Задания
1.Приведите примеры индуктивных, гипо-
тетико-дедуктивных, абдуктивных подходов из
истории экономических наук.
2. Приведите примеры описательных, по
яснительных, единичных, общих и частных
гипотез в экономике.
3. Приведите примеры конкурирующих ги
потез в современной экономической науке.
4. Сколько гипотез выдвинуто (две или три)?
Какой их вид?
Тема 9. Гипдтеза
что такие гипотезы более информативны и дают возможность выведения из них большего количества следствий.
Предположительный характер гипотезы означает, что ее утверждения не являются окончательными или даже вообще достоверными. С другой стороны, научная гипотеза не может быть гипотезой ad hoc (произвольной), а должна быть обоснована посредством имеющихся фактов или уже доказанных положений. Часто, если теория строится с самого начала (а не в качестве продолжения или развития другой теории), гипотезы вводятся путем первичного анализа и индуктивного обобщения фактов. В этом случае говорят не о гипотетикодедук-тивном методе вообще, а о такой его разновидности, как абдукция.
Абдукция (индукция + гипотетико-дедуктив-ный метод) — подход, являющийся разновидностью гипотетико-дедуктивного метода и предполагающий, что исходные гипотезы вводятся не произвольно, а в результате индуктивных
обобщений.
По своему предмету (характеру изучаемой области или аспекта действительности) теории
делятся на:
а) формальные (логические и математические теории), изучающие не саму объективную
Тема 9. Гипотеза
«Гипотеза первая: тот, кто продал первую половину коллекции, уже пожалел об этом и хочет снова завладеть ею. Гипотеза вторая: владелец второй половины жаждет восполнить коллекцию, как и Джон. Во всяком случае маловероятно, что двадцатилетний молокосос способен самостоятельно провернуть такое ограбление. Кто-то, стоящий за его спиной, тщательно разработал операцию — парень был слишком хорошо информирован» (Дж. Кризи «Приключения Барона»).
5. Сколько версий сформулировано в от
рывках из произведения О. Блика «Дневники
Прокейна»? Какой способ подтверждения ги
потезы (версии) используется во втором от
рывке?
«И он выпрыгнул из окна или упал, или его
выкинули».
6. « — Кроме нас четверых, Оллера и Дила,
только вы знали о причастности к этому делу.
Констебль покачал головой.
—Этого недостаточно.
—Почему же? Джанет была со мной. Уай-
дстейн — дома, с женой и детьми, детективы -
в Бруклине. Остаетесь вы и Прокейн. Прокейн
сказал, что не убивал Франна. Значит, это вы».
Все ли возможные гипотезы здесь перечислены? Все ли ложные гипотезы опровергнуты?
Логика
7'. Приведите примеры прямого подтверждения (выведения из гипотезы следствий и их верификации) экономических и других гуманитарных (естественнонаучных) гипотез.
8. Приведите примеры косвенного подтвер
ждения (путем опровержения альтернатив) эко
номических и других гуманитарных (естествен
нонаучных) гипотез.
9. Запишите формулы подтверждения (оп
ровержения) приведенных примеров.
Контрольные вопросы
■ Умозаключение и его структура.
■ Виды умозаключений.
■ Простой категорический силлогизм и его
общие правила.
■ Фигуры и модусы простого категоричес
кого силлогизма.
■ Методы построения и проверки просто
го категорического силлогизма.
■ Метод диаграмм Венна и его преимуще
ство перед методом диаграмм Эйлера.
■ Метод антилогизма.
■ Условно-категорический силлогизм и его
разновидности (дилемма, трилемма).
■ Разделительный силлогизм.
■ Сложные и сложносокращенные силло
гизмы.
■ Энтимема, эпихейрема, сорит.
Тема 9. Гипотеза
■ Индуктивные и дедуктивные умозаклю
чения.
■ Виды индукции.
■ Научная индукция и ее методы (установ
ления причинных связей).
■ Умозаключения по аналогии и виды ана
логии.
■ Понятие аргументации и доказательства.
■ Логические и внелогические факторы
аргументации.
■ Структура доказательства.
■ Основные правила и ошибки доказа
тельства.
■ Парадоксы, софизмы и паралогизмы и их
роль в аргументации.
■ Понятие гипотезы, виды гипотез.
■ Конкуренция и плюрализм гипотез.
■ Гипотетико-дедуктивный метод и аб
дукция.
■ Логико-методологические условия обо
снования научных гипотез.
■ Теория как система научных знаний.
■ Основные виды научных теорий.
■ Роль логики в развитии, систематиза
ции и обосновании научных (экономических)
знаний.
Логика
РЕКОМ ЕН Д О ВАН Н АЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнов В. X., Мшин В. М., Кирик Д. П.
Лопка: Навч. noci6. для економ1ст!в.— К.:
КНЕУ, 2000.- 144 с.
2. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы ло
гики: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 296 с.
3. Гетманова А. Д. Логика. Словарь и задач
ник.- М.: Владос, 1998.- 336 с.
4. Жеребкш В. 6. Лопка: Шдручник для
юридичних вуз1в та факультет1в.— X.: Основа,
1995.- 256 с.
5. Жоль К. К. Вступ до сучасно! лопки.- К.:
Либщь, 2002.- 152 с.
6. Ивин А. А. Логика: Учебник для вузов.-
М.: Гардарики, 1999.- 352 с.
7. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник.- М.: ООО
«ТК Велби», 2002.- 288 с.
8. Казаринов В. Ю. Логика: Конспект лек
ций.- СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2000.- 64 с.
9. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика:
Учебник для юридических вузов.— М.: Юрист,
2000.- 256 с.
10. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.:
Наука, 1971.-656 с.
Литература
11. Курбатов В. И. Логика в вопросах и от
ветах: Учеб. пособ.— Ростов-на-Дону: Феникс,
1997,- 384 с.
12. Новая философская энциклопедия: В 4 т.—
Т. L- М.: Мысль, 2000.- 722 с; Т. 2.- М.: Мысль,
2001.- 636 с; Т. 3.- М.: Мысль, 2001.- 694 с; Т. 4.-
М.: Мысль, 2001.-606 с.
13. Поварнин С. Спор. О теории и практи
ке спора.— СПб.: Изд. «Университетская кни
га», 1996,- 236 с.
14. Солодухин О. А. Логика: Учебник для
вузов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 378 с.
15. Тофтул М. Г. Лопка: Пос1бник для
вуз1в.— К.: Академ1я, 2002.— 368 с.