Область 1 : переизбыток на обоих рынках . Она лежит выше линий . Всего много . Деньги не возражаю ся к товарам

2. Она лежит выше чем эс но ниже чем л . Дефицит на рынке денег и переизбыток на рынке товаров . Товара слишком много

3. Деф. На обоих рынках. Идей не хватает и товаров не хватает

4. Деф. На рынке товаров и переизбыток на рынке денег .

В первом на ситуацию переизбытка реагирует рынок денег

Процентная ставка понижается пока рынок денег не придет в равновесие

На рынке 2. По прежнему переизбыток , поэтому предприниматели уменьшают производство

На рынке денег снова появляется переизбыток , что приводит к дальнейшему снижению ставки процентов

Данный процесс идет до тех пор , пока экономика не придет в точку E

Аналогичным образом можно показать как экономика приходит к равновесию из других областей

 

БЕЗРАБОТИЦА

Это социально - экономическое явление при котором часть трудоспособного населения не может найти работу .

1. Виды и причины безработицы

- фрикционная безработица . Допустим вы закончили вуз и хотите работать. Друг друга не знаете. Отсутствие рабочей информации . Это ситуации когда количество свободных рабочих мест и безработных совпадает , но они не имеют информации друг о друге .

- структурная безработица . Допустим ты маркетолог , а нужен бухгалтер . Не совпадает образование и требование . Ситуация когда количество свободных мест и безработных совпадают , но не совпадает их структура .

- естественная безработица . Это сумма фрикционной и структурной безработицы. Если в экономике есть только естественная безработица , то ее называют экономикой полной занятости )

- Циклическая безработица . Ситуация когда число свободных мест меньше чем число безработных. Вызвана фазой спада экономического цикла .

 

- добровольная безработица . Не хочу быть дворником , я в поисках

- молодежная безработица . Опыта нет. Опытаааа нееееет! Клалификация не соответствует требованиям

-застойная ( очень долгая. )

-сезонная безработица

 

Глобальные причины :

- слишком высокая рождаемость ( допустим страны Африки )

- высокие пособия безработице ( болезнь всех стран с демократией )

- конкуренция с стороны иностранной рабочей силы ( у нас экономика открытая ) Формы : прямая ( мигрантная ) для России норм . Приводит к снижению зп и прочее . Косвенная конкуренция ( импорт )

- автоматизация производства

- низкая мобильность рабочей силы

- дискриминация на рынке труда

 

Экономика практика

с=с+mpc*y

Mpc ( склонность к предельному доходу ) =дельта с / дельта у

 

 

18.02

Последствия безработицы :

- потеря квалификации

- снижение доходов и рост доходов государства

- снижение совокупного спроса

- социальная деградация

ИНФЛЯЦИЯ

Процесс обесценивания денег. Проявляется в двух формах

1. Открытая инфляция - выражается в росте цен , при несущественном качестве товара

2. Подавленная

Выражается в ухудшении качества товара , его дефиците и росте издержек , связанных с его покупками

Данные формы И взаимосвязаны между собой и могут переходить друг в друга

# если государство борется с И административными методами , то она превращается в подавлению.

Если для борьбы с дефицитом товара гос-во отпускает цены , то подваленная И превращается в открытую.

Виды:

1. Умеренная И ( ползучая ) до 10%

2. Голопирающая 10-100%

Данная Ия негативна для экспорта , но может быть побеждена с помощью денежно - Криди них мер гос-ва

3. Гипер И 100%- бесконеч

Данную инф невозможно победить обычными методами , она требует полной перестройки финансовой системы

4. Дефляция

Процесс снижения цен

 

1. Инфляция спроса

вызвана ростом денежной массы и совокупного спроса , при отсутствии соответствующего роста при имущества .

- рос военных и соц расходов

- ценовые ожидания

- рост доходов населения

- рост допустимости кредита

 

2 инф предложения ( издержек )

Вызвана ростом издержек производства

Рисунок 4.

 

3. Импортирующая инф

Связана с внешними по отношению к стороне факторами

1. Рост курса иностранных валют

2. Рост цен на мировых рынках

 

Негативные последствия :

1. Обесценивание доходов

2. Обесценивание

3. Перетор богатства от кредитора к заемщикам

4. Рост неопределенности в экономике приводит к снижению инвистиций , росту процента ставки и пере оку капитала из производства в спекулятивную сферу

 

Борьба с инф :

1. Денежно - кредитные меры

А) % ставки

Б) продажа активов центральным банком

 

20.02.15

 

Экономика

Лекция

Методы инфляции:

1. Развитие конкуренции ( чем меньше монополизма , тем меньше цены )

2. Фиксация цен ( может привести к подбавленной инфляции поэтому применяется только в монополии и при форс - мажорных обстоятельствах : война стихийное бедствие И так далее )

3. Усовершенствование технологий ( тем ниже издержки )

4. Укрепление курсов национальной валюты ( чем рубль крепче , тем цены ниже)

5. Подавление инфляционных ожиданий

6. Сокращение расхода бюджетов ( меньше всего , ниже цены)

Кривая Филипса : взаимосвязь инфляции и безработицы .

Графики :

1. AD спрос

На графике 1 показаны сдвиги линии созданного спроса вызывающие соответствующий рост производств . И каждому уровню производства соответствует некий уровень цен и уровень безработицы . Можем их на графике 2. Если соединить полученные точки , то мы получим кривую Филипса , отражающую обратную взаимосвязь между инфляцией и безработицей.

