Архитектура и искусство

Благодаря археологическим раскопкам стали известны монумен­тальные постройки в цитаделях Кедера, Джамуката, жилые застройки в Кулане и Кок-Мардане, буддийские храмы и монастыри Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба. Росписи, резьба по штукатурке, резное дерево широко использовались при украшении стен дворцов и храмов. Наряду с растительным и зооморфным орнаментом в украшениях панелей использовалась мел­кая глиняная скульптура ­фигурки птиц и людей.

Монументальные буддий­ские храмы были найдены при раскопках в Суябе и Навакете. В Х - начале ХIII вв. (в связи с распространением ислама) в городах начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи. Наиболее ранние мечети были найдены архео­логами в городах Кедере и Кульшубе. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранним из них является мавзолей Бабаджа-хатун (Х-ХI вв.), выдающимся памятником зодчества является мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.), мавзолей Кара-хана в г. Жамбыле.

Среди городских строений Х - начала XIII вв. встречаются бани, найденные археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней.

С конца IX до XII вв. получает широкое распространение поливная (покрытая глазу­рью) посуда с росписью и гравировкой. Орнаменты - геометри­ческие, буквенные, растительные, зооморфные. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. «Каменные бабы» (так называются эти скульптуры), чаще всего изображают мужчину с усами и бородой, но встречаются и женские фигуры. Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у их могил и у поминальных холмов. С распространением ислама традиция изображения человека исчезает.