ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
1. Значение аргументации
в достижении объективного истинного научного знания
2. Доказательство как логи
ческая операция
3. Состав и средства аргу
ментации
Аргументация— способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью реализации определенных программ действий, вытекающих из доказываемого положения. Понятие аргументации богаче по содержанию, чем понятие доказательства: целью доказательства является обоснование истинности тезиса, а целью аргументации является еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса. Форма аргументации также шире, чем 193
Логика
форма доказательства, поскольку она предполагает использование также внелогических факторов (лингвистического, риторического, психологического и др.).
Доказательство — совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ними суждений.
Структура доказательства: тезис, аргументы идемонстрация.
Тезис — это то, что доказывается, то есть доказываемое суждение.
Аргументы — то, посредством чего доказывается, то есть истинные суждения, используемые для доказательства тезиса.
В качестве аргументов могут выступать:
1) удостоверенные единичные факты;
2) определения понятий;
3) аксиомы и постулаты;
4) законы науки итеоремы.
Демонстрация — способ, которым производится доказательство, то есть способ логической связи между тезисом и аргументами.
Демонстрацию и доказательство не следует путать с обоснованием. Так, если демонстрация — это способ доказательства, то само доказательство есть частный случай обоснова-
Тема 8. Логические основы аргументации
1 сл!и и. * ж
шя. Последнее может быть демонстративным [если производится в форме дедукции, полной ши математической индукции; в этом случае «но является доказательством) и недемонстративным (в форме неполной индукции или
аналогии).
Например, нужно доказать утверждение •Неискренность вызывает недоверие».
Для доказательства используем аргументы, представляющие собой удостоверенные единичные факты и определения понятий.
1. Любой обман вызывает недоверие, по
скольку не является утверждением, соответ
ствующим действительности.
2. Неискренность — это обман, так как она
является умышленным искажением действи
тельности.
Следовательно, неискренность вызывает недоверие (утверждение доказано).
В ходе доказательства могут также использоваться промежуточные допущения, то есть вспомогательные положения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются при переходе к окончательному результату рассуждения. Виды и правила доказательств
По своей форме доказательства делятся на два вида:
Логика
а) прямые (непосредственно обосновыва
ется истинность тезиса) и
б) непрямые (косвенные) (истинность те
зиса доказывается через ложность антитезиса).
Непрямые же доказательства, в свою очередь, делятся на апагогические и разделительные.
Апагогическое доказательство (доказательство от противного) — непрямое доказательство, в котором из антитезиса (утверждения, противоположного тезису) выводятся следствия, явно противоречащие действительности или уже известным и доказанным положениям.
Разделительное доказательство — непрямое доказательство, состоящее в том, что из разделительного суждения, представляющего собой весь спектр возможных альтернатив, в состав которого входит тезис, последовательно исключаются все альтернативы, за исключением самого тезиса.
Правила доказательного (аргументированного) рассуждения делятся на:
1) правила, относящиеся к тезису, 2) правила, относящиеся к аргументам и 3) правила, относящиеся к демонстрации. Нарушение этих правил приводит к логическим ошибкам.
Правила, относящиеся к тезису1. Тезисом может быть только то положение, которое действительно нужно доказывать 196
Тема 8. Логические основы аргументации в данных конкретных условиях (не нужно обосновывать обоснованное).
2. Тезис должен быть четко определенным
и адекватно сформулированным суждением
(или системой суждений).
3. Тезис должен оставаться неизменным,
тождественным самому себе на протяжении
всего доказательства.
Правилаи ошибки, относящиеся
к аргументам
1.Аргументы должны быть истинными; при этом их истинность должна быть четко установленной.
Возможные ошибки:
а) так называемая «основная ошибка», ког
да аргумент заведомо ложен;
б) «опережение основы», когда аргумент
представляет собой положение, которое само
требует доказательства.
2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от
тезиса.
