Задания

1.Приведите примеры индуктивных, гипо-
тетико-дедуктивных, абдуктивных подходов из
истории экономических наук.

2. Приведите примеры описательных, по­
яснительных, единичных, общих и частных
гипотез в экономике.

3. Приведите примеры конкурирующих ги­
потез в современной экономической науке.

4. Сколько гипотез выдвинуто (две или три)?
Какой их вид?


Тема 9. Гипдтеза

что такие гипотезы более информативны и дают возможность выведения из них большего ко­личества следствий.

Предположительный характер гипотезы означает, что ее утверждения не являются окон­чательными или даже вообще достоверными. С другой стороны, научная гипотеза не может быть гипотезой ad hoc (произвольной), а долж­на быть обоснована посредством имеющихся фактов или уже доказанных положений. Часто, если теория строится с самого начала (а не в качестве продолжения или развития другой те­ории), гипотезы вводятся путем первичного анализа и индуктивного обобщения фактов. В этом случае говорят не о гипотетикодедук-тивном методе вообще, а о такой его разно­видности, как абдукция.

Абдукция (индукция + гипотетико-дедуктив-ный метод) — подход, являющийся разновид­ностью гипотетико-дедуктивного метода и пред­полагающий, что исходные гипотезы вводятся не произвольно, а в результате индуктивных

обобщений.

По своему предмету (характеру изучаемой области или аспекта действительности) теории

делятся на:

а) формальные (логические и математичес­кие теории), изучающие не саму объективную

Тема 9. Гипотеза

«Гипотеза первая: тот, кто продал первую половину коллекции, уже пожалел об этом и хочет снова завладеть ею. Гипотеза вторая: вла­делец второй половины жаждет восполнить коллекцию, как и Джон. Во всяком случае ма­ловероятно, что двадцатилетний молокосос способен самостоятельно провернуть такое ограбление. Кто-то, стоящий за его спиной, тщательно разработал операцию — парень был слишком хорошо информирован» (Дж. Кризи «Приключения Барона»).

5. Сколько версий сформулировано в от­
рывках из произведения О. Блика «Дневники
Прокейна»? Какой способ подтверждения ги­
потезы (версии) используется во втором от­
рывке?

«И он выпрыгнул из окна или упал, или его

выкинули».

6. « — Кроме нас четверых, Оллера и Дила,
только вы знали о причастности к этому делу.

Констебль покачал головой.

—Этого недостаточно.

—Почему же? Джанет была со мной. Уай-
дстейн — дома, с женой и детьми, детективы -
в Бруклине. Остаетесь вы и Прокейн. Прокейн
сказал, что не убивал Франна. Значит, это вы».

Все ли возможные гипотезы здесь перечис­лены? Все ли ложные гипотезы опровергнуты?


Логика

7'. Приведите примеры прямого подтверж­дения (выведения из гипотезы следствий и их верификации) экономических и других гумани­тарных (естественнонаучных) гипотез.

8. Приведите примеры косвенного подтвер­
ждения (путем опровержения альтернатив) эко­
номических и других гуманитарных (естествен­
нонаучных) гипотез.

9. Запишите формулы подтверждения (оп­
ровержения) приведенных примеров.

Контрольные вопросы

■ Умозаключение и его структура.

■ Виды умозаключений.

■ Простой категорический силлогизм и его
общие правила.

■ Фигуры и модусы простого категоричес­
кого силлогизма.

■ Методы построения и проверки просто­
го категорического силлогизма.

■ Метод диаграмм Венна и его преимуще­
ство перед методом диаграмм Эйлера.

■ Метод антилогизма.

■ Условно-категорический силлогизм и его
разновидности (дилемма, трилемма).

■ Разделительный силлогизм.

■ Сложные и сложносокращенные силло­
гизмы.

■ Энтимема, эпихейрема, сорит.


Тема 9. Гипотеза

Индуктивные и дедуктивные умозаклю­
чения.

■ Виды индукции.

■ Научная индукция и ее методы (установ­
ления причинных связей).

■ Умозаключения по аналогии и виды ана­
логии.

■ Понятие аргументации и доказательства.

■ Логические и внелогические факторы

аргументации.

■ Структура доказательства.

■ Основные правила и ошибки доказа­
тельства.

■ Парадоксы, софизмы и паралогизмы и их

роль в аргументации.

■ Понятие гипотезы, виды гипотез.

■ Конкуренция и плюрализм гипотез.

■ Гипотетико-дедуктивный метод и аб­
дукция.

■ Логико-методологические условия обо­
снования научных гипотез.

■ Теория как система научных знаний.

 

■ Основные виды научных теорий.

■ Роль логики в развитии, систематиза­
ции и обосновании научных (экономических)
знаний.

 


 


Логика

РЕКОМ ЕН Д О ВАН Н АЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов В. X., Мшин В. М., Кирик Д. П.
Лопка: Навч. noci6. для економ1ст!в.— К.:
КНЕУ, 2000.- 144 с.

2. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы ло­
гики: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 296 с.

3. Гетманова А. Д. Логика. Словарь и задач­
ник.- М.: Владос, 1998.- 336 с.

4. Жеребкш В. 6. Лопка: Шдручник для
юридичних вуз1в та факультет1в.— X.: Основа,
1995.- 256 с.

5. Жоль К. К. Вступ до сучасно! лопки.- К.:
Либщь, 2002.- 152 с.

6. Ивин А. А. Логика: Учебник для вузов.-
М.: Гардарики, 1999.- 352 с.

7. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник.- М.: ООО
«ТК Велби», 2002.- 288 с.

8. Казаринов В. Ю. Логика: Конспект лек­
ций.- СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2000.- 64 с.

9. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика:
Учебник для юридических вузов.— М.: Юрист,
2000.- 256 с.

10. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.:
Наука, 1971.-656 с.


Литература

11. Курбатов В. И. Логика в вопросах и от­
ветах: Учеб. пособ.— Ростов-на-Дону: Феникс,
1997,- 384 с.

12. Новая философская энциклопедия: В 4 т.—
Т. L- М.: Мысль, 2000.- 722 с; Т. 2.- М.: Мысль,
2001.- 636 с; Т. 3.- М.: Мысль, 2001.- 694 с; Т. 4.-
М.: Мысль, 2001.-606 с.

13. Поварнин С. Спор. О теории и практи­
ке спора.— СПб.: Изд. «Университетская кни­
га», 1996,- 236 с.

14. Солодухин О. А. Логика: Учебник для
вузов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 378 с.

15. Тофтул М. Г. Лопка: Пос1бник для
вуз1в.— К.: Академ1я, 2002.— 368 с.