Интервьюирование (опрос)

Интервьюирование является обязательной составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он не работал. Поэтому выработка у студентов-клиницистов навыков интервьюирования − важный этап обучения в юридической клинике. Термин «интервьюирование клиента» получил международное признание: юристы всего мира под интервьюированием клиента понимают собеседование с клиентом с целью получения от него информации, имеющей правовое значение.

Интервьюирование − способ проведения опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Проведение интервьюирования (опроса) − это процесс получения от клиента необходимых сведений о фактических обстоятельствах дела, которые позволят всесторонне оценить правовую ситуацию и дать правильную юридическую консультацию.

При оказании консультационной помощи клиентам юристы применяют закон к фактическим обстоятельствам конкретного дела. В связи с этим студент-консультант должен работать, опираясь на две составляющих, одной из которых является юридическая литература, второй – информация от клиента, содержащая фактические обстоятельства дела и предоставляемая на условиях доверия и конфиденциальности.

Чтобы решить тот или иной юридический вопрос, студент-консультант обязан выяснить все фактические обстоятельства дела.

Цели интервьюирования:

1. Получить информацию о фактах по делу.

2. Установить контакт с клиентом.

3. Определить имеющиеся юридические проблемы.

4. Обсудить с клиентом возможные юридические решения его проблем.

5. Дать совет клиенту и развить действенные взаимоотношения с клиентом.

Итак, в собеседовании участвуют два человека: юрист и клиент. Юрист − это профессионал, который обладает знаниями права и определенными профессиональными навыками, но до определенного момента ничего не знает об обстоятельствах конкретной проблемы клиента, а клиент − человек, который столкнулся с правовой проблемой, не знает правовых вариантов ее разрешения и в связи с этим нуждается в правовой помощи. В процессе интервьюирования клиент и юрист должны достигнуть взаимопонимания, хотя преследуют они различные цели.

Клиенту необходимо:

1. Рассказать о своей ситуации и проблеме так, как он ее представляет.

2. Получить информацию о юридических услугах и о том, как они могут ему помочь.

3. Получить ответы на свои вопросы в отношении того, имеет ли клиент право воспользоваться такими услугами, и какова процедура.

Студенту-консультанту необходимо:

1. Удостовериться, имеет ли клиент право на получение услуг.

2. Информировать клиента о том, какого рода помощь и в каком объеме может быть оказана.

3. Получить точную и полную информацию о проблеме клиента.

4. Сообщить клиенту дополнительную информацию о возможных средствах правовой защиты.

5. Призвать клиента принять активное участие в разрешении его проблемы.