Ошибка на это правило называется «логическим кругом», то есть когда одно (тезис) доказывается через другое, а другое (аргумент) — через первое.
Логика
3. Аргументы должны представлять собой достаточное основание для тезиса.
Ошибка («поп sequitur») возникает в том случае, когда тезис не вытекает из аргумента. Существует много различных вариантов этой ошибки, среди них:
> аргумент взят из сферы, не имеющей пря
мого отношения к предмету спора;
> аргумент, рассчитанный на невежество;
> аргумент, основывающийся на авторитете;
> аргумент, рассчитанный на сочувствие к
его автору;
> аргумент, рассчитанный на зависть, не
приязнь и т. п.;
> аргумент «к кошельку»;
> аргумент «силы»;
> а также «чрезмерное доказательство», «до
казательство от условного к безусловному», «от
отдельного к общему» и «от общего к отдель
ному», «доказательство для публики», «для че
ловека» и т. п.
Правило, относящееся к демонстрации: > демонстрация должна соответствовать правилам того умозаключения, в форме которого проводится данное доказательство.
Как было показано ранее, существует множество различных правил как простого, так и других видов силлогизма; нарушение любого из
Тема 8. Логические основы аргументации них приводит к ошибке «не следует» (тезис не вытекает из доказательства).
Операция, обратная доказательству, называется опровержением. Опровержение — обоснование ложности тезиса или несоответствия правилам доказательства тезиса, аргументов или
демонстрации.
Опровержения делятся на:
1) опровержения путем критики тезиса
(в том числе путем доведения его до абсурда);
2) опровержения путем критики аргументов;
3) опровержения путем критики демонст
рации.
Опровержение путем критики тезиса есть установление ложности тезиса или его несоответствия правилам относительно тезиса. В качестве разновидности этого можно рассматривать опровержение путем доведения до абсурда, то есть выведение из опровергаемого тезиса следствий, непосредственно или опосредованно противоречащих действительности или здравому смыслу.
Опровержение путем критики аргументов — обоснование несовершенства доказательства через установление ложности или недостоверности аргументов, наличие логического круга либо того, что аргументы не находятся в необходимой связи с тезисом. 199
Логика
Опровержение путем критики демонстрации -обоснование несовершенства доказательства через установление неправомерности связи между тезисом и аргументами, то есть неправильности умозаключения, в форме которой производится доказательство.
Ошибки, допускаемые в ходе аргументации, могут быть умышленными и неумышленными. Софизм — логическая ошибка, сделанная умышленно.
Паралогизм — логическая ошибка, сделанная неумышленно.
Например, софизм, известный еще со времен древних греков.
«Софист дурачит простого честного человека:
— У тебя есть пес? Очень злой.
- Да, есть.
- А у пса есть щенята?
—Да, есть.
—А ты уверен, что твой пес — отец ще
нятам?
—Да, уверен. Я сам видел, как он спари
вался с их матерью.
- А ты уверен, что он твой?
- Да, уверен. Я сам взял его еще щенком и
вырастил.
Тема 8. Логические осно'вы аргументации — Значит, пес твой, и он — отец, следовательно, он — твой отец, а ты — собачий сын и
брат щенятам».
Не все софизмы, известные еще древним грекам, на самом деле являются софизмами. Некоторые из них представляют собой
парадоксы.
Парадокс - рассуждение, в котором доказывается как истинность, так и ложность определенного суждения; а также в определенной мере обоснованное суждение, противоречащее, однако, здравому смыслу или общепринятым
мнениям.
Например, высказывание «Я всегда лгу». Если предположить, что оно истинно, то тогда я лгу и сейчас, и следовательно, я не лгу. И наоборот, если представить, что это неправда, то тогда я не лгу, а говорю правду, и следовательно действительно (в соответствии с высказыванием) всегда лгу.
Разновидностью парадокса является антиномия (противоречие закона самому себе).
Антиномия — соединение взаимопротиворе-чащих друг другу высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительные логические обоснования; неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе и проявляющееся при попытке их доказательства. 201
Ярким примером антиномий могут служить антиномии чистого разума И. Канта.
