Интервьюирование (опрос)
Интервьюирование является обязательной составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он не работал. Поэтому выработка у студентов-клиницистов навыков интервьюирования − важный этап обучения в юридической клинике. Термин «интервьюирование клиента» получил международное признание: юристы всего мира под интервьюированием клиента понимают собеседование с клиентом с целью получения от него информации, имеющей правовое значение.
Интервьюирование − способ проведения опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Проведение интервьюирования (опроса) − это процесс получения от клиента необходимых сведений о фактических обстоятельствах дела, которые позволят всесторонне оценить правовую ситуацию и дать правильную юридическую консультацию.
При оказании консультационной помощи клиентам юристы применяют закон к фактическим обстоятельствам конкретного дела. В связи с этим студент-консультант должен работать, опираясь на две составляющих, одной из которых является юридическая литература, второй – информация от клиента, содержащая фактические обстоятельства дела и предоставляемая на условиях доверия и конфиденциальности.
Чтобы решить тот или иной юридический вопрос, студент-консультант обязан выяснить все фактические обстоятельства дела.
Цели интервьюирования:
1. Получить информацию о фактах по делу.
2. Установить контакт с клиентом.
3. Определить имеющиеся юридические проблемы.
4. Обсудить с клиентом возможные юридические решения его проблем.
5. Дать совет клиенту и развить действенные взаимоотношения с клиентом.
Итак, в собеседовании участвуют два человека: юрист и клиент. Юрист − это профессионал, который обладает знаниями права и определенными профессиональными навыками, но до определенного момента ничего не знает об обстоятельствах конкретной проблемы клиента, а клиент − человек, который столкнулся с правовой проблемой, не знает правовых вариантов ее разрешения и в связи с этим нуждается в правовой помощи. В процессе интервьюирования клиент и юрист должны достигнуть взаимопонимания, хотя преследуют они различные цели.
Клиенту необходимо:
1. Рассказать о своей ситуации и проблеме так, как он ее представляет.
2. Получить информацию о юридических услугах и о том, как они могут ему помочь.
3. Получить ответы на свои вопросы в отношении того, имеет ли клиент право воспользоваться такими услугами, и какова процедура.
Студенту-консультанту необходимо:
1. Удостовериться, имеет ли клиент право на получение услуг.
2. Информировать клиента о том, какого рода помощь и в каком объеме может быть оказана.
3. Получить точную и полную информацию о проблеме клиента.
4. Сообщить клиенту дополнительную информацию о возможных средствах правовой защиты.
5. Призвать клиента принять активное участие в разрешении его проблемы.