Чем выше безработица, тем меньше уровень цен. Безработица уменьшается вырастают доходы. Кривая Филипса показывает в первую очередь инфляцию спроса .

Она справедлива только для короткого периода поскольку при ее построение мы использовали ситуацию неполной занятости и неподвижную линию предложения . В долгосрочном периоде ситуация меняется и кривая Филипса принимает вид вертикальной линии соответствующей уровню естественной безработицы.

График 3 показывает что уровень занятости всегда стремится к естественной безработице . Для этого нарисуем на данном графике долгосрочную кривую Филипса . График 4

Phl-долгосрочный период

Phs - короткий период

Возьмем на линии Phs точку А в ней безработица выше естественного уровня это приводит к снижению зп ик возражению безработицык естественной работе . В точки В безработица ниже естественного уровня, то есть наблюдается дефицит рабочей силы . Это приводит к росту зп и возражению безработицы к Ue-естественная безработица . Отсюда следует что на краткосрочной кривой Филипса устойчивой является только точка С , на пересечение.

В реальной экономике данная закономерность не всегда работает из-за действий профсоюзов , долгосрочных контрактов И так далее .

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

Основные функции гос в эк:

1. Создание общественных благ .

2. Создание единых норм поведения и стандартов на территории страны . В каждом коллективе есть свои нормы поведения. Это снижает издержки взаимодействия ( стандартный метр кг И так далее )

3. Поддержка единой финансовой системы .

4. Борьба с негативными внешними эффектами .

5. Решение долгосрочных стратегических задач . Развитие науки .

6. Выравнивание доходов

7. Поддержка экспортеров

8. И так далее

 

1. Виды методов гос регулирования

Всё методы в помощью которых выполняются данные функции можно разделить на два вида.

Первый - административное методы . Основаны на запретах , предупреждения , разрешение стандартов .

Второй - экономический метод . Направленный на повышение выгоды от полезных для общества вида деятельности и снижение выгоды от вредных. Административные методы являются менее гибкими чем экономические и приводят к росту теневой экономике. Кроме того они ограничивают свободу личности. Поэтому в современной экономике административные методы постепенно заменяются экономическими. Тем не менее неразрывно связаны друг с другом.

 

2. Бюджет

 

13.03.15

 

Функций :

3. ЦБ является финансовым агентом государства

Трест ЦБ ведет счета гос учреждений и осуществляет операции с ценными бумагами от имени государства. Компании типа организации Иркутской области обязаны отдавать свои деньги ЦБ

4. Обеспечение стабильности национальной валюты

5. Борьба с инфляцией И так далее

Для успешного осуществления данных функций ЦБ может быть независим от правительства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

Экономический цикл -это период времени между двумя ближайшими подъемами или спадами в экономике.

экономика рзвивается циклично спад и подъем

Рисунок 1 - тетрадь

Причины циклов:

1. Промышленные циклы - вызваны колебаниями в ожиданиях населения и бизнеса, в колебаниях инвестиционной активности И так далее (длина цикла примерно 10 лет)

2. Строительные циклы - колебания из-за строительной активности (10-20лет)

3. Производственные циклы ( обновление оборудование 3-5 лет)

4. Политически цикл ( политика-борьба за власть)

5. Природные причины #пятна на солнце

6. Цикл Кондратьева ( длинные волны 40-60 лет) это колебания в экономике вызванные сменой глобальной технологией ( машины компьютеры интернет) и структурными перестройка ми в экономике. Данная волна может себя исчерпать и так далее

Фазы промышленного ( делового ) цикла:

1. Фаза подъема - наблюдается рост производства, снижение безработицы , рост доходов населения , небольшая инфляция И так далее

2.фаза бума ( после нее начинается спад ) на данной фазе экономика достигает своего потенциала в рамках данной модели развития. При этом она содержит в себе предпосылки для последующего кризиса: через чур оптимистичные ожидания предпринимателей приводит к перепроизводству. ( допустим универ - есть потолок) будущее рассчитано по прошлому тренду; рост кредитования населения и потеря контроля со стороны банка за качество заемщиков. ( кредит берут больше покупателей производители думают что их покупают и производят еще товар ) ; Реальный спрос заменяется спекулятивным - покупка квартир за одну цену а продавать приходится дешевле; фирмы теряют контроль за издержками ; расчет число неэффективных компаний - подъем экономики пусть фигню продают, но ее всё равно покупают. Кризис он очищает, а подъем развивает кучу неэффективных.

3. Фаза спада(кризис) предпосылки фазы бума постепенно приводит к кризису в экономике, который выражается : в росте неплатежей ( заводы которые никому не нужны ) , рост безработицы, банкротство И так далее.

4. Фаза репрессии: экономика достигает своего дна. Наблюдается стабильная высокая безработица, низкий уровень инфляции, высокий дефицит бюджета и тп, но данная фаза содержит в себе предпосылки для фазы подъема: старая модель развития окончательно разрушается; низкая стоимость ресурсов для предпринимателей ; падение стоимости бизнес - услуг; уход с рынка всех неэффективных игроков; компании начинают искать новые пути развития; стимулирование экономики государства.

Фаза подъема...

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