Внелогические моменты теории аргументации находят свое отображение в эристике.
Эристика (гр. era — «спор») — искусство ведения спора, умение убеждать других в истинности высказываемых взглядов.
Ключевое понятие эристики — понятие спора. Спор — столкновение несовместимых друг с другом суждений, в котором каждая из сторон доказывает свою правоту.
Нужны ли споры? Одни отвечают утвердительно и говорят, что в спорах рождается истина; другие — отрицательно, утверждая, что споры — это только пустая трата сил и времени. Очевидно, что те и другие имеют в виду разные виды споров. Среди последних выделяют:
—спор ради истины;
—спор ради убеждения (кого-то в чем-то);
—спор ради победы (демонстрации соб
ственной убедительности);
—спор ради самого спора;
—внутренний спор (внутренние сомнения).
Очевидно, что все эти разновидности служат разным целям, каждая своей, оказываясь ненужными во всех остальных случаях.
В споре участвуют, по крайней мере, два человека — пропонент (выдвигающий тезис) и оппонент (выступающий с критикой тезиса).
Тема 8. Логические основы аргументации В зависимости от количества участников и ряда других формальных признаков выделяют также следующие разновидности спора.
Дискуссия — публичный спор, ведущийся
компетентными людьми на собраниях, симпо-
I зиумах, конференциях, семинарах, и имеющий
целью решение определенной проблемы или
| по крайней мере выявление путей ее решения
и сближение позиций участников.
Полемика — вид публичного спора, характеризуемый противостоянием, конфронтацией и противоборством сторон; форма противопоставления принципиально разных точек зрения. Диспут — устный публичный спор при обсуждении научного или общественно важного вопроса с привлечением специалистов или заинтересованных лиц.
Дебаты — спор в форме обмена мыслями по тем или иным теоретическим вопросам.
Дискуссия, полемика, диспут и дебаты достаточно редко встречаются в чистом виде, чаще мы имеем дело с теми или иными их комбинациями. Кроме того, следует отметить, что данные термины (как и вообще все термины, имеющие широкое распространение среди разных социальных групп) не имеют одного и того же общепризнанного значения, а потому могут пониматься по-разному.
Логика
В заключение следует также рассмотреть корректные и некорректные способы ведения спора.
Корректные способы — это способы, отвечающие законам логики и морали. Некоторые из них сформулированы риторикой (теорией ораторского искусства). Это, прежде всего, приемы, основывающиеся на знании языка и определенных секретов психики. Среди них следует упомянуть такие «разрешенные хитрости», как:
а) принятие на себя инициативы (не дожи
даясь замечаний и вопросов соперника, само
му направлять ход спора);
б) использование аргументов оппонента для
опровержения его же точки зрения;
в) введение неожиданных для оппонента
выводов из его же тезиса или аргументов, при
водящих его к противоречию или даже заме
шательству;
4) иногда также перекладывание «тягот доказательства» на соперника (например, на заявление «докажите, что это так» следует ответ «А Вы докажите, что это не так») и т. п.
Некорректные способы ведения спора — это способы, предполагающие умышленное нарушение логических норм (использование софизмов), выдавание истинного за ложное, достоверного за недостоверное и наоборот, а также
Тема 8. Логические осндвы аргументации прямое психологическое воздействие на личность оппонента.
Среди хитростей подобного рода можно
выделить:
а) хитрости относительно тезиса (умышленное его искажение, притворное непонимание и чрезмерное уточнение, чтобы все как можно больше запутать, потеря или забывание
тезиса и т. п.);
б) хитрости относительно аргументов (упоминаемые ранее логические ошибки относительно аргументов, такие как аргументы к личности, на публику, ссылки на авторитет и т. п.); в) хитрости относительно демонстрации (это собственно логические хитрости, представляющие собой искажение соответствующих логических норм, использование софистических приемов) (например: «Знаешь ли ты этого человека в маске? Нет? Но это твой отец. Получается, что ты не знаешь собственного отца»).
Искусство полемики состоит в том, чтобы достигать цели спора, используя корректные и не используя некорректные способы
ведения спора.
Если целью спора является установление истины, то следует привести несколько советов на этот счет:
Логика
а) прежде установить некий общий базис,
совокупность положений, одинаково приемле
мых для всех сторон спора;
б) четко установить объем и содержание
(смысл) используемых понятий и не менять их
в ходе спора;
в) заранее запастись аргументами, наибо
лее сильные из которых следует придерживать
до наступления подходящей ситуации, ис
пользовать против оппонента его же собствен
ные аргументы и не бояться в случае необ
ходимости признавать собственные ошибки
или просчеты;
г) никогда не забывать об исходном тезисе;
д) нельзя не считаться с правилами «хоро
шего тона».
Следование этим рекомендациям позволяет сделать спор содержательным и полезным для выявления истины.
Задания
I. Найти тезис, аргументы, указать способ демонстрации (если есть).
1. Я не успел укрыться: внезапно налетела
буря.
2. «Относительно высокого уровня техни
ческая мысль достигла в автомобилестроении:
южнокорейские автомобили марки «Пони»,
Тема 8. Логические основы аргументации «Иксэл», экспортируемые в США, Канаду, государства Западной Европы и развивающиеся страны, изготовлены на базе отечественной технологии» (И. А. Шин).
3. «Клевета похожа на докучную осу: если
у вас нет уверенности, что вы тут же на месте
убьете ее, то и отгонять не пытайтесь, не то
она вновь нападет на вас с еще большей яро
стью» (Н. С. Шамфор, философ XVIII в.).
4. «Со счастьем дело обстоит, как с часами:
чем проще механизм, тем они реже портятся.
Самые неточные — это часы с репетицией, осо
бенно, если у них есть минутная стрелка; ну а
если они еще показывают дни, недели и месяцы
года, то поломкам нет конца» (Н. С. Шамфор).
И. Какая логическая ошибка содержится в приведенных высказываниях?
1. Из-за того, что «некоторые врачи оши
баются», говорят, что «все врачи ошибаются».
2. Иногда можно услышать фразы: «В ма
газине ничего нет», «Сейчас все болеют грип
пом» и т. п.
III. 1. Деревенский брадобрей бреет всех мужчин в деревне, кроме тех, которые бреются сами. Кто бреет брадобрея?
2. Я принципиально не имею никаких убеждений. Является ли это убеждением?
I emu ,. а — Тема 9. ГИПОТЕЗА |
1 fcJMcl С». ■ ■/■■■<«, . И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ■»■'»'»■ ■ ■ М ГУ |
Логика
IV. Проанализируйте софизмы. 1. «Все, что ты не терял, у тебя Ты не терял рогов. Следовательно, они у тебя есть». 2. «У тебя есть пес?
- Да, есть.
- А у пса есть щенята?
- Да, есть.
- А ты уверен, что твой пес — отец щенятам?
- Да, уверен.
- И он твой, не так ли?
- Да, мой.
- Значит, пес твой, и он — отец, следова
тельно, он — твой отец, а ты — собачий сын и
брат щенятам».
есть. |
Логика
ет собой совокупность понятий и высказываний, определенным образом субординированных и связанных между собой логически так, что одни из них определяются через другие или даже выводятся из них. Основными функциями теории являются систематизация и объяснение изучаемых явлений, а также выявление законов изучаемой области или аспекта действительности. Наиболее важная функция теории - это объяснение. Часто даже говорят, что объяснить явления некоторого класса -значит построить их теорию, и наоборот, построить теорию — значит объяснить соответствующий класс явлений.
