Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме


Туристская деятельность - это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно превышают поступления от традиционных сфер туризма (гостини-цы, рестораны, транспорт и др.).

Основными задачами государства являются:

- определение и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);
- создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;
- поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме - ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений по терминологии Всемирной туристской органи-зации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и др.).

Государственный сектор все чаще обращается к информационным технологиям и Интернету как средствам продвижения своего продукта - туристского направления.

В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму (Finnish Tourist Board - FTB) является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.

Особое значение этот совет придает "созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу".

Развитие туристского бизнеса происходило по следующей схеме. В 1992 г. была создана информационная система туристского

рынка (Market Information System - MIS). Первоначально она использовалась для нужд Финского совета по туризму, но скоро доступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцать приложений MIS охватывают спектр деятельности совета и все аспекты туристской отрасли. Приложение "Покупатели и СМИ" содержит информацию о всех туроператорах и турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристский продукт. Приложение "Планы маркетинга" информирует о всех маркетинговых планах, рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общую информацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, его рабочих группах, документацию и переписку по семинарам и рабочим встречам, адреса клиентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявлений для всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.

В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями была создана база данных туристского продукта и услуг (на английском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием PROMIS. Основной объем информации для базы данных поставляется и обновляется информационными провайдерами - партнерами PROMIS - и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.

В 2001 г. национальная туристская организация Финляндии первой в мире начала продвигать национальную базу данных как услугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol - WAP). Эта база включает файлы с информацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.

Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.

В 1990-х гг. в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные технологии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения деятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, которым доносят информацию о туристском продукте, его привлекательности и доступности по цене, легкости и простоте бронирования.

ОМТН, выступая посредником, работают, как правило, безвозмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вовлечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).

Информационная эра меняет стиль жизни. В недалеком будущем ОМТН не нужны будут представительства во всех крупных странах, поставляющих им туристов. Сейчас ОМТН устанавливают электронную связь с поставщиками туристского рынка в рамках региона и предоставляют им возможности самостоятельно обновлять информацию о своем продукте и его наличии; выступают посредниками в предоставлении всего ассортимента продуктов конкретного туристского региона (что особенно важно для мелких и средних предприятий) и электронных каналов (в онлайновом режиме или другим способом) туристским агентам и другим участникам рынка.

Для ОМТН развитие партнерских отношений открывает перспективы более широкого распространения своей информации по туристским регионам. В отрасли туризма существует больше посреднических организаций, чем в любой другой индустрии. К ним относятся туроператоры и турагенты, которые формируют туристские пакеты и занимаются распределением продукта от имени крупных поставщиков, какими являются владельцы гостиниц и авиакомпаний. Это позволяет ОМТН продавать свой продукт че-рез коммерческих посредников на основе специальных договоров.

Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности