Развитие просвещения в первой половине XIX в. Изучение Казахстана русскими учеными

Присоединение казахских земель к Российской импе­рии вызвало расширение сферы образования и просвещения.

В начале XIX века в мектебах Казахстана преподавали шакирдам «Шаригат ул-иман» (правила мусульманской религии), «Аптиек» (одна седьмая часть Корана), другие религиозные знания. В медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента препода­вание велось на арабском языке, изу­чали средневековую арабскую философию, историю, географию, математику, стали обучать и русскому языку.

Открылись школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске. Требовались учебные заведения по подготовке «толмачей» (переводчиков). В 1789 году в казахской степи открыли «Ази­атскую школу», которая готовила переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Открытые в 1813 году в Омске, в 1825 году в Оренбурге военные училища готовили чиновников для российской администрации. Они преобразованы в 1847 году в Сибирский кадетский корпус и в 1844 году в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.

Школу с обучением на русском и татарском языках организовал хан Внутренней орды Жангир в Ханской Ставке в 1841 году. Школа готовила служащих Оренбургской канцелярии.

В 1831 году в поселениях Омской области открыты училища с русским языком обучения, 19 сентября 1831 - училище в Усть-Каменогорске и интернат для казахов. В 1850 году при Оренбургcкой пограничной комиссии откры­лись школы, в которых казахам знания давались на рус­ском языке. В деле образования учитывались в основном интересы империи. Игнорировалась потребность населения в светском образовании на родном языке.

В 1833-1841 годах при оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений был В.И. Даль. Он собрал образцы устного твор­чества тюркоязычных народов, в 1839 -1840 годах участвовал в хивинском походе русских войск, выразил сочув­ствие Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы, написал повесть «Бикей и Мауляна» о жизни казахов Оренбургского края.

В 1833 году А.С. Пушкин для сбора материалов о пугачевском восстании побывал в Оренбурге. В «Истории Пугачевского бунта» приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов. В Уральске А. С. Пушкин записал поэму «Козы­-Корпеш - Баян-Сулу».

Были организованы научные экспедиции 1848-1849 годов Г.С. Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А. Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточ­нили глубину Аральского моря, составили карты. Путешественники Ковалевский, Северцев, Небольсин занимались изучением быта и истории казахов, материальной культуры, обозначени­ем местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. Ведущую роль играли организованные Русским географи­ческим обществом экспедиции. Левшин, Мейер, Зава­лишин и другие историки-этнографы, исследовали жизнь ка­захского народа. Исследование Левшина - «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей».

Казахская литература и культура первой половины XIX века

В первой половине XIX века на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Отемис-улы (1804-1846), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.

Махамбет Отемис-улы родился в 1804 году в нынешнем Урдинском районе Уральской области. Отец по­эта был состоятельным, влиятельным человеком во Внутренней Орде. Жангир-хан от­правил Махамбета со своим сыном Зул­карнайном в Оренбург(1824-1829) на учебу в качестве воспитателя. В 1829 году за причастность к выступлению шаруа Махамбета заключили в Калмыковскую крепость, где он находился под следствием. Он принял участие в восстании Исатая Тайман-улы как один из вождей. 20 октября 1846 года Махамбет был убит. Стихи Махамбета явля­ются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения.

Один из лучших текстов эпоса «Козы-Корпеш – Баян-сулу» записан Ш. Уалихановым у Жанака и у Шоже. Абыл сохранил эпический цикл «Сорок ногайлин­ских батыров». Жа­нак, Тубек, Шоже и Орынбай, а затем Суинбай были выдающимися мастерами айтыса. Судьбы и произведения Доско­жи и Нысанбая тесно связаны с восстанием Кенесары.

Шернияз Жарылгас-улы (1807-1867) участвовал в восстании 1836-1838 годов во Внутренней Орде. Он совершенствовал искусство по­этической импровизации. Известно его обличительное обращение к султану Баймаганбету.