Научное объяснение явления Н (согласно теории Гемпеля — Оппенгейма) представляет собой логический вывод, посылками которого является некоторая непустая совокупность законов L1, ..., Ln той области действительности, к которой относится объясняемое явление Н, и некоторое истинное единичное высказывание Е (выражающее, к примеру, условие, при котором имеет место Н), которое указывает на определенное явление из той же области; заключением же вывода является Н. Такое объяснение в зависимости от характера логического следования, приводящего к данному выводу, может быть дедуктивным или вероятностным.
1. Понятие и виды гипотезы
2. Теория как система науч
ных знаний. Основные виды
научных теорий
3. Роль логики в развитии,
систематизации и обосно
вании научных знаний
Теория - система обобщенного абстрагированного знания, отличающаяся от входящих в ее состав понятий, законов, гипотез и представляющая собой одну из ферм отображения действительности в мышлении. В отличие от понятия и суждения в общем случае теория не является отдельной мыслью, а представляет собой некоторую систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или определенным аспектам той или иной области
действительности.
Как система знания, в отличие от совокупности обыденного знания, теория представля-209
Такое определение является чисто формальным и не отображает всей специфики действительных научных объяснений.
Например:
Все хищники питаются мясом (закон L). Лев — хищник (Е).
Следовательно, лев питается мясом (Н).
Вряд ли ученый может удовлетвориться подобным объяснением, которое тем не менее полностью соответствует вышеприведенному формальному определению.
Среди действительных научных объяснений различают объяснения явлений и объяснения законов. Объяснение явления указывает на причину явления и раскрывает механизм ее действия. Могут быть также объяснения явлений, опускающие причину и непосредственно показывающие механизм реализации явления. Например, объясняя принцип работы компаса, мы сразу указываем на механизм взаимодействия его намагниченной стрелки и магнитного поля Земли. Объяснения явлений делятся также на причинные (предполагается явное или неявное указание на причину явления) и телеологическими (вместо указания на причину дается указание на цель, реализации которой служит явление или признак). Пример телеологического объяснения:
Логика
«Почему у льва такие большие зубы? Чтобы разрывать добычу» (телеологические объяснения используются в биологии, социальных и экономических науках и практически не используются в естественных, кроме биологии). Объяснение законов науки представляет собой объяснение повторяемости явлений, фиксируемых в формулировках законов. Исходным пунктом обычно является некоторое индуктивное обобщение. Нужно найти ему объяснение, и прежде всего сказать, является ли повторяемость случайной или обусловливается взаимосвязью повторяемых явлений. Объяснение сводится к раскрытию механизма взаимосвязи. Это достигается через раскрытие сущности самих явлений, участвующих в ней. Переход от отдельного к общему оказывается обоснованным только в том случае, когда показана необходимость повторяющихся свойств. Необходимость и приводит ко всеобщности, лежащей в основе повторяемости (то есть закона). Фактически приведенные в 6-м разделе методы индуктивной логики (являющиеся методами поиска причинных взаимосвязей) являются также методами выяшгения всеобщей сущности, ведущей к отображаемой в законе повторяемости.
Тема 9. Гипотеза
Объяснение всегда связано с определенным типом вопроса, предшествующего ему.
Вопрос — способ выделения неизвестного и подлежащего познанию и объяснению в рамках уже известного.
Основные типы вопросов, предваряющих научное объяснение:
> «Что?» (Что представляет собой объяс
няемое явление или факт?);
> «Почему?» (Какова его причина?);
> «Каким образом?» (Каков механизм
причины, обусловленности или взаимосвязи
явлений?).
Эти типы являются всего лишь одной из разновидностей возможных вопросов вообще. Всего же таких разновидностей можно выделить четыре:
1. «Что, как, почему?» — вопросы (рассмот
ренные выше).
2. «Ли» - вопросы (например, «Является
ли человек существом разумным?»).
3. «Какой, кто, какие?» - вопросы (напри
мер, «Какие животные водятся в Африке?»).
4. «Сколько?» — вопросы («Сколько весит
(каков вес) атом водорода?»).
