Виды вопросов
1. Уточняющие:
а)простые (условные и безусловные);
б) сложные (соединительные и разделитель
ные). Пример: «Кто является автором опер
«Аида», «Риголетто», «Трубадур»?», «Вы хоти
те кофе или чаю?»
2. Восполняющие:
а)простые («Какой город является столицей Португалии?»;
Логика
б) сложные («Кто, когда и где соверши покушение на президента Кеннеди?»).
Предпосылкой (базисом) вопроса является содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. Операторами вопроса выступают стова: кто?, что?, когда?'и пр.
Вопросы делятся на логически корректные (предпосылки которых являются истинными суждениями) и логически некорректными (предпосылки коих ложны — «Перестал ли ты бить своего отца?»).
Правила постановки вопросов 1.Корректность.
2. Предусмотренные альтернативы ответа
(«да» / «нет»).
3. Краткость и ясность.
4. Доступность формулировки (простота
вопроса).
5. В сложных разделительных вопросах
необходимо перечислить все альтернативы.
6. Необходимость отличать обычный воп
рос от риторического, который является суж
дением («Быть или не быть...»).
Вопросы, в зависимости от формы ответа, делятся на:
1) прямые вопросы, на которые можно ответить «да» / «нет»;
Тема 6. Логика вопросов и ответов 2)прямые вопросы, которые требуют конкретного точного ответа («Который час?»);
3)полупрямые, когда спрашивается, какое из двух (или более) суждений истинно.
Вопросы, возникающие в результате человеческой практики, обычно направлены на объекты познания (предметы мысли), которые подразделяются на:
I) эмпирические объекты:
1)вещи;
2)события (явления); 3) процессы;
II) теоретические объекты (источники - мыс
лительная деятельность):
1)реальные (атомы, электроны, кварки
и т. д.);
2) абстрактные:
а) возникающие в познании при интенсио
нальном употреблении имен (абсолютное, че
ловек, существо и т. д.);
б) объекты, являющие собой некоторые
свойства, отношения предметов действитель
ности, превращенные в самостоятельные
предметы мысли (упругость, дружба, красо
та и т. д.);
3) идеализированные объекты познания («абсолютно черное тело», «идеальный газ»,
классы, множества);
Логика
4)идеальные объекты познания: мысли, знания, информация, система координат, векторы и т. п.
Среди ответов различают:
1) истинные и ложные;
2) прямые и косвенные;
3) полные и неполные.
По гносеологическому статусу (по отношению к действительности) ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно или адекватно отражает действительность. Прямые и косвенные ответы — это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.
Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на восполняющий вопрос «Когда была принята Конституция Украины?» будет суждение: «Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года». Прямым ответом на уточняющий вопрос «Является ли дельфин рыбой?» будет суждение: «Нет, дельфин не является рыбой».
Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область
Тема 6. Логика вопросов и ответов поиска ответа и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. Так, для юпроса «Когда была принята Конституция Украины?» косвенным будет следующий ответ: «Конституция Украины была принята накану-е 5-й годовщины независимости Украины». На вопрос «Является ли дельфин рыбой?» косвен-ым будет ответ: «Дельфин относится к млекопитающим».
При реконструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени принятия Конституции Украины, но и о времени наступления 5-й годовщины независимости Украины. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией о том, что дельфин — это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.
По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.
Краткие — это односложные — утвердительный и отрицательный ответы: «да» или «нет». Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Карл Маркс атеистом?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый —
Логика
«Да, Карл Маркс был атеистом».То же и для отрицательного ответа.
Краткие ответы наиболее подходящи для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными. По объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.
Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный уточняющий вопрос: «Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?» полным будет следующий ответ: «Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, дополнение -второстепенным членом». На сложный восполняющий вопрос: «Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?» полным будет следующий ответ: «Памятник Великому князю Киевскому Владимиру Святославовичу установлен в 1853 году в Киеве в честь 770-летия крещения Руси».
Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или
Тема 6. Логика вопросов и ответов составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос: «Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, подлежащее является главным членом предложения». На вопрос «Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?» неполным будет ответ: «Памятник князю Владимиру установлен в честь 770-летия крещения Руси».
Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о роли сказуемого в предложении, а второй ответ не указывает времени и места установления памятника.
Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.
Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, то есть понятийно-структурная характеристика вопро-149
Логика
са. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов,
Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих или провокационных вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты — люди, прибегающие ради победы в споре к логическим уловкам. Один из них софизм — «Рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?». В другой уловке софист спрашивает: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?».
Скрытые в этих вопросах утверждения приводят к тому, что независимо от характера ответа на них («да» / «нет») отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога, или же, что он бил или продолжает бить своего отца.
Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный еще древним грекам софизм «Куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?». На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну?» Снова
Тема 6. Логика вопросов и ответов ответ: «Да». Утвердительные ответы продолжайся до того момента, когда от кучи песка уже ничего не осталось.
Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.
Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов кто? что? где? когда? как? и тому подобных, которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.
В вопросе «Кто изобрел телефон?» под словом «кто» имеется в виду личность, но неясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальности, профессии, возрасту, имени и т. п. Требуются уточнения и для слов: «когда» (эпоха, век, месяц, год, число?) «где» (континент, страна, область, город?).
Особые трудности могут возникнуть при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Является ли Рихард Вагнер французским композитором и автором оперы «Лоэнгрин»?» краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:
Логика
1) Рихард Вагнер не является французским
композитором и не является автором оперы
«Лоэнгрин»;
2) Рихард Вагнер является французским
композитором и не является автором оперы
«Лоэнгрин»;
3) Рихард Вагнер не является французским ком
позитором и является автором оперы «Лоэнгрин».
Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» ответить «Да», то не ясно что имеется в виду:
1) курение и вредно, и аморально;
2) курение вредно, но не аморально;
3) курение не вредно, но аморально.
Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае — развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утвердительным ответами.
Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них играет важную роль в уголовном процессе, служит рациональной основой успешного проведения допросов, свидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических опросов путем анкетирования.
Тема 6. Логика вопросов и ответов
Правила дискуссии (спора) Спор— столкновение мнений или позиций, в ходе которого приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Спор — важное средство прояснения и решения вопросов, вызывающих разногласия. Искусство ведения спора называется эристикой.В зависимости от цели, которую преследуют спорящие стороны, спор делят на: 1)спор для выявления истины; 2) спор для убеждения; 3)спор для победы.
Таким образом, целью спора может быть либо обнаружение истины, либо убеждение противной стороны в своей правоте, либо достижение победы. Спор, направленный не на истину, а на победу,— это всегда спор о ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Отстаиваемые ценности могут быть всеобщими или
индивидуальными.
Объединение деления споров на корректные и некорректные с делением их по их цели на преследующие истину и преследующие по-153
Логика
беду над противником дает четыре разновидности спора:
Дискуссия- спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы.
Полемика— спор, направленный на победу над противником и использующий только корректные приемы.
Эклетика— спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.
Софистика— спор, имеющий своей целью достижение победы над противником с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
Не существует общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разновидности спора, однако некие общие положения все же можно выделить.