Виды вопросов

1. Уточняющие:

а)простые (условные и безусловные);

б) сложные (соединительные и разделитель­
ные). Пример: «Кто является автором опер
«Аида», «Риголетто», «Трубадур»?», «Вы хоти­
те кофе или чаю?»

2. Восполняющие:

а)простые («Какой город является столи­цей Португалии?»;


Логика

б) сложные («Кто, когда и где соверши покушение на президента Кеннеди?»).

Предпосылкой (базисом) вопроса являет­ся содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту или неопределенность которого тре­буется устранить. Операторами вопроса выс­тупают стова: кто?, что?, когда?'и пр.

Вопросы делятся на логически корректные (предпосылки которых являются истинными суждениями) и логически некорректными (пред­посылки коих ложны — «Перестал ли ты бить своего отца?»).

Правила постановки вопросов 1.Корректность.

2. Предусмотренные альтернативы ответа
(«да» / «нет»).

3. Краткость и ясность.

4. Доступность формулировки (простота
вопроса).

5. В сложных разделительных вопросах
необходимо перечислить все альтернативы.

6. Необходимость отличать обычный воп­
рос от риторического, который является суж­
дением («Быть или не быть...»).

Вопросы, в зависимости от формы ответа, делятся на:

1) прямые вопросы, на которые можно от­ветить «да» / «нет»;


Тема 6. Логика вопросов и ответов 2)прямые вопросы, которые требуют кон­кретного точного ответа («Который час?»);

3)полупрямые, когда спрашивается, какое из двух (или более) суждений истинно.

Вопросы, возникающие в результате чело­веческой практики, обычно направлены на объекты познания (предметы мысли), которые подразделяются на:

I) эмпирические объекты:
1)вещи;

2)события (явления); 3) процессы;

II) теоретические объекты (источники - мыс­
лительная деятельность):

1)реальные (атомы, электроны, кварки

и т. д.);

2) абстрактные:

а) возникающие в познании при интенсио­
нальном употреблении имен (абсолютное, че­
ловек, существо и т. д.);

б) объекты, являющие собой некоторые
свойства, отношения предметов действитель­
ности, превращенные в самостоятельные
предметы мысли (упругость, дружба, красо­
та и т. д.);

3) идеализированные объекты познания («абсолютно черное тело», «идеальный газ»,

классы, множества);


 


Логика

4)идеальные объекты познания: мысли, знания, информация, система координат, век­торы и т. п.

Среди ответов различают:

1) истинные и ложные;

2) прямые и косвенные;

3) полные и неполные.

По гносеологическому статусу (по отноше­нию к действительности) ответы могут быть ис­тинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение пра­вильно или адекватно отражает действительность. Прямые и косвенные ответы — это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.

Прямым называется ответ, взятый непосред­ственно из области поиска ответов, при конст­руировании которого не прибегают к дополни­тельным сведениям и рассуждениям. Напри­мер, прямым ответом на восполняющий воп­рос «Когда была принята Конституция Украи­ны?» будет суждение: «Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года». Прямым от­ветом на уточняющий вопрос «Является ли дельфин рыбой?» будет суждение: «Нет, дель­фин не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который бе­рут из более широкой области, нежели область


Тема 6. Логика вопросов и ответов поиска ответа и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. Так, для юпроса «Когда была принята Конституция Украины?» косвенным будет следующий ответ: «Конституция Украины была принята накану-е 5-й годовщины независимости Украины». На вопрос «Является ли дельфин рыбой?» косвен-ым будет ответ: «Дельфин относится к мле­копитающим».

При реконструировании косвенного отве­та на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени принятия Конституции Украины, но и о времени наступ­ления 5-й годовщины независимости Украины. Во втором случае отвечающий располагал до­полнительной информацией о том, что дель­фин — это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непере­секающихся класса.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие — это односложные — утвердитель­ный и отрицательный ответы: «да» или «нет». Развернутые — это ответы, в каждом из ко­торых повторяются все элементы вопроса. На­пример, на вопрос «Был ли Карл Маркс атеис­том?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый —


Логика

«Да, Карл Маркс был атеистом».То же и для отрицательного ответа.

Краткие ответы наиболее подходящи для простых вопросов; при сложных вопросах це­лесообразно пользоваться развернутыми отве­тами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными. По объему представленной в ответе инфор­мации они могут быть полными или неполны­ми. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопро­са. Например, на сложный уточняющий воп­рос: «Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными чле­нами предложения?» полным будет следующий ответ: «Подлежащее и сказуемое являются глав­ными членами предложения, дополнение -второстепенным членом». На сложный воспол­няющий вопрос: «Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Вла­димиру?» полным будет следующий ответ: «Па­мятник Великому князю Киевскому Владими­ру Святославовичу установлен в 1853 году в Киеве в честь 770-летия крещения Руси».

Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или


Тема 6. Логика вопросов и ответов составных частей вопроса. Так, на приведен­ный выше вопрос: «Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второсте­пенными членами предложения?» — непол­ным будет ответ: «Нет, неверно, подлежащее является главным членом предложения». На вопрос «Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?» неполным будет ответ: «Памятник князю Вла­димиру установлен в честь 770-летия креще­ния Руси».

Неполный ответ на первый вопрос не со­держит информации о роли сказуемого в пред­ложении, а второй ответ не указывает времени и места установления памятника.

Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса дей­ствует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмыс­ленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определен­ный ответ, то сформулируй точный и опреде­ленный вопрос.

Под точностью и определенностью в дан­ном случае имеется в виду логическая, то есть понятийно-структурная характеристика вопро-149


 


Логика

са. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в ра­циональном использовании сложных вопросов,

Двусмысленные понятия нередко исполь­зуются в улавливающих или провокационных вопросах, в которых содержится скрытая ин­формация. К таким вопросам прибегали древ­негреческие софисты — люди, прибегающие ради победы в споре к логическим уловкам. Один из них софизм — «Рогатый», когда пред­лагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?». В другой уловке софист спрашивает: «Продолжаешь ли ты бить свое­го отца?».

Скрытые в этих вопросах утверждения при­водят к тому, что независимо от характера от­вета на них («да» / «нет») отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога, или же, что он бил или про­должает бить своего отца.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при по­становке вопроса понятий. Примером может служить известный еще древним грекам софизм «Куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?». На вопрос отвечают: «Да». Софист про­должает: «А если удалить еще одну?» Снова


Тема 6. Логика вопросов и ответов ответ: «Да». Утвердительные ответы продолжа­йся до того момента, когда от кучи песка уже ничего не осталось.

Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через та­кие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.

Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопроси­тельных слов кто? что? где? когда? как? и тому подобных, которые сами по себе не отличают­ся достаточной точностью.

В вопросе «Кто изобрел телефон?» под сло­вом «кто» имеется в виду личность, но неясно, по какому признаку она должна быть выделе­на: по национальности, профессии, возрасту, имени и т. п. Требуются уточнения и для слов: «когда» (эпоха, век, месяц, год, число?) «где» (континент, страна, область, город?).

Особые трудности могут возникнуть при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Является ли Рихард Вагнер французским композитором и автором оперы «Лоэнгрин»?» краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумева­ет по меньшей мере три возможных ответа:


Логика

1) Рихард Вагнер не является французским
композитором и не является автором оперы
«Лоэнгрин»;

2) Рихард Вагнер является французским
композитором и не является автором оперы
«Лоэнгрин»;

3) Рихард Вагнер не является французским ком­
позитором и является автором оперы «Лоэнгрин».

Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктив­ный вопрос. Например, если на вопрос «Куре­ние вредно или аморально?» ответить «Да», то не ясно что имеется в виду:

1) курение и вредно, и аморально;

2) курение вредно, но не аморально;

3) курение не вредно, но аморально.

Неопределенность кратких ответов снима­ется в первом случае — развернутым отрица­тельным, а во втором — развернутым утверди­тельным ответами.

Знание логического механизма постанов­ки вопросов и конструирования ответов на них играет важную роль в уголовном процессе, слу­жит рациональной основой успешного прове­дения допросов, свидетельствований, опозна­ния и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических опро­сов путем анкетирования.


Тема 6. Логика вопросов и ответов

Правила дискуссии (спора) Спор— столкновение мнений или позиций, в ходе которого приводят аргументы в поддерж­ку своих убеждений и критикуют несовмести­мые с последними представления другой сто­роны. Спор является частным случаем аргу­ментации, ее наиболее острой и напряженной формой. Спор — важное средство прояснения и решения вопросов, вызывающих разногласия. Искусство ведения спора называется эристикой.В зависимости от цели, которую преследуют спорящие стороны, спор делят на: 1)спор для выявления истины; 2) спор для убеждения; 3)спор для победы.

Таким образом, целью спора может быть либо обнаружение истины, либо убеждение противной стороны в своей правоте, либо до­стижение победы. Спор, направленный не на истину, а на победу,— это всегда спор о ценно­стях, об утверждении каких-то собственных оце­нок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Отстаи­ваемые ценности могут быть всеобщими или

индивидуальными.

Объединение деления споров на коррект­ные и некорректные с делением их по их цели на преследующие истину и преследующие по-153


 


       
   
 
 

 

Логика

беду над противником дает четыре разновид­ности спора:

Дискуссия- спор, направленный на дости­жение истины и использующий только коррек­тные приемы.

Полемика— спор, направленный на победу над противником и использующий только кор­ректные приемы.

Эклетика— спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.

Софистика— спор, имеющий своей целью достижение победы над противником с исполь­зованием как корректных, так и некорректных приемов.

Не существует общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разно­видности спора, однако некие общие положе­ния все же можно выделить.