Говорят, что правильно поставленный вопрос содержит в себе большую часть ответа. Правильность постановки вопроса зависит от
Логика
истинности (или неистинности) его предпосылок («Кто зажигает звезды?» - вопрос неправильный, поскольку их никто не зажигает), ясности его контекста и формулировки («Мужики, у вас клей есть?» — «Нет». «Мужики, я вам клей принес»; предполагалось ли, что клей может быть нужнее?).
Таким образом, объяснения (вместе с предшествующими им вопросами) играют ключевую роль в построении научных теорий. Вместе с тем следует отметить, что существуют также теории, ограничивающиеся только описанием и систематизацией некоторого эмпирического материала. Это так называемые дескриптивные (описательные) или эмпирические (феноменологические) теории. Они могут содержать в себе те или иные индуктивные обобщения, однако роль последних не следует переоценивать.
Вообще же по способам своего построения теории делятся на дескриптивные (описательные), дедуктивные (основывающиеся на постулатах или аксиомах) и гипотетико-дедуктивные (построенные посредством гипотетико-дедук-тивного или абдуктивного метода).
Дескриптивные (описательные) теории отличаются от простых констатации наличием систематизации и классификации широкого
Тема 9. ГипЬтеза
! спектра фактов, относящихся к соответствующей области.
Дедуктивные (часто их также называют аксиоматическими) теории — теории, основывающиеся на той или иной системе аксиом или постулатов — положений, постулируемых (априорно принимаемых) в качестве истинных и не требующих доказательств (в виду своей очевидности или общепринятых соглашений).
Чисто дедуктивные полностью аксиоматизированные теории встречаются достаточно редко и в основном в формальных (логика, математика) науках. Гипотетико-дедуктивные теории — это теории, в которых нет четкого разделения на исходные и производные положения, основывающиеся на так называемом гипотетико-дедуктивном методе.
Гипотетико-дедуктивный метод — способ научного исследования, заключающийся в том, что вначале высказывается несколько гипотез, а затем дедуктивным путем из гипотез выводятся следствия. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, которых касается гипотеза, то она признается истинной.
Научная гипотеза представляет собой высказывание или теорию (группу высказываний), представляющих собой некоторое предположение, то есть возможный ответ на вопрос о су-
Логика
шествовании, причинах или происхождении какого-либо явления.
Гипотезы бывают описательные и пояснительные, а также единичные, общие и частные. Рабочие гипотезы — предположения, выдвигаемые чаще всего в начале исследования какого-либо явления или класса явлений и не ставящие еще задачу выяснения всех его причин или закономерностей.
Для того же, что бы достичь большей эв-ристичности, важно иметь не одну, а несколько конкурирующих гипотез, что составляет так называемый принцип плюрализма гипотез и позволяет более полно и многогранно охватить возможный спектр исследуемых явлений и получить правильные выводы.
Конкурирующие гипотезы — предположения, по-разному объясняющие одно и то же явление или событие. Выбор в пользу одной из гипотез делается в процессе их проверки и построения окончательных теорий. Среди конкурирующих гипотез предпочтение обычно отдается более простым, содержащим меньше недосказанных предпосылок и следствий, а также позволяющим предсказывать какие-либо новые, еще неизвестные факты (обладающие более высоким коэффициентом эвристичнос-ти). С логической точки зрения это означает,
Логика
действительность, а методы ее познавательного освоения;
б) естественнонаучные (теории физики,
химии, биологии, медицины и т. п.), изучаю
щие объективные, не зависящие от человека
стороны действительности;
в) гуманитарные (теории философии, со
циологии, культурологии, эстетики, экономи
ческой науки и т. п.), изучающие различные
аспекты жизни и деятельности человека.
Формальные теории (обычно) являются чисто дедуктивными (аксиоматическими), а естественнонаучные — гипотетико-дедуктив-ными и абдуктивными. Многие же гуманитарные теории часто тяготеют к дескриптивно-классификаторному характеру.