Шоже Каржаубай-улы (1808-1895) с детства лишен зрения, играл на кобызе. В поэтических состязаниях - айтысах - Шоже не знал поражений. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Ко­зы-Корпеш - Баян-Сулу» был записан от Шоже.

Дулат Бабатай-улы (1802-1871) был одним из самых образованных людей своего времени. Подверг суровой критике суще­ствующие порядки, говорил о бесправии народа, ухудшении нравов общества. Таковы его толгау-раздумья «Акжайлау и Сандыктас», «Сулеймену», «О, Барак мо­лодой». Дулат при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. Его стихотворный сборник «Осиет-нама» в 1880 году был опубликован в Казани и вскоре запрещен царской цензу­рой.

Шортанбай Канай-улы (1818-1881) говорит об общественном неравенстве, угнетении народа, осуждает колониальные порядки. Поэт призывает не стремиться к власти и обогащению, а придерживаться нравственных установок религии. Поэтические наставления Шортанбая и его рассуждения «Предок наш – пророк Адам», объединенные в сборник, были опубликованы в 1888 году и в дальнейшем неоднократно переиздавались.

Суинбай Арон-улы (1822-1895) родился на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. Участвовал в айтысах и стал самым популярным поэтом в Семиречье. Суинбай воспитал своих наследников, среди которых выделился Жамбыл(Джамбул).

Среди музыкальных инструментов наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнаи. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице как анши (певцы) и кюйши (инструменталисты). Кюй - инструментальное сочинение традиционной формы. Жыр, толгау, терме - поэтико-музыкальное произведение.

Хан Младшего жуза Жанторе (убит политическими противниками в 1809 году) создал выда­ющийся кюй «Шалкыма». Из произведений Богды (1765­-1845) наиболее распространен кюй «Боз тобе». В 3ападном Казахстане кюйши Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан подготовили почву для появления гениев Курмангазы и Даулеткерея. В северо-западном Казахстане были широко известны кюйши Тореш, Орынбай, Усен. На северо-востоке, в Сарыарке, распространяли свое искусство домбристы Куан­дык, Али. Эта традиция дала казахской музыке Таттимбета. В Семиречье были известны Есим и Сарша, а на юге Казахстана – Шолак и Альзак. Из песенников выделялся Сегиз-сери Бахрам-улы (1818-1854). От эпохи хана Арынгазы (1816-1821) до нас дошел торжественно приподнятый кюй «Арынгазы».

Получили развитие ремесла: ткачество, войлочное, обработка дерева, кожи, металла, кости и рога. Основным жилищем оставалась войлочная юрта (кииз уй), деревянный остов которой состоял, из шанырака (вершины купола), уыков (купольных жердей) и кереге (раздвижной решетчатой основы) из нескольких отдель­ных решеток - канатов. В первую половину XIX века еще ставили огромные двенадцати-, пятнадцати- и восемнадцатиканатныe юрты. У казахов меньшего достатка юрты были малые, их в разобранном виде можно было перевезти на одном верблюде. Уникальной была юрта, сделанная по заказу хана Жангира и преподне­сенная им Николаю I во время его коронации. Над ней мастера работали около двух лет. Юрты Шынгыса Уалихан-улы и Арынгазы Ханкожа-­улы показаны на выставке при Московском университете в 1867 году. Особенно красиво убранными были свадебные юрты. Парадные юрты готовились также по случаю асов - годовых поминок.

Из меха шили шубы (тон, ишик, жаргак). Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты (жаргак). Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, а из шелка и сукна - шапан. Шекпен - плащ из верблюжьей шерсти. Женская приталенная безрукавка - камзол. Борык - оторо­ченная мехом шапка. Девичья нарядная бобровая шапка - камшатборык. Летняя такыя из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили ты­мак - лисий треух. Головной убор невестки - сауке­ле - высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Через год после замужества женщины носят желек - упрощенное саукеле, а после рождения детей - кимешек. Мужские и женские пояса - белдик, белбау с подвесками: кошелек, поро­ховница, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные по­яса с костяными и металлическими накладками - кисе.